Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Ключ в двери"

Одна из статей расходов на перепись — информационная кампания. Ведь если граждане не откроют двери своих квартир, перепись просто не состоится.«Профиль»: Для успешного проведения переписи важна готовность граждан идти на контакт с переписчиками. При этом многие говорят, что открывать двери переписчикам, скорее всего, не будут. Насколько население готово активно участвовать в этом мероприятии?
Леонид Бурмистров: Число людей, которые считают, что перепись вообще не нужна, а выделенные на нее деньги надо направить на другие нужды, ничтожно мало. В принципе, необходимость проведения переписи осознают большинство граждан. Другое дело, что существует проблема доверия к власти и за те полтора-два года, которые мы занимаемся переписью, невозможно принципиально изменить отношение граждан к государству. Если какая-то группа населения государству не доверяет, ничего с этим сделать нельзя. Опросы показывают, что стабильно 3—4% граждан не готовы участвовать в переписи, и эта цифра находится в пределах статистической погрешности — 3,6%. Что же касается информационной кампании, я считаю, что она прошла достаточно успешно — учитывая ограниченное бюджетное финансирование и имевшиеся у нас организационные возможности.
«П.»: Какую часть общих расходов на перепись составляют затраты на информирование населения?
Л.Б.: В общей смете расходов на перепись бюджет пиар-кампании составляет $8 млн. — примерно 250 млн. рублей. При этом половина средств идет собственно на рекламу — создание рекламных роликов, наружную рекламу и пр., а половина — на разъяснительную работу. Общие же затраты на перепись — 4,2 млрд. руб. Таким образом, на пиар-мероприятия выделяется примерно 1/16 часть бюджета всей переписи (6—7%). Для сравнения: в США только из федерального бюджета на информационную работу было выделено порядка $165 млн. Кроме того, были задействованы так называемые программы партнерства — в проведении разъяснительных мероприятий помогали частные компании, общественные организации и иные негосударственные структуры. В результате на информирование населения было потрачено около $500 млн.
«П.»: В обществе существует некая предубежденность — считается, что государство может использовать данные, полученные в ходе переписи, против самих граждан. Как по-вашему, существование таких страхов — это чисто российское явление?
Л.Б.: Наличие страхов — общемировая практика, они существуют во всех странах, где проводится перепись. Речь идет о ряде социальных групп. Прежде всего, это мигранты. Кроме того, везде существуют группы населения, которые не принимают государство и все, что оно делает. Понятно, что к такой группе, например, относится часть молодежи, аполитичной по определению. Мы проводили среди всех этих групп большую разъяснительную работу. Есть еще одна группа — в основном это жители мегаполисов, представители так называемого среднего класса, а также граждане с высокими доходами, которые считают себя экономически независимыми от государства и полагают, что не нуждаются ни в государственной помощи, ни в результатах самой переписи. Эта группа населения живет по принципу: «государство меня не трогает, а я не трогаю его». Для большинства же граждан «самый страшный» вопрос переписного листа — об источниках средств к существованию. На самом деле в ходе переписи нет необходимости расписывать размер и происхождение доходов. Нужно будет лишь указать, что это за источник: зарплата, пенсия, пособие, стипендия, доходы с приусадебного хозяйства. Думаю, все страхи пройдут, как только граждане увидят сам переписной лист.
«П.»: Перепись может показать нечто такое, что, допустим, не вполне соответствует общепринятым представлениям о стране. Просчитывалась ли возможность такой ситуации?
Л.Б.: Таких сюрпризов, от которых у всех волосы встанут дыбом, никто от переписи не ждет. Могут быть какие-то неожиданные данные о возрастном составе населения, его образовательном уровне, жилищных условиях. Но глобальных потрясений не ожидается — это абсолютно точно.
«П.»: Что для вас будет являться критерием успеха проведенной пиар-кампании?
Л.Б.: Единственным критерием, который даст ответ на вопрос об эффективности пиар-кампании, станет участие населения в переписи. Мы старались выйти на все страты общества. Ведь неучастие в переписи даже 5% населения — это примерно 7,5 млн. человек — способно существенно деформировать общую картину.

ЛЕОНИД БУРМИСТРОВ, вице-президент Компании развития общественных связей — генеральным подрядчиком на проведение информационно-разъяснительной работы по всероссийской переписи населения

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK