26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Корпоративные выборы"

Архивная публикация 2003 года: "Корпоративные выборы"

Правила игры в выборах-2003 будут диктовать крупные корпорации. А главным их лозунгом станет планирование и контроль.Экономика избирательного цикла 2003--2004 годов качественно отличается от кампаний 93-го, 95-го, 96-го и 99-го своей предсказуемостью. Многие политтехнологи говорят, что из большого политического пиара ушли драматизм, игра, поэзия -- то, что рождало Сценарии... и новых партийных гомункулусов. Иногда (как в случае с "Медведем") до самых-самых выборов не было очевидно, чьи же интересы выражает партия. Все это создавало простор для технологов, масс-медиа и -- главное -- финансовых потоков. Теперь все не так, $80--120 миллионов, которые в 2003 году предстоит потратить на прохождение избирательных объединений в Государственную думу, будут израсходованы весьма скучно. А главное -- не партиями, точнее, не ими самими. Выборы-2003 -- это корпоративные выборы.
Кто же погубил большую игру? Многие наблюдатели убеждены -- Кремль. В этом есть доля правды. Ведь моноцентрическая политическая система не оставляет шансов альтернативным центрам и центрикам. Но дело не только и не столько в этом. Технологически партийную игру ввели в жесткие рамки крупнейшие компании, имеющие реальные рычаги воздействия на партийное строительство и партийное захоронение. Что значит корпорация для опекаемой ею партии?
Корпорация -- это план. Именно поэтому пиаровские бюджеты начали осваиваться не как всегда (то есть за три месяца до выборов, когда сделать это можно, по большому счету, только нецелевым образом), а уже в октябре прошлого года, рутинно и методично. Концерны говорят о стремлении к эффективному ведению бизнеса и действительно стремятся к нему. Это в полной мере отражается на финансируемых крупными компаниями политических организациях. Тандем "Яблоко"--ЮКОС был минувшей осенью эффективнее аморфного конгломерата СПС и его спонсоров, прежде всего, благодаря регулярности PR-усилий. Теперь менеджмент РАО "ЕЭС России" будет стремиться наверстать упущенное, но во многих отношениях уже поздно.
Корпорация -- это рейтинг (и вообще внимание к формальным показателям деятельности партий, не зависящим от партийных боссов). В отличие от прошлых федеральных избирательных кампаний большой бизнес рассматривает вложения в партийное строительство отчасти как инвестиции. Не удивительно, что некоторые инвесторы "Яблока" и СПС стали наиболее активными сторонниками объединения демократических сил. Подобное объединение могло бы стать гарантией вложенных денег.
Корпорация -- это жесткое агрегирование интересов. Продажа мест в списках, практикуемая ЛДПР и КПРФ, становится откровенной архаикой. В Думе-2003 будет преобладать корпоративное (всей фракцией) членство депутатов в нефтяном, энергетическом, металлургическом и других клубах по интересам.
Корпорация -- это по возможности неконфликтные отношения патронируемых партий с Кремлем. Будучи заинтересованными в нормальных условиях для работы своего бизнеса и нормальных лоббистских инструментах в Думе (а парламентская партия именно такой инструмент), отраслевые лидеры или другие бизнесмены, финансирующие избирательные кампании, заинтересованы и в смягчении оппозиционности опекаемых ими политических сил. Особенно показателен пример с лидерами КПРФ Геннадием Семигиным и Валентином Купцовым, готовыми (правда, в разной степени) под влиянием спонсоров на корректировку внесистемных позиций партии, особенно по проблемам экономики.
Корпорация -- это финансовый контроль. В 1999 году лишь треть средств, которые выделялись спонсорами избирательных объединений, расходовалась собственно на цели кампании. Остальное уходило в песок. Очевидно, подобное банальное разворовывание ресурсов уходит в прошлое: партиям предстоит работать в условиях жесткого аудита. И это приведет к тому, что реальное финансирование выборов увеличится примерно в 2 раза.
Итак, политическое планирование, рейтинги, тендеры, учет и контроль. Избирательная кампания превращается в конвейер. Это было вполне предсказуемо. И это происходит на наших глазах.

Правила игры в выборах-2003 будут диктовать крупные корпорации. А главным их лозунгом станет планирование и контроль.Экономика избирательного цикла 2003--2004 годов качественно отличается от кампаний 93-го, 95-го, 96-го и 99-го своей предсказуемостью. Многие политтехнологи говорят, что из большого политического пиара ушли драматизм, игра, поэзия -- то, что рождало Сценарии... и новых партийных гомункулусов. Иногда (как в случае с "Медведем") до самых-самых выборов не было очевидно, чьи же интересы выражает партия. Все это создавало простор для технологов, масс-медиа и -- главное -- финансовых потоков. Теперь все не так, $80--120 миллионов, которые в 2003 году предстоит потратить на прохождение избирательных объединений в Государственную думу, будут израсходованы весьма скучно. А главное -- не партиями, точнее, не ими самими. Выборы-2003 -- это корпоративные выборы.

Кто же погубил большую игру? Многие наблюдатели убеждены -- Кремль. В этом есть доля правды. Ведь моноцентрическая политическая система не оставляет шансов альтернативным центрам и центрикам. Но дело не только и не столько в этом. Технологически партийную игру ввели в жесткие рамки крупнейшие компании, имеющие реальные рычаги воздействия на партийное строительство и партийное захоронение. Что значит корпорация для опекаемой ею партии?

Корпорация -- это план. Именно поэтому пиаровские бюджеты начали осваиваться не как всегда (то есть за три месяца до выборов, когда сделать это можно, по большому счету, только нецелевым образом), а уже в октябре прошлого года, рутинно и методично. Концерны говорят о стремлении к эффективному ведению бизнеса и действительно стремятся к нему. Это в полной мере отражается на финансируемых крупными компаниями политических организациях. Тандем "Яблоко"--ЮКОС был минувшей осенью эффективнее аморфного конгломерата СПС и его спонсоров, прежде всего, благодаря регулярности PR-усилий. Теперь менеджмент РАО "ЕЭС России" будет стремиться наверстать упущенное, но во многих отношениях уже поздно.

Корпорация -- это рейтинг (и вообще внимание к формальным показателям деятельности партий, не зависящим от партийных боссов). В отличие от прошлых федеральных избирательных кампаний большой бизнес рассматривает вложения в партийное строительство отчасти как инвестиции. Не удивительно, что некоторые инвесторы "Яблока" и СПС стали наиболее активными сторонниками объединения демократических сил. Подобное объединение могло бы стать гарантией вложенных денег.

Корпорация -- это жесткое агрегирование интересов. Продажа мест в списках, практикуемая ЛДПР и КПРФ, становится откровенной архаикой. В Думе-2003 будет преобладать корпоративное (всей фракцией) членство депутатов в нефтяном, энергетическом, металлургическом и других клубах по интересам.

Корпорация -- это по возможности неконфликтные отношения патронируемых партий с Кремлем. Будучи заинтересованными в нормальных условиях для работы своего бизнеса и нормальных лоббистских инструментах в Думе (а парламентская партия именно такой инструмент), отраслевые лидеры или другие бизнесмены, финансирующие избирательные кампании, заинтересованы и в смягчении оппозиционности опекаемых ими политических сил. Особенно показателен пример с лидерами КПРФ Геннадием Семигиным и Валентином Купцовым, готовыми (правда, в разной степени) под влиянием спонсоров на корректировку внесистемных позиций партии, особенно по проблемам экономики.

Корпорация -- это финансовый контроль. В 1999 году лишь треть средств, которые выделялись спонсорами избирательных объединений, расходовалась собственно на цели кампании. Остальное уходило в песок. Очевидно, подобное банальное разворовывание ресурсов уходит в прошлое: партиям предстоит работать в условиях жесткого аудита. И это приведет к тому, что реальное финансирование выборов увеличится примерно в 2 раза.

Итак, политическое планирование, рейтинги, тендеры, учет и контроль. Избирательная кампания превращается в конвейер. Это было вполне предсказуемо. И это происходит на наших глазах.

ДМИТРИЙ ОРЛОВ, заместитель директора Центра политических технологий, главный редактор Политком.Ру

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».