Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Над нашей Родиною дым…"

Ежегодно в России выгорает леса больше, чем вырубается. И если объем вырубки остается практически неизменным, то пятна гари от спаленного леса с каждым годом становятся все обширнее.Каждое пятое дерево на планете растет в России — леса в нашей стране занимают площадь в 1,2 млрд. га, то есть 12 млн. кв. км. Поэтому неудивительно, что по числу лесных пожаров и по нанесенному ими ущербу мы также занимаем лидирующие позиции на планете.
По данным МПС, за 2002 год у нас в стране выгорело 2 млн. га лесов, что на 135% больше, чем в 2001 году (для сравнения: за прошлый год промышленные вырубки леса составили всего 1,4 млн. га). Прямой ущерб от лесных пожаров за 2002 год составил около 3 млрд. рублей.
Пальма (или сосна) первенства по «пожароопасности» за Сибирским федеральным округом, на который приходится 40—45% от общей площади пожаров на территории РФ, и за Дальневосточным ФО (25—30%).
Именно по состоянию дел в этих двух самых лесных территориях России и можно прогнозировать, как будут обстоять дела с таежными пожарами по итогам нынешнего года. Так вот, судя по самой свежей статистике лесных пожаров, ожидать улучшения ситуации вряд ли стоит. Напротив, в Сибирском ФО совокупная площадь пожаров в нынешнем году по сравнению с годом прошлым увеличилась в 3,8 раза.
В целом же по России, по данным Минприроды РФ, количество очагов пожаров по сравнению с аналогичным периодом 2002 года увеличилось на 7%, а площадь выгоревших лесов — в 1,77 раза.
Причин такого бедственного положения, по большому счету, три. Первая: изменение климата на планете. Вторая: последствия известного «нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Третья: пресловутый человеческий фактор.
Что касается изменения климата, то тут все предельно просто: на планете становится теплее, что повышает вероятность пожаров.
Со вторым фактором несколько сложнее. Дело в том, что в последние годы все сильнее — в том числе и под воздействием глобального потепления на планете — стали сказываться последствия масштабной мелиоративной программы, которую советская власть осуществляла с начала 50-х годов. В рамках этой программы по всей стране было осушено несколько сотен тысяч гектаров болот, в том числе и торфяных. А осушенный и заброшенный торфяник — это практически гарантированный пожар. Вопрос в данном случае лишь во времени, когда этот пожар случится. Затянутое в прошлом году дымом Подмосковье — наглядное тому подтверждение. Предотвратить возгорание торфяников невозможно, а их тушение настолько дорогостояще и малоэффективно, что проще дать им выгореть. Есть, впрочем, один способ — промышленное освоение залежей торфа (но на это потребуются десятилетия) либо повторное превращение этих территорий в болота (это также малореально).
Однако главные виновники лесных пожаров в России — это люди. И если с безрассудностью туристов, разводящих костры в лесах, еще как-то можно бороться, то с сознательными поджигателями — гораздо сложнее.
Дело в том, что доходы от экспорта из России незаконно вырубленного леса — это сотни миллионов долларов в год. А пожары — один из самых удобных поводов, во-первых, скрыть незаконные вырубки, во-вторых — получить доступ к лесным ресурсам и под предлогом рекультивации выгоревшей территории устроить незаконную лесосеку. Достаточно сказать, что, по данным Государственной лесной службы Минприроды, на начало мая 2003 года в Читинской области 95% лесных пожаров пришлось на умышленные поджоги и только 5% — на неосторожное обращение с огнем.
Решить эту проблему (или хотя бы смягчить ее) можно было бы путем ужесточения контроля за вывозом леса на российской границе. Но пока здесь что-то особых успехов не наблюдается.

Несмотря на подорожание билетов, россияне все больше пользуются услугами железных дорог. По данным МПС РФ, за январь—май нынешнего года российские железные дороги перевезли — без учета пригородного сообщения — 45 млн. пассажиров. Это на 3,1% больше соответствующих показателей прошлого года. Если же пересчитать показатели дальних пассажироперевозок в деньги, то прирост по сравнению с первыми пятью месяцами 2002 года получится еще более внушительным — на 16% (то есть в сумме свыше 16 млрд. рублей).
По словам заместителя главы МПС РФ Юрия Дьяконова, в целом по итогам нынешнего года рост пассажироперевозок составит 2,5—3% по сравнению с годом предыдущим. Как считает замминистра, причинами являются «гибкая ценовая политика министерства, которая позволяет изменять цены на билеты как с повышающим, так и с понижающим коэффициентом», а также увеличение числа маршрутов на самых популярных направлениях.
Так, в летнем графике движения поездов появилось 48 новых маршрутов (из них 10 — на международных направлениях). Одновременно создан резерв из 54 дополнительных пассажирских поездов, в основном на южных маршрутах — на Адлер, Анапу и Феодосию.
По расчетам МПС, в нынешнем году на 5% — до 1 млн. человек — увеличится и число детей, перевозимых из северных регионов к местам отдыха.

Перевозка пассажиров железными дорогами РФ (млн. чел.)*

1999 год1337,5
2000 год1418,8
2001 год1305,9
2002 год1270,7
2003 год**1302,45

* По данным МПС России.

** Прогноз.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK