10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Напряженная обстановка"

Архивная публикация 2004 года: "Напряженная обстановка"

По состоянию мебельного рынка можно судить о деловой активности в стране. Логика здесь проста: чем выше спрос на предметы офисной обстановки, тем больше работы у клерков и их начальников. Психологи советуют менять мебель раз в пять лет. Понятно, что никто из здравомыслящих людей, живущих на зарплату, этого не делает. Большинство увеличивает срок службы любимых табуреток как минимум в полтора раза. Исключение составляют бизнесмены, которые готовы менять мебель так же часто, как и переезжать из офиса в офис. А поскольку кочевое существование в российском бизнесе - дело обычное (кто расширяется, кто разоряется), жизнь конторского стола ограничивается тремя годами. Добавим сюда рост числа всевозможных организаций, нуждающихся в обстановке, и получается, что условия для развития рынка офисной мебели имеются самые что ни на есть шоколадные.

©
По состоянию мебельного рынка можно судить о деловой активности в стране. Логика здесь проста: чем выше спрос на предметы офисной обстановки, тем больше работы у клерков и их начальников.
©
Психологи советуют менять мебель раз в пять лет. Понятно, что никто из здравомыслящих людей, живущих на зарплату, этого не делает. Большинство увеличивает срок службы любимых табуреток как минимум в полтора раза. Исключение составляют бизнесмены, которые готовы менять мебель так же часто, как и переезжать из офиса в офис. А поскольку кочевое существование в российском бизнесе - дело обычное (кто расширяется, кто разоряется), жизнь конторского стола ограничивается тремя годами. Добавим сюда рост числа всевозможных организаций, нуждающихся в обстановке, и получается, что условия для развития рынка офисной мебели имеются самые что ни на есть шоколадные.

Приличную динамику мебельного рынка подтверждают различные аналитические данные. По подсчетам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, за 2003 год в стране было продано мебели на $2,27 млрд., что на 16% больше, чем в 2002 году. (Для сравнения: мебельный рынок всего в три раза меньше всероссийского водочного рынка, объем которого в прошлом году составил $6 млрд.)

При этом почти половина оборота мебельного рынка приходится на продукцию отечественных производителей. В 2003 году в России было произведено мебели на $1 млрд., что превысило объемы производства предыдущего года на 19%, а по сравнению с 2000 годом наши мебельщики увеличили свои обороты на 53% (подробнее - см. таблицу).

Сколько из этой внушительной суммы приходится на офисную мебель, никто точно не знает. Андрей Шнабель, заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, отводит офисной мебели 15% от общего оборота рынка, что в денежном выражении составляет $340 млн.

Нельзя не сказать, что успех наших офисников во многом связан с тем, что около 70% комплектующих в мебельном производстве импортного происхождения. Это, в свою очередь, влияет и на цену мебели. В 2003 году в связи с ростом курса евро (а большинство комплектующих закупается в Европе) стоимость продукции российских мебельщиков ощутимо выросла - в среднем на 10-20% (кстати, это еще один момент, повлиявший на рост рынка в денежном выражении).

Мебельные ассоциации, лоббирующие интересы отечественных производителей, в 2003 году активно боролись за снижение ввозных пошлин на комплектующие, которые не производятся в России. Однако пролоббировать это решение так и не удалось. А потому, по прогнозам, за 2004 год цена, скорее всего, вырастет на те же 20%.

Три касты мебельного рынка

На сегодняшний день отечественный рынок офисной мебели вполне сложился. Некоторые перемены происходят лишь в структуре продаж. Если раньше более 60% продаж приходилось на самую дешевую мебель для персонала ($200-300 за рабочее место, состоящее из стола, кресла и тумбы), то сегодня специалисты констатируют переориентацию спроса на более качественную и, соответственно, дорогую "оперативку" - по цене от $500 за рабочее место. Спрос в этом сегменте удовлетворяют в основном российские производители, такие как "Юнитекс", "Феликс", "Крафт", "Док-17".

Самый низший ценовой сегмент постепенно занимают белорусские и украинские производители, а также небольшие российские предприятия, которые выживают за счет того, что делают копии (иногда даже удачные) коллекций известных производителей и продают их по низким ценам.

Второй сегмент, занимающий около 30% рынка, представлен мебелью бизнес-класса. Это, во-первых, мягко говоря, не самая дешевая оперативка ($1-5 тыс. за рабочее место) для менеджеров среднего звена и сотрудников небольших, но стильных компаний (турбюро, дизайнерские конторы и пр.). Сюда же входят кабинеты для руководителей различного ранга по цене от $2 тыс. до $10 тыс.

Отечественным производителям в этом сегменте принадлежит около половины "делянки", и увеличить долю не получается - разница в 10-15% между нашим и импортным комплектом покупателей не впечатляет. Но в планах офисников в ближайшие год-два захватить до 40% бизнес-сегмента. Намерение как минимум смелое, поскольку здесь отечественных офисников могут потеснить вездесущие китайские производители, которые делают качественные комплекты бизнес-класса. Причем цена китайского стола для руководителя средней руки дешевле российского аналога примерно на 20%. Самое смешное, что китайская мебель нередко изготавливается из наших материалов.

На топ-сегмент рынка офисной мебели (от $10 тыс. за кабинет) приходится около 15% продаж. Лидерами среди стран-производителей здесь являются Италия (более 60% импорта), Испания (около 15%), Бельгия, Франция и Германия (по 7-8%).

Заграничный товар покупают в погоне за интересными дизайнерскими решениями, стилистическим многообразием и высоким качеством материалов. Заказывают подобную обстановку особо взыскательные клиенты, чаще всего представительства иностранных компаний.

В тесноте, да не в обиде

Более половины продаваемой офисной мебели приходится на столичный регион, ведь строящиеся здесь в огромном количестве бизнес-центры и административные здания надо обставлять. Несмотря на то, что московский рынок год от года растет примерно на 20%, конкуренция на нем становится все плотнее.

В результате такого уплотнения в 2003 году мы стали свидетелями активных рекламных баталий на улицах Москвы, когда билборды мебельщиков по количеству стали конкурировать со щитами производителей бытовой техники - традиционными лидерами наружной рекламы.

Некоторые "офисники" ("Юнитекс", "Феликс", "Соло") не ограничиваются билбордами и активно развивают сети своих мебельных салонов, словно соревнуясь, кто первым проникнет в тот или иной столичный район.

Следующий прием, который в условиях конкуренции освоило большинство фирм, - это оказание клиентам всевозможных "мебельных" услуг. Причем доставка, монтаж, расстановка и гарантийное обслуживание - услуги, которыми никого уже не удивишь. Поэтому мебельщики пошли дальше.

Практически все компании-лидеры обзавелись дизайнерскими отделами, специалисты которых помогают клиентам с подбором обстановки. Перед покупкой каждый желающий может заказать дизайн-проект помещения с расстановкой мебели. Таким образом, при обустройстве офиса можно даже сэкономить на архитекторе.

В общем, клиента обложили услугами со всех сторон.

Вадим Кузнецов, коммерческий директор компании "Феликс", считает, что "в условиях современного рынка успех мебельной компании на 70% зависит от качества сервиса".

Рассмотрим теперь другую сторону медали. Развитие "мебельных" услуг в прошлом году шло такими темпами, что набор их оказался практически исчерпанным. Главные "офисники" страны сравнялись не только по качеству (и цене) продукта, но и по качеству сервиса. И опять возник проклятый вопрос: как доказать свое преимущество и повысить уровень продаж?

Один из вариантов ответа на этот вопрос может заключаться в том, что в ближайшем будущем бурная активность столичных лидеров распространится и на регионы, деловая жизнь в которых начинает налаживаться. Туда же плавно перетечет и конкуренция - под предлогом, что, дескать, перспективы у местных мебельных фабрик в борьбе с московскими брендами не самые радужные.

Действительно, в регионах появился спрос на такое качество продукции, которое не могут предложить местные производители. Этот-то спрос и уловили столичные мебельщики. Уже сейчас многие "офисники" часть своего производства ориентируют специально на регионы. Как правило, в провинции у москвичей закупают мебель для руководителей и среднего менеджмента.

Алла Софиенко, начальник отдела маркетинга московской компании "Док-17", заявляет, что региональные продажи фирмы составляют 25-30% от общего объема.

Злые языки, впрочем, утверждают, что от хорошей жизни столичная компания на локальные рынки не пойдет. В любом случае, развивать свои сети в провинции московские офисники не спешат (предпочитают торговать через партнеров). Во-первых, еще сильны позиции местных производителей, да и московский рынок не весь исчерпан: каждый год прибывает новое пополнение бизнесменов, которых нужно обставить и посадить -в хорошем смысле слова.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».