4 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Конгрессмены разочаровали рынок"

Архивная публикация 2011 года: "Конгрессмены разочаровали рынок"

В США на прошедшей неделе бесславно закончился второй этап борьбы с госдолгом. Напомним: когда в августе объем госдолга США достиг законодательно определенного предельного значения, аналитики, участники рынка и рейтинговые агентства заговорили о том, что его динамика выходит из-под контроля и возможен технический дефолт по облигациям США. Ситуация усугублялась разногласиями между республиканцами и демократами в Конгрессе. В результате было достигнуто промежуточное соглашение о сокращении в ближайшие 10 лет расходов бюджета на $1 трлн. Относительно еще $1,5 трлн решение должен был принять до 21 ноября текущего года специально созданный для этого объединенный комитет, состоящий и из республиканцев, и из демократов. Тем не менее неэффективность и медлительность, проявленные американскими политиками, привели к снижению рейтинга США агентством S&P и спровоцировали в августе глубокое падение мировых фондовых рынков.

Упомянутый объединенный комитет так и не смог сформулировать никаких предложений, о чем и было официально заявлено в прошлый понедельник. Таким образом, в действие вступила вторая часть заключенных в августе соглашений - статьи бюджета будут сокращаться пропорционально, чтобы в течение 10 лет достигнуть экономии в $1,2 трлн. Данный вариант не самый плохой из возможных, однако не является оптимальным с точки зрения какой-либо из сторон.
Более тонкая настройка изменений ставок налогов, статей расходов и доходов бюджета позволила бы обеспечить стабилизацию уровня государственного долга к ВВП с меньшими рисками замедления экономического роста. По оценкам Congressional Budget Office, только в 2013 году из-за заявленных мер темп роста ВВП США будет ниже возможного на 1,5-3,5 п.п. (на более долгом горизонте CBO ожидает более чем пропорционального положительного эффекта на темпы экономического роста). В очередной раз продемонстрированная неспособность американских политиков договариваться и принимать решения спровоцировала непродолжительное, но глубокое падение на фондовых рынках.

Впрочем, в этот раз ситуация не так драматична, как в августе. США пока не угрожает новое снижение рейтинга - S&P и Moody's уже заявили, что пока не будут пересматривать рейтинг страны, Fitch примет решение до конца ноября, однако в худшем случае прогноз по рейтингу будет понижен со "стабильного" на "негативный". К тому же ситуация в экономике дает основания для оптимизма. В августе индикаторы деловой активности и настроений экономических агентов в США снижались, однако большинство индикаторов, похоже, достигло дна в августе-сентябре (свежие данные за октябрь-ноябрь показывают улучшение восприятия ситуации в экономике). ВВП в III квартале вырос на 2% после роста на 1,3% во II квартале, данные корпоративной отчетности третий квартал подряд превосходят ожидания аналитиков и свидетельствуют об очень устойчивом финансовом положении американских компаний.

В еврозоне тем временем никаких существенных подвижек к преодолению долгового кризиса пока не видно. Ситуация развивается но инерционному сценарию: принимаются правильные решения, однако слишком поздно и в недостаточном объеме. В результате спреды доходности облигаций стран еврозоны к немецким облигациям продолжают расширяться. Недоверие инвесторов докатилось и до ключевых стран - доходности французских двухлетних облигаций выросли до 1,9%, спреды к германским облигациям достигли 150 б.п. Рейтинговые агентства заговорили о возможности снижения странового рейтинга Франции, а агентство Fitch снизило рейтинг Португалии до "мусорного" уровня (с ВВВ- до ВВ+).
На этом фоне вновь обострились противоречия между основными странами - донорами антикризисных программ еврозоны. Франция и ряд других стран настаивает на более активном участии ЕЦБ в финансировании дефицита бюджетов проблемных стран, Еврокомиссия уже и сама пришла к выводу о целесообразности выпуска общеевропейских облигаций и выступает с этой инициативой. Тем не менее Германия и сам ЕЦБ пока решительно противятся монетизации долгов правительств средствами ЕЦБ. Что касается единой европейской облигации, то Берлин обоснованно полагает, что выпуск таких бумаг может стать лишь завершающим этапом пересмотра фискальной политики отдельных стран еврозоны в сторону большей связности и взаимной ответственности в перспективе, по сути, создания единого центра проведения общеевропейской фискальной политики. Тем временем в самой Германии также начали звенеть тревожные звонки: на последнем аукционе по размещению государственных облигаций спрос инвесторов неожиданно оказался меньше предложения более чем на треть.

Фактически пока основным борцом с кризисом остается ЕЦБ, покупающий на вторичном рынке облигации периферийных стран. Объем выкупленных ЕЦБ облигаций приближается к 200 млрд евро, в последние недели ЕЦБ покупает по 5-10 млрд. еженедельно. Если в такой ситуации и можно найти какой-то позитив, то он в том, что она не сможет продолжаться слишком долго. Так, основной риск, связанный с европейским кризисом, заключается сейчас в возможных негативных последствиях неконтролируемого обесценения находящихся у банков государственных облигаций. Несущие убытки финансовые учреждения будут вынуждены продавать активы и сокращать объемы кредитования. Результатом, по наиболее пессимистическим прогнозам может стать нарастающая как снежный ком распродажа на рынках и рецессия в реальном секторе а ля 2008 год. Тем не менее облигаций проблемных стран на балансах у банков не так много. Совокупные активы европейских кредитных учреждений составляют порядка 34 трлн евро, из них вложения в проблемные гособлигации (греческие, итальянские, испанские и португальские бумаги) - всего порядка 300 млрд евро (по данным BIS на конец II квартала 2011 года). С начала III квартала по текущий момент ЕЦБ выкупил бумаги примерно на 100 млрд евро, если покупки продолжатся такими же темпами и основными продавцами будут выступать банки, за несколько месяцев ЕЦБ приобретет большую часть проблемных активов.
Ну а в ближайшие недели вряд ли стоит ждать судьбоносных решений, способных кардинально изменить ситуацию на рынках. Российские фондовые индексы будут по-прежнему следовать за мировыми, демонстрируя высокую волатильность и отсутствие явно выраженного тренда, несмотря на значительный потенциал роста в средне- и долгосрочной перспективе.

В США на прошедшей неделе бесславно закончился второй этап борьбы с госдолгом. Напомним: когда в августе объем госдолга США достиг законодательно определенного предельного значения, аналитики, участники рынка и рейтинговые агентства заговорили о том, что его динамика выходит из-под контроля и возможен технический дефолт по облигациям США. Ситуация усугублялась разногласиями между республиканцами и демократами в Конгрессе. В результате было достигнуто промежуточное соглашение о сокращении в ближайшие 10 лет расходов бюджета на $1 трлн. Относительно еще $1,5 трлн решение должен был принять до 21 ноября текущего года специально созданный для этого объединенный комитет, состоящий и из республиканцев, и из демократов. Тем не менее неэффективность и медлительность, проявленные американскими политиками, привели к снижению рейтинга США агентством S&P и спровоцировали в августе глубокое падение мировых фондовых рынков.

©

Упомянутый объединенный комитет так и не смог сформулировать никаких предложений, о чем и было официально заявлено в прошлый понедельник. Таким образом, в действие вступила вторая часть заключенных в августе соглашений - статьи бюджета будут сокращаться пропорционально, чтобы в течение 10 лет достигнуть экономии в $1,2 трлн. Данный вариант не самый плохой из возможных, однако не является оптимальным с точки зрения какой-либо из сторон.
Более тонкая настройка изменений ставок налогов, статей расходов и доходов бюджета позволила бы обеспечить стабилизацию уровня государственного долга к ВВП с меньшими рисками замедления экономического роста. По оценкам Congressional Budget Office, только в 2013 году из-за заявленных мер темп роста ВВП США будет ниже возможного на 1,5-3,5 п.п. (на более долгом горизонте CBO ожидает более чем пропорционального положительного эффекта на темпы экономического роста). В очередной раз продемонстрированная неспособность американских политиков договариваться и принимать решения спровоцировала непродолжительное, но глубокое падение на фондовых рынках.
©

Впрочем, в этот раз ситуация не так драматична, как в августе. США пока не угрожает новое снижение рейтинга - S&P и Moody's уже заявили, что пока не будут пересматривать рейтинг страны, Fitch примет решение до конца ноября, однако в худшем случае прогноз по рейтингу будет понижен со "стабильного" на "негативный". К тому же ситуация в экономике дает основания для оптимизма. В августе индикаторы деловой активности и настроений экономических агентов в США снижались, однако большинство индикаторов, похоже, достигло дна в августе-сентябре (свежие данные за октябрь-ноябрь показывают улучшение восприятия ситуации в экономике). ВВП в III квартале вырос на 2% после роста на 1,3% во II квартале, данные корпоративной отчетности третий квартал подряд превосходят ожидания аналитиков и свидетельствуют об очень устойчивом финансовом положении американских компаний.
©

В еврозоне тем временем никаких существенных подвижек к преодолению долгового кризиса пока не видно. Ситуация развивается но инерционному сценарию: принимаются правильные решения, однако слишком поздно и в недостаточном объеме. В результате спреды доходности облигаций стран еврозоны к немецким облигациям продолжают расширяться. Недоверие инвесторов докатилось и до ключевых стран - доходности французских двухлетних облигаций выросли до 1,9%, спреды к германским облигациям достигли 150 б.п. Рейтинговые агентства заговорили о возможности снижения странового рейтинга Франции, а агентство Fitch снизило рейтинг Португалии до "мусорного" уровня (с ВВВ- до ВВ+).
На этом фоне вновь обострились противоречия между основными странами - донорами антикризисных программ еврозоны. Франция и ряд других стран настаивает на более активном участии ЕЦБ в финансировании дефицита бюджетов проблемных стран, Еврокомиссия уже и сама пришла к выводу о целесообразности выпуска общеевропейских облигаций и выступает с этой инициативой. Тем не менее Германия и сам ЕЦБ пока решительно противятся монетизации долгов правительств средствами ЕЦБ. Что касается единой европейской облигации, то Берлин обоснованно полагает, что выпуск таких бумаг может стать лишь завершающим этапом пересмотра фискальной политики отдельных стран еврозоны в сторону большей связности и взаимной ответственности в перспективе, по сути, создания единого центра проведения общеевропейской фискальной политики. Тем временем в самой Германии также начали звенеть тревожные звонки: на последнем аукционе по размещению государственных облигаций спрос инвесторов неожиданно оказался меньше предложения более чем на треть.
©

Фактически пока основным борцом с кризисом остается ЕЦБ, покупающий на вторичном рынке облигации периферийных стран. Объем выкупленных ЕЦБ облигаций приближается к 200 млрд евро, в последние недели ЕЦБ покупает по 5-10 млрд. еженедельно. Если в такой ситуации и можно найти какой-то позитив, то он в том, что она не сможет продолжаться слишком долго. Так, основной риск, связанный с европейским кризисом, заключается сейчас в возможных негативных последствиях неконтролируемого обесценения находящихся у банков государственных облигаций. Несущие убытки финансовые учреждения будут вынуждены продавать активы и сокращать объемы кредитования. Результатом, по наиболее пессимистическим прогнозам может стать нарастающая как снежный ком распродажа на рынках и рецессия в реальном секторе а ля 2008 год. Тем не менее облигаций проблемных стран на балансах у банков не так много. Совокупные активы европейских кредитных учреждений составляют порядка 34 трлн евро, из них вложения в проблемные гособлигации (греческие, итальянские, испанские и португальские бумаги) - всего порядка 300 млрд евро (по данным BIS на конец II квартала 2011 года). С начала III квартала по текущий момент ЕЦБ выкупил бумаги примерно на 100 млрд евро, если покупки продолжатся такими же темпами и основными продавцами будут выступать банки, за несколько месяцев ЕЦБ приобретет большую часть проблемных активов.
Ну а в ближайшие недели вряд ли стоит ждать судьбоносных решений, способных кардинально изменить ситуацию на рынках. Российские фондовые индексы будут по-прежнему следовать за мировыми, демонстрируя высокую волатильность и отсутствие явно выраженного тренда, несмотря на значительный потенциал роста в средне- и долгосрочной перспективе.

КАЛЕНДАРЬ МАКРОСТАТИСТИКИ (НОЯБРЬ)
28
США
продажи новых домов в США; инфляция и розничные продажи в Германии.
Германия
инфляция и розничные продажи в Германии
29
Япония
уровень безработицы и объем розничных продаж в Японии
Европа и США
индексы настроений производителей и потребителей в еврозоне и США.
30
Япония
индексы промпроизводства и деловой активности в Японии
Европа
уровень безработицы и инфляция в еврозоне
США
"Бежевая книга" (оценка региональными банками ФРС США экономической активности в их регионах) в США за ноябрь.
1
Европа, Китай, США
индексы деловой активности в промышленности в странах еврозоны, Китае и США
США
количество обращений за пособиями по безработице за неделю в США.
2
США
уровень безработицы и изменение численности рабочих мест в США
Япония
объем продаж автомобилей в ноябре и объем капитальных расходов в III квартале в Японии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».