Архивная публикация 2003 года: "Какой же ты горький, сладкий ты мой!"
Чтобы иметь удивительно белые зубы, блестящие волосы и излучать здоровье, нужно не смотреть рекламу, а поедать шоколад. Правда, горький, а не молочный. В этом деле россияне показывают все более убедительные успехи.Только поймите правильно. Поглощать шоколадки тоннами не надо. А вот в умеренных дозах -- просто обязательно.
Впрочем, как говорит статистика, до тонн нам еще далеко. Продажи шоколада и изделий из него, по данным маркетинговой компании ACNielsen, в нынешнем году в России достигнут 449 тыс. тонн, в денежном выражении это $2,17 млрд. (в 2002 году -- 421 тыс. тонна на сумму в $1,8 млрд.).
По мнению директора по корпоративным вопросам компании Mars Дмитрия Шульги, "рынок шоколада будет и дальше развиваться поступательно -- примерно теми же темпами, что и реальные доходы населения". Пока же россияне не входят в число лидеров по поеданию шоколада: у нас этого продукта на одного человека приходится всего 2,2 кг в год (в Швейцарии -- 12 кг, в Германии и Бельгии -- 10 кг, во Франции -- 7 кг).
По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", лишь 29,4% российских любителей плиточного шоколада едят его раз в неделю и чаще. Большинство же -- 50,8% потребителей -- балуют себя в среднем 2 раза в месяц.
Рынок шоколада, как и многие другие, принято делить по ценовым категориям. Так вот, шоколадки бывают трех классов: "эконом" -- до 300 рублей за кг, "премиум" -- по 300--500 рублей за кг и "суперпремиум" -- выше 500 рублей за кг.
Доля экономичного сегмента в стоимостном выражении снизилась с мая прошлого года по май нынешнего с 74% от общего объема рынка до 67%. Произошло это за счет увеличения продаж дорогого шоколада (классов "премиум" и "суперпремиум") с 26% до 33%.
Как известно, существует несколько видов шоколадной продукции: драже, батончики и вафли в шоколаде, плиточный шоколад, развесные конфеты, конфеты в коробках и фигурный шоколад. В РФ наиболее активно покупают плиточный шоколад (30,5% от общего объема продаж) и развесные конфеты (41,9%).
Российский рынок шоколада примерно поровну поделен между российскими (по данным ACNielsen, за июнь--июль 2003 года на долю отечественных производителей пришлось 43,9% продаж в денежном выражении) и международными (53,5%) компаниями.
В количественном же выражении ситуация несколько иная: на долю международных компаний пришлось 44,7% продаж, на долю российских -- 51,3%. Иными словами, отечественные шоколадки шире представлены в недорогом сегменте, а иностранцы -- в "премиумном".
Лидерами продаж являются компании "Бабаевский", "Красный Октябрь", Kraft, Mars и Nestle. По данным ACNielsen, на их долю в августе 2002 -- июле 2003 года пришлось 62,3% продаж в денежном выражении и 62,9% в физическом.
В последнее время ведущие международные производители шоколада переносят свое производство на территорию России: в общем объеме продаж около 70% составляет продукция, произведенная на территории нашей страны.
Правда, говорить о полном переносе производства шоколада в РФ нельзя -- доля импортного шоколада по-прежнему довольно высока и равна примерно 30% от общего объема продаж. По данным ГТК РФ, в 2002 году в Россию было ввезено 134 тыс. тонн шоколада, из которых примерно четверть -- из стран дальнего зарубежья (Польша, Германия, Италия, Швейцария). Основным же импортером сладостей является Украина, на которую приходится порядка 65% от общего объема импорта.
Отрадно, что в последнее время в России растет потребление привычного нам так называемого черного (или горького) шоколада. По данным ACNielsen, за июнь--июль 2003 года доля черного шоколада в продажах составила 25,4% (в 2001 году -- всего 14,6%), молочного -- 59,5% (73,1%), белого -- 10,7% (10,1%). По словам заместителя гендиректора по корпоративному развитию компании "А. Коркунов" Ивана Алипова, "к настоящему времени население наелось молочными батончиками, и исконные предпочтения россиян к горькому шоколаду стали брать вверх".
Кстати, горький шоколад, в отличие от молочного, по словам гендиректора медицинского диетологического центра "ФормМедРус" Лидии Ионовой, менее калориен и в небольших дозах даже полезен, так как "в нем содержится больше порошка какао-бобов, включающего в себя огромное количество минералов, таких как железо, магний, марганец и цинк, которые необходимы человеческому организму -- в том числе и для укрепления зубов".
Наиболее популярные у россиян марки плиточного шоколада (% от потребителей)*
Чтобы иметь удивительно белые зубы, блестящие волосы и излучать здоровье, нужно не смотреть рекламу, а поедать шоколад. Правда, горький, а не молочный. В этом деле россияне показывают все более убедительные успехи.Только поймите правильно. Поглощать шоколадки тоннами не надо. А вот в умеренных дозах -- просто обязательно.
Впрочем, как говорит статистика, до тонн нам еще далеко. Продажи шоколада и изделий из него, по данным маркетинговой компании ACNielsen, в нынешнем году в России достигнут 449 тыс. тонн, в денежном выражении это $2,17 млрд. (в 2002 году -- 421 тыс. тонна на сумму в $1,8 млрд.).
По мнению директора по корпоративным вопросам компании Mars Дмитрия Шульги, "рынок шоколада будет и дальше развиваться поступательно -- примерно теми же темпами, что и реальные доходы населения". Пока же россияне не входят в число лидеров по поеданию шоколада: у нас этого продукта на одного человека приходится всего 2,2 кг в год (в Швейцарии -- 12 кг, в Германии и Бельгии -- 10 кг, во Франции -- 7 кг).
По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", лишь 29,4% российских любителей плиточного шоколада едят его раз в неделю и чаще. Большинство же -- 50,8% потребителей -- балуют себя в среднем 2 раза в месяц.
Рынок шоколада, как и многие другие, принято делить по ценовым категориям. Так вот, шоколадки бывают трех классов: "эконом" -- до 300 рублей за кг, "премиум" -- по 300--500 рублей за кг и "суперпремиум" -- выше 500 рублей за кг.
Доля экономичного сегмента в стоимостном выражении снизилась с мая прошлого года по май нынешнего с 74% от общего объема рынка до 67%. Произошло это за счет увеличения продаж дорогого шоколада (классов "премиум" и "суперпремиум") с 26% до 33%.
Как известно, существует несколько видов шоколадной продукции: драже, батончики и вафли в шоколаде, плиточный шоколад, развесные конфеты, конфеты в коробках и фигурный шоколад. В РФ наиболее активно покупают плиточный шоколад (30,5% от общего объема продаж) и развесные конфеты (41,9%).
Российский рынок шоколада примерно поровну поделен между российскими (по данным ACNielsen, за июнь--июль 2003 года на долю отечественных производителей пришлось 43,9% продаж в денежном выражении) и международными (53,5%) компаниями.
В количественном же выражении ситуация несколько иная: на долю международных компаний пришлось 44,7% продаж, на долю российских -- 51,3%. Иными словами, отечественные шоколадки шире представлены в недорогом сегменте, а иностранцы -- в "премиумном".
Лидерами продаж являются компании "Бабаевский", "Красный Октябрь", Kraft, Mars и Nestle. По данным ACNielsen, на их долю в августе 2002 -- июле 2003 года пришлось 62,3% продаж в денежном выражении и 62,9% в физическом.
В последнее время ведущие международные производители шоколада переносят свое производство на территорию России: в общем объеме продаж около 70% составляет продукция, произведенная на территории нашей страны.
Правда, говорить о полном переносе производства шоколада в РФ нельзя -- доля импортного шоколада по-прежнему довольно высока и равна примерно 30% от общего объема продаж. По данным ГТК РФ, в 2002 году в Россию было ввезено 134 тыс. тонн шоколада, из которых примерно четверть -- из стран дальнего зарубежья (Польша, Германия, Италия, Швейцария). Основным же импортером сладостей является Украина, на которую приходится порядка 65% от общего объема импорта.
Отрадно, что в последнее время в России растет потребление привычного нам так называемого черного (или горького) шоколада. По данным ACNielsen, за июнь--июль 2003 года доля черного шоколада в продажах составила 25,4% (в 2001 году -- всего 14,6%), молочного -- 59,5% (73,1%), белого -- 10,7% (10,1%). По словам заместителя гендиректора по корпоративному развитию компании "А. Коркунов" Ивана Алипова, "к настоящему времени население наелось молочными батончиками, и исконные предпочтения россиян к горькому шоколаду стали брать вверх".
Кстати, горький шоколад, в отличие от молочного, по словам гендиректора медицинского диетологического центра "ФормМедРус" Лидии Ионовой, менее калориен и в небольших дозах даже полезен, так как "в нем содержится больше порошка какао-бобов, включающего в себя огромное количество минералов, таких как железо, магний, марганец и цинк, которые необходимы человеческому организму -- в том числе и для укрепления зубов".
Наиболее популярные у россиян марки плиточного шоколада (% от потребителей)*
Alpen Gold | 40,7 |
"Воздушный" | 24,2 |
"Аленка" | 18,6 |
"Сударушка" | 16,7 |
"Бабаевский" | 16,3 |
Wispa | 15,7 |
Nestle Classic | 15,5 |
"Кофе с молоком" | 15,5 |
Nesquik | 14,5 |
"Совершенство" | 14,4 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
Какой шоколад любят в России* в натуральном выражении (% от продаж)
драже | 1,3 |
батончики и вафли в шоколаде | 12 |
плиточный шоколад | 30,5 |
развесные конфеты | 41,9 |
конфеты в коробках | 13,9 |
фигурный шоколад | 0,4 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
Какой шоколад любят в России* в денежном выражении (% от продаж)
драже | 1,7 |
батончики и вафли в шоколаде | 13,9 |
плиточный шоколад | 32,9 |
развесные конфеты | 25,4 |
конфеты в коробках | 24,2 |
фигурный шоколад | 1,9 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным маркетинговой компании ACNielsen за август 2002 -- июль 2003 года.
Россияне все глубже садятся в калошу -- в том смысле, что в стране существенно растет производство резиновой обуви. По данным Госкомстата РФ, за январь--июль 2003 года российские предприятия произвели 8,6 млн. пар резиновой обуви (калош, рабочих и рыбацких сапог, пляжных тапочек). Это на 13,7% больше, чем за то же время в прошлом году.
По мнению экспертов отрасли, рост обусловлен прежде всего появлением небольших предприятий, использующих итальянское оборудование и изготавливающих небольшие партии товара улучшенного качества и дизайна. На долю таких компаний сегодня приходится 85% объема "резинового" рынка, годовой оборот которого оценивается в $25 млн.
А вот бывшие гиганты калошной индустрии, напротив, все больше впадают в депрессию. По мнению представителя одного из бывших лидеров отрасли Томского завода резиновой обуви, "кризис производства вызван устаревшим оборудованием, а также невыгодным территориальным расположением большинства предприятий, существенно влияющим на увеличение транспортных расходов". Дело в том, что, по непонятным причинам, большинство предприятий отрасли советские плановики разместили за Уралом (может быть, калоши тогда считались стратегическими изделиями и заводы по их выпуску должны были оказаться вне пределов досягаемости врага). А вот недавно возникшие заводики располагаются в европейской части страны -- там, где больше всего и покупают калоши и резиновые сапоги.
Производство резиновой обуви в России (млн. пар)*
2000 год | 16,8 |
2001 год | 16,5 |
2002 год | 14,1 |
2003 год** | 15,2 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным маркетинговой компании ACNielsen за август 2002 -- июль 2003 года.
* По данным Госкомстата РФ.
** Прогноз.
В России падает производство тракторов. По данным Госкомстата РФ, за январь--июль 2003 года российские машиностроительные предприятия произвели 4,4 тыс. тракторов (к прошлому году -- минус 29,9%). Из выпущенных машин 75% пришлось на сельхозтехнику.
По мнению специалистов "АСМ-Холдинга", координирующего деятельность сельхозмашиностроительных предприятий России, "основная причина сокращения производства тракторов -- в бедности крестьянских хозяйств".
Впрочем, бедность на селе непреходящая. Поэтому точнее было бы сказать, что падение производства тракторов -- в ее обострении. Дело в том, что затоваривание рынка аграрной продукцией в прошлом году, вызванное высоким урожаем, привело к обвалу цен. В результате сельхозпроизводители понесли убытки и не смогли закупать трактора хотя бы в прежних объемах.
По оценке экспертов отрасли, парк сельскохозяйственных тракторов в России по сравнению с 1991 годом сократился наполовину. Сейчас на селе работает 646 тыс. машин, 40% из которых давно выработали свой ресурс. Ежегодно тракторный парк обновляется менее чем на 3%.
Производство тракторов в России (штук)*
1998 год | 9800 |
1999 год | 15 400 |
2000 год | 19 200 |
2001 год | 15 200 |
2002 год | 9005 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным маркетинговой компании ACNielsen за август 2002 -- июль 2003 года.
* По данным Госкомстата РФ.
** Прогноз.
* По данным Госкомстата РФ.
ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».