26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Конкуренция корпоративных культур"

Архивная публикация 2003 года: "Конкуренция корпоративных культур"

Именно так видит суть сегодняшней ситуации в российском банковском секторе председатель правления Промышленно-строительного банка Санкт-Петербурга Александр ПУСТОВАЛОВ"Профиль": Александр Вадимович, сегодня ПСБ один из немногих банков, которые, начав работать как региональные, вышли на федеральный уровень. Какие это дает преимущества? Оправдываются ли затраты?

Именно так видит суть сегодняшней ситуации в российском банковском секторе председатель правления Промышленно-строительного банка Санкт-Петербурга Александр ПУСТОВАЛОВ"Профиль": Александр Вадимович, сегодня ПСБ один из немногих банков, которые, начав работать как региональные, вышли на федеральный уровень. Какие это дает преимущества? Оправдываются ли затраты?

Александр Пустовалов: Действительно, мы начинали работать на питерской площадке. Причем в условиях довольно жесткой конкуренции. Мы росли вместе со своими клиентами, постоянно расширяя спектр услуг для них, дабы не отстать от развития их потребностей. Поэтому у нас не было другого выхода, кроме как распространить свою деятельность сначала на регионы Северо-Запада, а затем продолжать движение в другие регионы - в Москву, на Урал. Формы зависят от региональной ситуации. Это может быть открытие представительства, филиала, покупка местного банка. Естественно, там у нас появились новые клиенты, которых мы обслуживаем практически по всему полю российского финансового рынка, выводим их на рынки международные. Сегодня можно сказать, что практически каждое предприятие из 200 крупнейших в России имеет один из своих счетов в ПСБ.

Есть еще одна причина, по которой "федерализация" банка несколько лет назад была принята в качестве стратегической задачи. Наше банковское сообщество устроено так: есть пятерка крупнейших банков и ряд крепких банков, идущих за ними. Но между двумя этими группами - пропасть, которая, если ничего не предпринимать, будет только расширяться. Поэтому, если бы мы стали строить свою стратегию менее агрессивно, мы бы рисковали отстать от лидеров навсегда.

"П.": Можно ли утверждать, что сегодня риски работы с предприятиями реального сектора стали меньше?

А.П.: Среди наших клиентов есть и экспортеры, которые растут наиболее интенсивно, и предприятия, работающие на внутреннем рынке. Мы видим, что даже в тех секторах, которые на макроуровне сегодня демонстрируют, может быть, не лучший результат, все равно есть очень хорошие предприятия, стабильно расширяющие свое присутствие на рынке, имеющие стабильное финансовое состояние. Предприятия, которые могут дать под кредит хорошее обеспечение. С такими клиентами мы и работаем.

"П.": За хороших клиентов банки всегда вели бескомпромиссную борьбу

А.П.: Она есть и сейчас, но переместилась в другую плоскость. Сегодня банки, стоящие в рейтинге достаточно высоко, оказывают клиентам уже практически одинаковый сервис - и по перечню услуг, и по их качеству. Практически отошла в прошлое и ценовая конкуренция на банковском рынке. Тарифы на услуги уже очень близки к себестоимости, ставки выравнялись. Хотя иногда некоторые банки в отдельных секторах рынка идут на демпинг, но, как правило, это себя не оправдывает в долгосрочном плане. Из-за каких-то долей процента солидный клиент не будет бегать по рынку.

Сегодня главное конкурентное преимущество банка - это корпоративная культура: принципы его работы с клиентом, собственная прозрачность, адекватные стратегические установки, качество менеджмента. В этом смысле мы чувствуем себя достаточно уверенно.

"П.": Какие главные риски сегодня сложились на банковском рынке?

А.П.: При всей серьезности проблемы нефтяных цен, я считаю, что главные риски для банка не макроэкономические, не клиентские, а его собственные. Например, менеджмент, его квалификация. Внешние риски, в принципе, для всех одни и те же. Вопрос в том, как менеджмент банка способен реагировать на эти вызовы, способен ли он свести к минимуму внешние негативные влияния.

"П.": Сейчас модная тема - риски взаимоотношений бизнеса и власти. Не сталкивались ли вы с ситуацией выкручивания рук, необходимостью нести какую-либо вмененную социальную нагрузку?

А.П.: Конечно, мы живем не в безвоздушном пространстве, не в виртуальном. Когда, скажем, мы приходим работать в регион, у местных деловых элит и властей в первую очередь возникает подозрение, что мы хотим собрать в регионе деньги и вывести их на столичные или зарубежные рынки. Поэтому мы, естественно, вступаем в диалог, разъясняем наши критерии и принципы предоставления кредитных ресурсов. Работаем и с местными администрациями, но обязательно на принципах гарантированной возвратности средств и прибыльности наших операций.

"П.": С начала нового года российские банки должны перейти на международные стандарты финансовой отчетности. Есть ли здесь какие-либо сложности для вас? Как этот переход скажется на российском банковском сообществе в целом?

А.П.: Для нас здесь особых проблем нет. Мы, в принципе, выступаем за то, чтобы все выглядели такими, какими они есть на самом деле. Перехода на МСФО боятся только те, кто привык вводить рынок в заблуждение. У нас культура другая.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».