26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Куда ветер дует?"

Архивная публикация 2011 года: "Куда ветер дует?"

"Калужский аппендикс" - не единственное возможное направление развития Московской агломерации. В октябре 2011 года власти Москвы и Московской области подготовят техническое задание для проведения международного конкурса на разработку концепции развития всей Московской агломерации. Об этом в конце прошлой недели заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее его заместитель Андрей Шаронов подчеркивал, что радиальное расширение Москвы в юго-западном направлении вплоть до Калужской области не является единственным или окончательным решением. Оформление новых границ "калужского аппендикса" - это всего лишь формальная процедура, которая была необходима для начала отбора альтернативных вариантов концепции развития, заявил Шаронов в середине сентября в эфире "Эха Москвы". По его словам, будущая концепция для всей агломерации должна предполагать развитие новых центров притяжения по всем направлениям. Ответственным за концепцию агломерации назначен заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Ключевой идеей развития столичной агломерации должна стать полицентричность, предполагающая создание новых центров притяжения для инвесторов, считает заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. Заметим, что создание новых центров притяжения в виде центров-спутников на удалении в 30-50 км от главного мегаполиса - это магистральный путь развития крупнейших городских агломераций. Практически все современные мегаполисы давно отказались от расширения вдоль радиальных направлений - аппендиксов. Вместо этого крупнейшие города выбрали стратегии размещения множества центров-спутников. Такая стратегия гарантирует экологический, транспортный и энергетический комфорт при одновременном сохранении самовосстанавливающегося экологического каркаса территории. Через этап децентрализации уже прошли многие мегаполисы в самых разных странах.
Так, современный Токио - это один из самых известных примеров успешной децентрализации. B 1983 году в Японии был разработан "План усовершенствования столичного пространства", на основе которого структура Токио была трансформирована из однополюсной в многополюсную.
Преимущества стратегии полицентричности и городов-спутников становятся очевидными при анализе самых острых проблем российской столицы. Если реальной полицентричности у агломерации нет и новые территории, по существу, прилипают к старому центру, то проблемы мегаполиса не разрешаются, а только усиливаются. Так, если развитие новой Москвы пойдет по направлению "калужского аппендикса", то транспортные и экологические проблемы мегаполиса лишь обострятся.
Не секрет, что роза ветров в столице имеет преимущественное направление с юго-запада на северо-восток. В связи с этим в предыдущих генпланах столицы именно это направление оставляли незастроенным и максимально "зеленым". Но застройка калужского направления с размещением там транспортных магистралей и промышленных предприятий фактически лишит столицу ее легких: ведь в Москву - прямо в соответствии со сложившейся розой ветров - будет поступать уже загрязненный в "аппендиксе" воздух. Аналогично обостряет "калужский аппендикс" и транспортную проблему в столице. Все желающие добраться оттуда в аэропорты - "Домодедово" или "Шереметьево" - значительно увеличат нагрузку на МКАД, которая уже сегодня постоянно замирает в хронических пробках. А инвестиции в строительство новой транспортной сети "аппендикса" неизбежно будут отвлечены от решения острых транспортных проблем центра агломерации. Заметим, что стратегия полицентричности и городов-спутников не имеет таких негативных последствий - ни с точки зрения разрушения экологии, ни с точки зрения перегруженности транспортных магистралей.
Если же новый центр притяжения будет выбран вблизи существующего аэропорта - например, "Домодедово", то транспортная нагрузка на артерии мегаполиса не вырастет, а заметно сократится. При этом надо понимать, что доступность современного международного аэропорта - это очевидное требование для XXI века. Примечательно, что "калужский аппендикс" оказался довольно неблагополучным по сравнению с альтернативными вариантами и по экологическим показателям.
Таким образом, выбор наилучшей концепции развития Московской агломерации вряд ли будет ограничен калужским направлением.

"Калужский аппендикс" - не единственное возможное направление развития Московской агломерации. В октябре 2011 года власти Москвы и Московской области подготовят техническое задание для проведения международного конкурса на разработку концепции развития всей Московской агломерации. Об этом в конце прошлой недели заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее его заместитель Андрей Шаронов подчеркивал, что радиальное расширение Москвы в юго-западном направлении вплоть до Калужской области не является единственным или окончательным решением. Оформление новых границ "калужского аппендикса" - это всего лишь формальная процедура, которая была необходима для начала отбора альтернативных вариантов концепции развития, заявил Шаронов в середине сентября в эфире "Эха Москвы". По его словам, будущая концепция для всей агломерации должна предполагать развитие новых центров притяжения по всем направлениям. Ответственным за концепцию агломерации назначен заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Ключевой идеей развития столичной агломерации должна стать полицентричность, предполагающая создание новых центров притяжения для инвесторов, считает заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. Заметим, что создание новых центров притяжения в виде центров-спутников на удалении в 30-50 км от главного мегаполиса - это магистральный путь развития крупнейших городских агломераций. Практически все современные мегаполисы давно отказались от расширения вдоль радиальных направлений - аппендиксов. Вместо этого крупнейшие города выбрали стратегии размещения множества центров-спутников. Такая стратегия гарантирует экологический, транспортный и энергетический комфорт при одновременном сохранении самовосстанавливающегося экологического каркаса территории. Через этап децентрализации уже прошли многие мегаполисы в самых разных странах.
Так, современный Токио - это один из самых известных примеров успешной децентрализации. B 1983 году в Японии был разработан "План усовершенствования столичного пространства", на основе которого структура Токио была трансформирована из однополюсной в многополюсную.
Преимущества стратегии полицентричности и городов-спутников становятся очевидными при анализе самых острых проблем российской столицы. Если реальной полицентричности у агломерации нет и новые территории, по существу, прилипают к старому центру, то проблемы мегаполиса не разрешаются, а только усиливаются. Так, если развитие новой Москвы пойдет по направлению "калужского аппендикса", то транспортные и экологические проблемы мегаполиса лишь обострятся.
Не секрет, что роза ветров в столице имеет преимущественное направление с юго-запада на северо-восток. В связи с этим в предыдущих генпланах столицы именно это направление оставляли незастроенным и максимально "зеленым". Но застройка калужского направления с размещением там транспортных магистралей и промышленных предприятий фактически лишит столицу ее легких: ведь в Москву - прямо в соответствии со сложившейся розой ветров - будет поступать уже загрязненный в "аппендиксе" воздух. Аналогично обостряет "калужский аппендикс" и транспортную проблему в столице. Все желающие добраться оттуда в аэропорты - "Домодедово" или "Шереметьево" - значительно увеличат нагрузку на МКАД, которая уже сегодня постоянно замирает в хронических пробках. А инвестиции в строительство новой транспортной сети "аппендикса" неизбежно будут отвлечены от решения острых транспортных проблем центра агломерации. Заметим, что стратегия полицентричности и городов-спутников не имеет таких негативных последствий - ни с точки зрения разрушения экологии, ни с точки зрения перегруженности транспортных магистралей.
Если же новый центр притяжения будет выбран вблизи существующего аэропорта - например, "Домодедово", то транспортная нагрузка на артерии мегаполиса не вырастет, а заметно сократится. При этом надо понимать, что доступность современного международного аэропорта - это очевидное требование для XXI века. Примечательно, что "калужский аппендикс" оказался довольно неблагополучным по сравнению с альтернативными вариантами и по экологическим показателям.
Таким образом, выбор наилучшей концепции развития Московской агломерации вряд ли будет ограничен калужским направлением.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».