26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Как это будет по-нерусски?"

Архивная публикация 2003 года: "Как это будет по-нерусски?"

Хорошо там, где нас нет. И ровно до тех пор, пока мы там не появляемся. Это я о качестве обслуживания пластиковых карт за рубежом."Профиль" периодически инспектирует российские торговые точки на предмет качества обслуживания пластиковых карт. О результатах своей ревизии мы уже не раз рассказывали на страницах журнала. Во время наших походов, как правило, в очередной раз подтверждается невысокое качество обслуживания карточек. На что большинство банкиров говорят обычно следующее: "Ну ты же понимаешь, что у нас рынок-то толком начал развиваться лишь несколько лет назад, мало опыта у торговых точек, да и сами клиенты пока не набили руку. Совсем другое дело Европа и Штаты. Вот где без "пластика" чувствуешь себя чужим на празднике жизни".
Не то чтобы я не доверяю мнению уважаемых "пластиковых спецов"...
Тем не менее я просила коллег, отправлявшихся нынешним летом за границу, собирать все казусы, связанные с использованием "пластика". И, как выяснилось, не зря.
Забавных и поучительных историй набралось довольно много. Поэтому мы решили рассказать о наиболее распространенных проблемах, с которыми может столкнуться любой турист за рубежом, вне зависимости от степени подкованности в "пластиковых" делах.
В отличие от России, где далеко не всегда требуют удостоверение личности при оплате по картам, за рубежом практически всегда приходилось ходить с паспортом. Потому как очень велик шанс того, что вас откажутся обслуживать без удостоверения личности. И никакие копии "краснокожего документа" вас не спасут.
Вообще, европейцы на редкость подозрительны. Если паспорт не потребуют, так заставят в магазине на терминале еще и ПИН-код ввести. Такая история произошла с нашей коллегой в Португалии. Оплачивая покупку по карте VISA Classic, журналистке "Профиля" пришлось вводить свой код в PIN-PAD (специальное устройство при терминале). Это формально не противоречит правилам, но даже в России подобное требование выдвигают крайне редко -- как ни крути, а это явное проявление недоверия.
Считается, что оплатить по "пластику" за рубежом можно практически все: от сувениров до меховых манто. На счет манто -- без комментариев, никто из нас их не покупал. А вот что касается всяких мелких магазинчиков и кафе, то это большое заблуждение считать, что там легко расплатиться по карте. Например, в Испании у вас могут принять карту лишь в том случае, если стоимость купленных товаров превышает 15--20 евро (до такого произвола, кстати, у нас никто не додумался). Так что наличие логотипа платежных систем на дверях заведения еще ни о чем не говорит. Например, в Испании и Турции у наших коллег не раз отказывались принять карту на том основании, что, мол, банк-эквайер берет с магазина комиссию и поэтому "пластик" им невыгоден. Так что не пойти ли вам к банкомату и не снять ли наличные, а потом -- милости просим.
Нечто подобное произошло с сотрудницей "Профиля" и в Таиланде. Стоя уже около кассы супермаркета, чтобы расплатиться за товар, она выяснила следующее: стоимость покупок при оплате "пластиком" увеличится на 5%. Таким образом, клиент, а не торговая точка платит банку за эквайринг.
Возвратимся в Европу. Например, в Хорватии или Болгарии, где хватает российских туристов, во-первых, довольно мало торговых точек, где принимают "пластик", а во-вторых, даже на самых популярных курортах один банкомат на город -- это норма.
Горе без ума

Впрочем, казусы происходят и по вине самих туристов. Прежде всего это касается тех, кто не слишком разбирается в финансовых условиях обслуживания карт. Довольно анекдотичная история произошла на Кипре с моей подругой. Впервые воспользовавшись карточкой для поездки за рубеж, девушка положила на счет около $400. Тратить деньги по "пластику", особенно с непривычки, как известно, чисто психологически проще: количество купюр-то в кошельке не уменьшается. И все же в какой-то момент наша героиня сообразила, что потратила куда больше, чем $400. В таких случаях, по идее, следует позвонить в банк и узнать о состоянии счета. До такой простой вещи, увы, она не додумалась. Слишком богатое женское воображение (или чудовищная глупость) подсказало ей версию о том, почему вдруг на карте появились дополнительные деньги. Девушка вообразила, что номер карточки был взломан и какие-то люди отмывают через карточку деньги. Вот и решила продолжить тратить дальше, пока есть такая возможность.
Просвещение стоило нашей героине более $1200 -- именно на такую сумму пришла уже в Москве выписка по счету из банка. Конечно, девушка явно невнимательно изучала правила и в результате залезла в карман банка, получив овердрафт (то есть перерасход средств). История известная: торговая точка принимала к оплате карту, не запрашивая авторизации. На Кипре, в частности, при небольших покупках (в эквиваленте не более $50), авторизацию не запрашивают. В результате сумма списывается с банка через несколько дней. Этим, кстати, любят пользоваться нечистые на руку российские граждане, находясь за рубежом. Наша же героиня смошенничала, даже не подозревая об этом. Однако этим все ее беды не закончились, так как помимо $1200 ей пришлось также платить комиссию за пользование овердрафтом.
В России авторизация по любым операциям и по любым суммам обязательна, поэтому подобные эскапады у нас невозможны.
Другая история произошла непосредственно с автором этих строк пару недель назад в Испании. Прекрасно зная о существовании системы Tax Free (возврат НДС), я кропотливо собирала все чеки в надежде вернуть себе часть потраченных средств на таможне. Перед отлетом на родину мне посчитали, что с моих 110 евро полагается вернуть всего порядка 8 евро (7%). Впрочем, из этих денег я получила лишь половину суммы. На таможне, куда я обратилась со своим Tax Free-cheque, мне заявили, что берут комиссию, которая составила около 50% от моих жалких 8 евро. Объяснили это тем, что при покупке товаров я расплачивалась по карте. "Вот если б вы платили наличностью, то и получили бы сумму полностью", -- сказали мне с милой улыбкой.
Вот такие истории. Так что у России с Европой много общего. Даже слишком.

Хорошо там, где нас нет. И ровно до тех пор, пока мы там не появляемся. Это я о качестве обслуживания пластиковых карт за рубежом."Профиль" периодически инспектирует российские торговые точки на предмет качества обслуживания пластиковых карт. О результатах своей ревизии мы уже не раз рассказывали на страницах журнала. Во время наших походов, как правило, в очередной раз подтверждается невысокое качество обслуживания карточек. На что большинство банкиров говорят обычно следующее: "Ну ты же понимаешь, что у нас рынок-то толком начал развиваться лишь несколько лет назад, мало опыта у торговых точек, да и сами клиенты пока не набили руку. Совсем другое дело Европа и Штаты. Вот где без "пластика" чувствуешь себя чужим на празднике жизни".

Не то чтобы я не доверяю мнению уважаемых "пластиковых спецов"...

Тем не менее я просила коллег, отправлявшихся нынешним летом за границу, собирать все казусы, связанные с использованием "пластика". И, как выяснилось, не зря.

Забавных и поучительных историй набралось довольно много. Поэтому мы решили рассказать о наиболее распространенных проблемах, с которыми может столкнуться любой турист за рубежом, вне зависимости от степени подкованности в "пластиковых" делах.

В отличие от России, где далеко не всегда требуют удостоверение личности при оплате по картам, за рубежом практически всегда приходилось ходить с паспортом. Потому как очень велик шанс того, что вас откажутся обслуживать без удостоверения личности. И никакие копии "краснокожего документа" вас не спасут.

Вообще, европейцы на редкость подозрительны. Если паспорт не потребуют, так заставят в магазине на терминале еще и ПИН-код ввести. Такая история произошла с нашей коллегой в Португалии. Оплачивая покупку по карте VISA Classic, журналистке "Профиля" пришлось вводить свой код в PIN-PAD (специальное устройство при терминале). Это формально не противоречит правилам, но даже в России подобное требование выдвигают крайне редко -- как ни крути, а это явное проявление недоверия.

Считается, что оплатить по "пластику" за рубежом можно практически все: от сувениров до меховых манто. На счет манто -- без комментариев, никто из нас их не покупал. А вот что касается всяких мелких магазинчиков и кафе, то это большое заблуждение считать, что там легко расплатиться по карте. Например, в Испании у вас могут принять карту лишь в том случае, если стоимость купленных товаров превышает 15--20 евро (до такого произвола, кстати, у нас никто не додумался). Так что наличие логотипа платежных систем на дверях заведения еще ни о чем не говорит. Например, в Испании и Турции у наших коллег не раз отказывались принять карту на том основании, что, мол, банк-эквайер берет с магазина комиссию и поэтому "пластик" им невыгоден. Так что не пойти ли вам к банкомату и не снять ли наличные, а потом -- милости просим.

Нечто подобное произошло с сотрудницей "Профиля" и в Таиланде. Стоя уже около кассы супермаркета, чтобы расплатиться за товар, она выяснила следующее: стоимость покупок при оплате "пластиком" увеличится на 5%. Таким образом, клиент, а не торговая точка платит банку за эквайринг.

Возвратимся в Европу. Например, в Хорватии или Болгарии, где хватает российских туристов, во-первых, довольно мало торговых точек, где принимают "пластик", а во-вторых, даже на самых популярных курортах один банкомат на город -- это норма.

Горе без ума


Впрочем, казусы происходят и по вине самих туристов. Прежде всего это касается тех, кто не слишком разбирается в финансовых условиях обслуживания карт. Довольно анекдотичная история произошла на Кипре с моей подругой. Впервые воспользовавшись карточкой для поездки за рубеж, девушка положила на счет около $400. Тратить деньги по "пластику", особенно с непривычки, как известно, чисто психологически проще: количество купюр-то в кошельке не уменьшается. И все же в какой-то момент наша героиня сообразила, что потратила куда больше, чем $400. В таких случаях, по идее, следует позвонить в банк и узнать о состоянии счета. До такой простой вещи, увы, она не додумалась. Слишком богатое женское воображение (или чудовищная глупость) подсказало ей версию о том, почему вдруг на карте появились дополнительные деньги. Девушка вообразила, что номер карточки был взломан и какие-то люди отмывают через карточку деньги. Вот и решила продолжить тратить дальше, пока есть такая возможность.

Просвещение стоило нашей героине более $1200 -- именно на такую сумму пришла уже в Москве выписка по счету из банка. Конечно, девушка явно невнимательно изучала правила и в результате залезла в карман банка, получив овердрафт (то есть перерасход средств). История известная: торговая точка принимала к оплате карту, не запрашивая авторизации. На Кипре, в частности, при небольших покупках (в эквиваленте не более $50), авторизацию не запрашивают. В результате сумма списывается с банка через несколько дней. Этим, кстати, любят пользоваться нечистые на руку российские граждане, находясь за рубежом. Наша же героиня смошенничала, даже не подозревая об этом. Однако этим все ее беды не закончились, так как помимо $1200 ей пришлось также платить комиссию за пользование овердрафтом.

В России авторизация по любым операциям и по любым суммам обязательна, поэтому подобные эскапады у нас невозможны.

Другая история произошла непосредственно с автором этих строк пару недель назад в Испании. Прекрасно зная о существовании системы Tax Free (возврат НДС), я кропотливо собирала все чеки в надежде вернуть себе часть потраченных средств на таможне. Перед отлетом на родину мне посчитали, что с моих 110 евро полагается вернуть всего порядка 8 евро (7%). Впрочем, из этих денег я получила лишь половину суммы. На таможне, куда я обратилась со своим Tax Free-cheque, мне заявили, что берут комиссию, которая составила около 50% от моих жалких 8 евро. Объяснили это тем, что при покупке товаров я расплачивалась по карте. "Вот если б вы платили наличностью, то и получили бы сумму полностью", -- сказали мне с милой улыбкой.

Вот такие истории. Так что у России с Европой много общего. Даже слишком.

ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».