26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Москвичи совсем разболтались"

Архивная публикация 2001 года: "Москвичи совсем разболтались"

К началу марта мобильный телефон имели 2,2 млн. москвичей -- если не брать детей и пенсионеров, "мобильником" пользуется сегодня каждый третий работающий москвич. Сотовый, таким образом, стал общедоступным.Без аннексий и контрибуций

После продолжительных позиционных боев 1999--2000 годов между ведущими операторами сотовой связи в столице, сопровождавшихся постоянным и значительным снижением цен (за последние полтора года -- на 40%), московский рынок мобильной связи стабилизировался. Большая часть потенциальных "пленных" (абонентов) уже попала в руки "воюющих сторон" (МТС и "ВымпелКома"), а потому ослаблять друг друга и дальше любой ценой оба "противника" посчитали излишним.
В результате в наступившем году ни "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ни "Би Лайн" ("ВымпелКом") новые тарифные планы пока не вводили. Средства борьбы за клиента стали более тонкими.
Как считает ряд аналитиков и, в частности, Антон Погребинский из компании J'son & Partners, "Мобильным ТелеСистемам", у которых сейчас ежемесячно прибавляется в среднем по 70 тысяч новых абонентов (а всего по состоянию на конец марта этого года у МТС насчитывается 1,422 млн. клиентов) и которые закончили 2000 год с прибылью в $90 млн. (доход $536 млн.), снижать расценки вроде бы и ни к чему. МТС и без того в последнее время получает ежемесячно в среднем $54 дохода с каждого клиента (на 30% больше, чем в среднем по Европе).
С другой стороны, "Би Лайн" закончил 2000 год с убытками (точная цифра еще не обнародована, известно лишь, что она меньше, чем в 1999 году, когда потери составили $30 млн.). И резервов для продолжения ценовых войн, зачинщиком которых компания в основном и выступала в последние два года, у фирмы теперь нет.
По словам президента компании Джо Лундера, в текущем году компания должна выйти на прибыль. Предпосылки к тому наблюдаются: ежемесячно абонентская база "Би Лайна" пополняется на 45 тысяч человек (всего на конец марта около 950 тысяч), при этом с каждого абонента -- и нового, и старого -- фирма ежемесячно получает $36 дохода.
Таким образом, у двух ведущих игроков на рынке мобильной связи (о позиции "Московской сотовой" мы скажем отдельно) в ближайшее время нет серьезных причин регулярно и ощутимо снижать расценки на свои услуги.
Вместе с тем поле для борьбы между "сотовиками"-конкурентами остается. И очень значительное. По оценкам экспертов из J'son & Partners, в 2004 году московские компании мобильной связи будут обслуживать около 4,5 млн. абонентов против сегодняшних 2,2 млн. Так что вести охоту за еще "неотмобилизованными" москвичами имеет смысл. Только уже не столь "грубыми" средствами, как раньше.
Дешевле только даром

Однако, невзирая на убытки, в конце прошлого года "Би Лайн", который к тому времени начал ощутимо отставать от МТС по расширению клиентской базы, выступил с новой маркетинговой инициативой.
Компания сделала для своих абонентов бесплатными входящие звонки всех других "сотовиков". Не важно, кто теперь звонит "билайновцу" на мобильный: его "собрат" по "Би Лайну", клиент ближайшего конкурента -- МТС -- или подопечный "Московской сотовой связи". Абонент "Би Лайн" освобожден от оплаты всех входящих звонков, сделанных с сотового телефона любой из названных компаний.
Раньше такой порядок действовал только внутри собственно билайновской сети, а за входящие звонки абонентов всех других сетей взималась такая же плата, как и за звонок с обычного (МГТСовского) телефона..
Одновременно "Би Лайн" на 25% снизил плату за исходящие звонки абонентам других сетей (до этого "билайновцы" имели право на эту скидку только внутри своей сети).
Впрочем, как считают эксперты, в частности аналитик компании "Ренессанс Капитал" Андрей Брагинский, это, скорее, грамотный маркетинговый ход, нежели реальное снижение стоимости услуг. Ведь очень часто интенсивно общающиеся между собой абоненты являются клиентами одной и той же компании.
А потому никаких особых выгод от нововведения они не получили: скидки на исходящие и бесплатность входящих звонков внутри одной сотовой сети действуют уже давно. Доля же звонков вне своей сети у абонентов и "Би Лайна", и МТС невелика и, по различным экспертным оценкам, составляет около 10%. Приблизительно 5% из них приходится на входящие звонки, 5% -- на исходящие. Следовательно, нововведение позволит среднему "билайновцу" экономить на "инородных" входящих звонках около 5% от общих расходов на мобильные разговоры.
Самый "богатый" тарифный план "Би Лайна" "Супер-GSM" указанные нововведения не затронули, поскольку в данном случае звонки вообще не тарифицируются: абонентская плата в размере $207,9 позволяет разговаривать целый месяц без ограничений.
Бумеранг

МТС мужественно терпела инициативу "Би Лайна" около трех месяцев и ответила на нее только в конце марта текущего года. "Мобильные ТелеСистемы" пошли по принципу "от противного". Если "Би Лайн" под рекламным девизом "Не важно, какой оператор у тебя" попытался унифицировать свою сеть и фактически предложил своим абонентам "дружить" с клиентами других операторов, то МТС, наоборот, решили "отбить" московскую публику у других компаний и под девизом "Очень важно, какой у тебя оператор" ввели скидки при исходящих звонках на мобильные телефоны только своих абонентов -- внутри собственной сети. В зависимости от тарифного плана размер скидок на исходящие звонки в рамках МТС достигает от 27% до 50%.
Как заявляют в МТС, на разговоры внутри сети компании приходится 40% эфирного времени. В среднем входящие и исходящие звонки занимают в нем примерно равные доли. Следовательно, скидки будут распространяться на 20% всего времени разговоров.
Светлое будущее

Компании "Московская сотовая связь", работающей в устаревающем аналоговом стандарте NMT-450i, нелегко конкурировать со своими коллегами-гигантами, которые предоставляют более качественные услуги связи в современном цифровом стандарте GSM 900/1800.
Однако нужно отдать ей должное: МСС отчаянно сражается за свою долю рынка и постоянно предпринимает маркетинговые инициативы, которые помогают компании если не расширить клиентскую базу, то хотя бы не растерять окончательно тех, кто пока еще пользуется ее трубками: на место каждого ушедшего к цифровому оператору МСС пытается "заманить" нового абонента. На сегодняшний день компания, по ее утверждениям, "удерживает" таким образом около 103 тысяч человек. При этом, по оценкам J'son & Partners, доход фирмы с каждого абонента составляет в среднем $38 в месяц.
Ситуация заставляет МСС и демпинговать, и оригинальничать. Так, сейчас компания использует не имеющий аналогов на российском рынке план "Безлимитный", где за абонентскую плату $166 не тарифицируются не только все местные исходящие и входящие звонки, но даже все междугородные. А недавно в практику компании был введен тарифный план "2+8", когда первые два часа связи стоят $0,41 за минуту. По истечении этого срока абонент получает бесплатно 8 часов (при том, что в среднем "мобилизованные" граждане разговаривают по сотовому телефону примерно 120--170 минут в месяц).
Усредненная минута внутри десятичасового отрезка стоит $0,05. По истечении этих 10 часов звонки снова становятся платными, но вряд ли кто-нибудь наговорит за месяц больше этих самых 600 минут.
Однако все настоящие завоевания, как считают специалисты, у МСС еще впереди. В ближайшие 2--3 года компания планирует "оцифровать" свою сеть и добиться не уступающего "Би Лайну" и МТС качества связи. Если до этого времени, конечно, ее место не займут другие операторы.
Не исключено, что нынешняя сравнительно стабильная ситуация в ценовой войне основных московских операторов сотовой связи может измениться с приходом на рынок третьего оператора GSM -- компании Sonic Duo (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф, начало работы намечено на июль этого года).
В Sonic Duo заявляют о самых серьезных намерениях: обеспечить быстрое развитие сети и высококачественные услуг,-- апеллируя при этом к серьезным финансовым возможностях своего учредителя -- мирового телекоммуникационного гиганта Sonera. Но, как полагают эксперты, на первых порах компании, по сути, будет нечего предложить абонентам, кроме демпинга (если не считать более качественного -- просто в силу малого числа абонентов -- обслуживания: ведь известно, что чем больше у компании клиентов, тем вероятнее сбои в ее работе, о чем свидетельствуют последние полгода деятельности и МТС, и "Би Лайна").
Так что у "мобилизованных" граждан вскоре может снова появиться повод потирать руки в предвкушении дальнейшего постепенного снижения цен на услуги сотовой связи.
Ибо для клиента это будет как раз тот случай, когда добрая война лучше худого мира.

Тарифные планы компаний сотовой связи*

К началу марта мобильный телефон имели 2,2 млн. москвичей -- если не брать детей и пенсионеров, "мобильником" пользуется сегодня каждый третий работающий москвич. Сотовый, таким образом, стал общедоступным.Без аннексий и контрибуций


После продолжительных позиционных боев 1999--2000 годов между ведущими операторами сотовой связи в столице, сопровождавшихся постоянным и значительным снижением цен (за последние полтора года -- на 40%), московский рынок мобильной связи стабилизировался. Большая часть потенциальных "пленных" (абонентов) уже попала в руки "воюющих сторон" (МТС и "ВымпелКома"), а потому ослаблять друг друга и дальше любой ценой оба "противника" посчитали излишним.

В результате в наступившем году ни "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ни "Би Лайн" ("ВымпелКом") новые тарифные планы пока не вводили. Средства борьбы за клиента стали более тонкими.

Как считает ряд аналитиков и, в частности, Антон Погребинский из компании J'son & Partners, "Мобильным ТелеСистемам", у которых сейчас ежемесячно прибавляется в среднем по 70 тысяч новых абонентов (а всего по состоянию на конец марта этого года у МТС насчитывается 1,422 млн. клиентов) и которые закончили 2000 год с прибылью в $90 млн. (доход $536 млн.), снижать расценки вроде бы и ни к чему. МТС и без того в последнее время получает ежемесячно в среднем $54 дохода с каждого клиента (на 30% больше, чем в среднем по Европе).

С другой стороны, "Би Лайн" закончил 2000 год с убытками (точная цифра еще не обнародована, известно лишь, что она меньше, чем в 1999 году, когда потери составили $30 млн.). И резервов для продолжения ценовых войн, зачинщиком которых компания в основном и выступала в последние два года, у фирмы теперь нет.

По словам президента компании Джо Лундера, в текущем году компания должна выйти на прибыль. Предпосылки к тому наблюдаются: ежемесячно абонентская база "Би Лайна" пополняется на 45 тысяч человек (всего на конец марта около 950 тысяч), при этом с каждого абонента -- и нового, и старого -- фирма ежемесячно получает $36 дохода.

Таким образом, у двух ведущих игроков на рынке мобильной связи (о позиции "Московской сотовой" мы скажем отдельно) в ближайшее время нет серьезных причин регулярно и ощутимо снижать расценки на свои услуги.

Вместе с тем поле для борьбы между "сотовиками"-конкурентами остается. И очень значительное. По оценкам экспертов из J'son & Partners, в 2004 году московские компании мобильной связи будут обслуживать около 4,5 млн. абонентов против сегодняшних 2,2 млн. Так что вести охоту за еще "неотмобилизованными" москвичами имеет смысл. Только уже не столь "грубыми" средствами, как раньше.

Дешевле только даром


Однако, невзирая на убытки, в конце прошлого года "Би Лайн", который к тому времени начал ощутимо отставать от МТС по расширению клиентской базы, выступил с новой маркетинговой инициативой.

Компания сделала для своих абонентов бесплатными входящие звонки всех других "сотовиков". Не важно, кто теперь звонит "билайновцу" на мобильный: его "собрат" по "Би Лайну", клиент ближайшего конкурента -- МТС -- или подопечный "Московской сотовой связи". Абонент "Би Лайн" освобожден от оплаты всех входящих звонков, сделанных с сотового телефона любой из названных компаний.

Раньше такой порядок действовал только внутри собственно билайновской сети, а за входящие звонки абонентов всех других сетей взималась такая же плата, как и за звонок с обычного (МГТСовского) телефона..

Одновременно "Би Лайн" на 25% снизил плату за исходящие звонки абонентам других сетей (до этого "билайновцы" имели право на эту скидку только внутри своей сети).

Впрочем, как считают эксперты, в частности аналитик компании "Ренессанс Капитал" Андрей Брагинский, это, скорее, грамотный маркетинговый ход, нежели реальное снижение стоимости услуг. Ведь очень часто интенсивно общающиеся между собой абоненты являются клиентами одной и той же компании.

А потому никаких особых выгод от нововведения они не получили: скидки на исходящие и бесплатность входящих звонков внутри одной сотовой сети действуют уже давно. Доля же звонков вне своей сети у абонентов и "Би Лайна", и МТС невелика и, по различным экспертным оценкам, составляет около 10%. Приблизительно 5% из них приходится на входящие звонки, 5% -- на исходящие. Следовательно, нововведение позволит среднему "билайновцу" экономить на "инородных" входящих звонках около 5% от общих расходов на мобильные разговоры.

Самый "богатый" тарифный план "Би Лайна" "Супер-GSM" указанные нововведения не затронули, поскольку в данном случае звонки вообще не тарифицируются: абонентская плата в размере $207,9 позволяет разговаривать целый месяц без ограничений.

Бумеранг


МТС мужественно терпела инициативу "Би Лайна" около трех месяцев и ответила на нее только в конце марта текущего года. "Мобильные ТелеСистемы" пошли по принципу "от противного". Если "Би Лайн" под рекламным девизом "Не важно, какой оператор у тебя" попытался унифицировать свою сеть и фактически предложил своим абонентам "дружить" с клиентами других операторов, то МТС, наоборот, решили "отбить" московскую публику у других компаний и под девизом "Очень важно, какой у тебя оператор" ввели скидки при исходящих звонках на мобильные телефоны только своих абонентов -- внутри собственной сети. В зависимости от тарифного плана размер скидок на исходящие звонки в рамках МТС достигает от 27% до 50%.

Как заявляют в МТС, на разговоры внутри сети компании приходится 40% эфирного времени. В среднем входящие и исходящие звонки занимают в нем примерно равные доли. Следовательно, скидки будут распространяться на 20% всего времени разговоров.

Светлое будущее


Компании "Московская сотовая связь", работающей в устаревающем аналоговом стандарте NMT-450i, нелегко конкурировать со своими коллегами-гигантами, которые предоставляют более качественные услуги связи в современном цифровом стандарте GSM 900/1800.

Однако нужно отдать ей должное: МСС отчаянно сражается за свою долю рынка и постоянно предпринимает маркетинговые инициативы, которые помогают компании если не расширить клиентскую базу, то хотя бы не растерять окончательно тех, кто пока еще пользуется ее трубками: на место каждого ушедшего к цифровому оператору МСС пытается "заманить" нового абонента. На сегодняшний день компания, по ее утверждениям, "удерживает" таким образом около 103 тысяч человек. При этом, по оценкам J'son & Partners, доход фирмы с каждого абонента составляет в среднем $38 в месяц.

Ситуация заставляет МСС и демпинговать, и оригинальничать. Так, сейчас компания использует не имеющий аналогов на российском рынке план "Безлимитный", где за абонентскую плату $166 не тарифицируются не только все местные исходящие и входящие звонки, но даже все междугородные. А недавно в практику компании был введен тарифный план "2+8", когда первые два часа связи стоят $0,41 за минуту. По истечении этого срока абонент получает бесплатно 8 часов (при том, что в среднем "мобилизованные" граждане разговаривают по сотовому телефону примерно 120--170 минут в месяц).

Усредненная минута внутри десятичасового отрезка стоит $0,05. По истечении этих 10 часов звонки снова становятся платными, но вряд ли кто-нибудь наговорит за месяц больше этих самых 600 минут.

Однако все настоящие завоевания, как считают специалисты, у МСС еще впереди. В ближайшие 2--3 года компания планирует "оцифровать" свою сеть и добиться не уступающего "Би Лайну" и МТС качества связи. Если до этого времени, конечно, ее место не займут другие операторы.

Не исключено, что нынешняя сравнительно стабильная ситуация в ценовой войне основных московских операторов сотовой связи может измениться с приходом на рынок третьего оператора GSM -- компании Sonic Duo (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф, начало работы намечено на июль этого года).

В Sonic Duo заявляют о самых серьезных намерениях: обеспечить быстрое развитие сети и высококачественные услуг,-- апеллируя при этом к серьезным финансовым возможностях своего учредителя -- мирового телекоммуникационного гиганта Sonera. Но, как полагают эксперты, на первых порах компании, по сути, будет нечего предложить абонентам, кроме демпинга (если не считать более качественного -- просто в силу малого числа абонентов -- обслуживания: ведь известно, что чем больше у компании клиентов, тем вероятнее сбои в ее работе, о чем свидетельствуют последние полгода деятельности и МТС, и "Би Лайна").

Так что у "мобилизованных" граждан вскоре может снова появиться повод потирать руки в предвкушении дальнейшего постепенного снижения цен на услуги сотовой связи.

Ибо для клиента это будет как раз тот случай, когда добрая война лучше худого мира.


Тарифные планы компаний сотовой связи*

~0102~Компания~0102~Стандарт связи~0102~Число абонентов (млн. человек)**~0102~План~0401~Минимальный первоначальный платеж~0102~Абонентская плата~0102~Минимальная плата за трафик~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.)~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)***~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц****~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц

всегов том числе стоимость трубкиаванс/залогплата за подключениес сотового на сотовыйна городской телефонс сотового на сотовыйна городской телефон

МТСGSM 900/18001,422"Молодежный" с федеральным номером по коду 8-90284,149,1 (Motorola m3788)3505,000,17/00,36/0,360,12/00,19/0,1924,463,0101,5

~~~"Экономный" с федеральным номером по коду 8-90284,149,1 (Motorola m3788)3506,300,15/00,22/0,220,15/00,22/0,2222,055,584,0

~~~"Любимый" с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100014,800,21/00,42/0,420,14/00,24/0,2438,579,3130,7

~~~"Деловой" с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100019,800,20/00,31/0,310,20/00,31/0,3140,381,3128,4

"Би Лайн"GSM 900/1800 (сеть "Би Лайн-GSM")0,95"Супер-GSM" с прямым городским номером526,385,6 (Motorola M3688)195245,7207,900000207,9207,9207,9

~~~"Лидер" с прямым городским номером160,685,6 (Motorola M3688)75011,300,34/00,44/0,440,15/00,19/0,1936,678,0122,8

~~~"Профессионал"с федеральным номером по коду 8-901120,685,6 (Motorola M3688)3505,000,19/00,24/0,240,19/00,24/0,2417,259,584,2

~~~"Бизнес" с прямым городским номером185,685,6 (Motorola M3688)100026,400,21/00,27/0,270,21/00,27/0,2742,878,4114,1

~DAMPS (сеть "Би Лайн-800")~300182,580,85120)4556,7056,7 (300 минут)0,19/00,19/0,190,19/00,19/0,1956,756,7127,9

МССNMT-450i0,103"Рациональный" с прямым городским номером155,3135,4 (Tellit A77)20018,900,15/0,150,30/0,300,15/0,150,30/0,3041,486,4131,4

~~~"Безлимитный 2001" с прямым городским номером165,5135,4 (Tellit A77)30012600*****000126126126

~~~"2+8" с федеральным номером по кодам 8-901 и 8-902165,4135,4 (Tellit A77)300000,41/0,41******0,41/0,410,41/0,410,41/0,4141123205

* Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.


** По данным компании J'son & Partners на март 2001 года.


*** Льготное время: МТС -- в рабочие дни 21.00--00.00, 06.00--08.00, в выходные и праздники -- 06.00--00.00; предусмотрено также "суперльготное" время -- 00.00--06.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане "Молодежный" минута разговора стоит $0,05, в плане "Любимый" -- $0,075 за минуту; "Би Лайн" -- выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будни с 20.00 до 08.00; МСС -- выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будни -- 18.00--09.00.


**** Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени разговоров приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени -- на исходящие и входящие вызовы.


***** При разговорах свыше 800 минут плата составляет $0,31 за минуту.


****** При разговорах свыше 120 минут плата за звонки не взимается, по истечении 10 часов минута разговора будет обходиться в $0,43.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».