26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Наш друг Романо"

Архивная публикация 2006 года: "Наш друг Романо"

Вечерний поезд, которым я возвращалась в позапрошлую пятницу из Милана в Рим, был переполнен. Люди стояли в тамбурах и коридорах. Когда пошел контроль, большинство пассажиров вместе с билетом предъявляли избирательные карточки, дававшие небольшую скидку. Оставив свои повседневные дела, итальянцы ехали по месту прописки. Голосовать. В состоявшихся в Италии в прошлые воскресенье и понедельник парламентских выборах приняли участие 83,6% избирателей. Жизнь полна парадоксов. Исход выборов определили голоса итальянских граждан, постоянно проживающих за пределами страны. Право участвовать в политических выборах им было предоставлено впервые. Проигравший Сильвио Берлускони сам протащил этот закон.

Только не Меркель
Избирательная система Италии сложна. Поняв еще год назад, после провала на региональных выборах, что может проиграть и парламентские, Сильвио Берлускони сделал все, чтобы усовершенствовать ее в своих интересах. Выкрутив руки оппозиции, возглавляемый им блок «Дом свобод» навязал тогда стране новую, пропорциональную избирательную систему, которая была призвана затруднить победу оппозиции. Не получилось. Во время подсчета голосов уже было начали обсуждать возможность «ничьей», сценария повторных выборов или создания правительства широкой коалиции. Однако шутки насчет опыта Ангелы Меркель, проводящей как раз в эти дни отпуск на итальянском острове Иския, были явно натянутыми. Идея «третьей силы» на манер Демохристианской партии, исчезнувшей с итальянской сцены 15 лет назад после кампании «Чистые руки», не находит сторонников.

В палате депутатов с преимуществом в одну десятую победил блок «Союз», за который проголосовали 49,8% избирателей. «Дом свобод» набрал 49,7%. Только после подсчета голосов итальянцев, проживающих за границей, «Союз» получил в Сенате преимущество всего в два голоса. Министру по делам итальянцев за границей Тремалье впору рвать на себе волосы — ведь это его усилиями был принят закон, позволяющий итальянцам, которые проживают за рубежом, участвовать в политических выборах и так неожиданно подставивший правоцентристов. Если бы не «экспаты», правые сохранили бы большинство в Сенате. На первой же пресс-конференции Романо Проди заявил, что у его политического объединения есть все права и возможности для формирования правительства без участия блока «Союз». Впрочем, при таком соотношении сил парламентское большинство ждут тяжелые испытания.

Кто твой друг
Политическое будущее Сильвио Берлускони пока не ясно. Из предвыборных заявлений известно, что он не собирается уходить из политики. Однако, как следует из предвыборных выступлений его политического оппонента, одним из первых законов его кабинета должен стать закон о конфликте интересов, который сделает несовместимой предпринимательскую деятельность Берлускони с политической карьерой.

Расставание с премьерским креслом означает для Берлускони также выход из-под охраны принятого в годы его правления закона, не позволяющего следователям возбуждать уголовные расследования против четырех первых лиц страны. А миланская прокуратура как раз созрела для очередного дела по поводу налоговых нарушений берлускониевской компанией «Медиасет».

В то же время победители не могут не учитывать авторитет, который подтвердила на прошедших выборах возглавляемая Берлускони партия «Вперед, Италия», собравшая 23,7% голосов в палате депутатов и 24% голосов в Сенате. Если не считать «Оливо», набравшего в палате депутатов 31,2%, но являющегося все же партийным объединением, в которое входят левые демократы, «Маргариту» и ряд мелких партий, «Вперед, Италия» показала себя самой популярной в стране партией.

Под вопросом возможность сохранения «Дома свобод» как блока. Умберто Босси, лидер входящей в него националистической партии «Лига севера», не раз заявлял, что в случае поражения на выборах у него будут развязаны руки для самостоятельной политической деятельности. Смогут ли оставаться соратниками Берлускони лидеры двух других партий, Джанфранко Фини и Пьерфердинандо Казини, пока не ясно. Перефразируя известное «что немцу хорошо, итальянцу смерть», можно предположить: как Италии в целом не подошла модель Ангелы Меркель, так и Сильвио Берлускони в кошмарном сне не придет в голову брать пример с Герхарда Шредера.

«Италия переворачивает страницу»
Так местная пресса называет путь, по которому страна будет двигаться после победы Проди. Основной лозунг его предвыборной программы — «Компетентность и солидарность», что означает ряд мер для вывода Италии из экономического кризиса плюс широкая социальная программа. Страна уже который год показывает близкий к нулевому экономический рост. Именно на этом пункте произошла смычка Профессора (так именуют Проди в Италии) с крупными промышленниками страны, ряд представителей которых, включая президента Конфедерации итальянских промышленников Луку Монтедземоло и бывшего члена правления «Конфиндустри» Диего делла Валле, открыто поддержали левоцентристский блок. В качестве одной из мер, стимулирующих экономику, в программе Проди есть план снизить на 5 пунктов налог на рабочую силу (сейчас 35%, один из самых высоких в Европе). Первостепенной задачей Проди видит оздоровление государственных финансов. Для этого Профессор намерен не только ужесточить контроль над затратной частью бюджета, но и увеличить поступления за счет повышения налога на инвестиционную деятельность, а также ввести отмененный Берлускони налог на наследование, который будет распространяться только на крупные состояния.

Большую озабоченность Профессора вызывает современное положение Италии в области науки. Ученые вынуждены уезжать из страны не только из-за низких зарплат, но и из-за того, что определенные области научных исследований под давлением католической церкви, имеющей в Италии мощное влияние на правоцентристский блок, попросту запрещены. Показательным в этой области стал прошлогодний референдум о законе, регулирующем вопросы искусственного оплодотворения и использования клеток эмбриона человека в научных исследованиях, который усилиями правящего блока и Ватикана был провален. Свое мнение есть у Профессора, чья жена, кстати, долгое время преподавала в школе, и по поводу образования. В его фразе «Нам необходимо поднять престиж учителя» слышится нечто родное.

За годы правления Берлускони в Италии была принята также трудовая реформа, называемая по имени ее разработчика законом Бьяджи. Она похожа на тот закон, против которого в последние недели бунтовали парижские студенты. В Италии эта реформа, облегчающая увольнения и стимулирующая временные контракты, была принята, несмотря на демонстрации протеста. Правительство Проди намеревается провести в этой области ряд мер, стимулирующих работодателя по истечении определенного периода брать работника в штат.

Один из самых дискуссионных пунктов в программе «Союза» — его намерение уравнять в правах официально зарегистрированные семьи с так называемыми свободными союзами на французский манер. Эта «современность», идущая в противовес тезисам Ватикана о легальности исключительно семьи, освященной браком, стоила левоцентристам многих противников. «Они хотят приравнять гомосексуалистов к нашим семьям и отдать им на воспитание детей, они разрушают традиционную итальянскую здоровую ячейку», — возмущался Берлускони, у которого, кстати, за спиной развод. Тогда как Проди долго и счастливо проживает со своей женой Флавией и даже пишет вместе с ней книжки, одна из которых так и называется — «Вместе».

В 2003 году, когда у Романо Проди подходил к концу его мандат президента Еврокомиссии, итальянская оппозиция предприняла немало сил, чтобы уговорить Профессора возглавить ее ряды. У Проди уже есть опыт руководства «разношерстным» блоком. В 1997 году он был вынужден оставить пост премьер-министра из-за разногласий с Партией коммунистического возрождения, не поддержавшей его пенсионную реформу. На сей раз Профессор настоял на проведении праймериз среди левых на манер американских и блестяще выиграл их, хотя тогда за ним не стояла никакая конкретная партия. Его личный авторитет среди нынешних соратников не подвергается сомнению, и даже мятежный генсек компартии Фаусто Бертинотти поклялся, что сценарий 1977 года не повторится.

Внутри Евросоюза Проди строить отношения будет много легче, чем его предшественнику. Европа никогда не любила Берлускони за его бесцеремонность, вульгарность, сомнительные финансовые дела и постоянные конфликты с правосудием. Профессор Евросоюзу ближе по стилю.

Что касается США, то очень показательно, что еще за две недели до выборов посол этой страны в Италии «невзначай» нанес визит лидеру итальянского профсоюза, выступающего в одной связке с блоком «Союз». В этом мгновенно усмотрели прямой сигнал к сотрудничеству, несмотря на то, что левый центр обещает вывести итальянский контингент из Ирака.

Хотя ставшее модным дружеское запанибратство сильных мира сего не в стиле 67-летнего Профессора, он, как любой итальянец, общителен, эмоционален и порой даже по-хорошему театрален.

Что же касается России, то уместно вспомнить, что одну из первых попыток завязать модную ныне политическую дружбу предпринял бывший президент РФ Борис Ельцин именно с ним. «Мой друг Романо», — называл его Борис Николаевич во время исторического визита в Рим в 1997 году, в ходе которого был подписан договор о стратегическом партнерстве между нашими странами. Не склонный к фамильярности Профессор тогда несколько удивился, но подписи на документах ставил с видимым удовольствием.

Берлускони во время встреч с Владимиром Путиным любил порой ошарашить Европу прогнозами относительно необходимости вступить России в Евросоюз в будущем или облегчить с ней визовый режим. От Романо Проди Москва такого, конечно, не услышит.

Вечерний поезд, которым я возвращалась в позапрошлую пятницу из Милана в Рим, был переполнен. Люди стояли в тамбурах и коридорах. Когда пошел контроль, большинство пассажиров вместе с билетом предъявляли избирательные карточки, дававшие небольшую скидку. Оставив свои повседневные дела, итальянцы ехали по месту прописки. Голосовать. В состоявшихся в Италии в прошлые воскресенье и понедельник парламентских выборах приняли участие 83,6% избирателей. Жизнь полна парадоксов. Исход выборов определили голоса итальянских граждан, постоянно проживающих за пределами страны. Право участвовать в политических выборах им было предоставлено впервые. Проигравший Сильвио Берлускони сам протащил этот закон.

Только не Меркель

Избирательная система Италии сложна. Поняв еще год назад, после провала на региональных выборах, что может проиграть и парламентские, Сильвио Берлускони сделал все, чтобы усовершенствовать ее в своих интересах. Выкрутив руки оппозиции, возглавляемый им блок «Дом свобод» навязал тогда стране новую, пропорциональную избирательную систему, которая была призвана затруднить победу оппозиции. Не получилось. Во время подсчета голосов уже было начали обсуждать возможность «ничьей», сценария повторных выборов или создания правительства широкой коалиции. Однако шутки насчет опыта Ангелы Меркель, проводящей как раз в эти дни отпуск на итальянском острове Иския, были явно натянутыми. Идея «третьей силы» на манер Демохристианской партии, исчезнувшей с итальянской сцены 15 лет назад после кампании «Чистые руки», не находит сторонников.

В палате депутатов с преимуществом в одну десятую победил блок «Союз», за который проголосовали 49,8% избирателей. «Дом свобод» набрал 49,7%. Только после подсчета голосов итальянцев, проживающих за границей, «Союз» получил в Сенате преимущество всего в два голоса. Министру по делам итальянцев за границей Тремалье впору рвать на себе волосы — ведь это его усилиями был принят закон, позволяющий итальянцам, которые проживают за рубежом, участвовать в политических выборах и так неожиданно подставивший правоцентристов. Если бы не «экспаты», правые сохранили бы большинство в Сенате. На первой же пресс-конференции Романо Проди заявил, что у его политического объединения есть все права и возможности для формирования правительства без участия блока «Союз». Впрочем, при таком соотношении сил парламентское большинство ждут тяжелые испытания.

Кто твой друг

Политическое будущее Сильвио Берлускони пока не ясно. Из предвыборных заявлений известно, что он не собирается уходить из политики. Однако, как следует из предвыборных выступлений его политического оппонента, одним из первых законов его кабинета должен стать закон о конфликте интересов, который сделает несовместимой предпринимательскую деятельность Берлускони с политической карьерой.

Расставание с премьерским креслом означает для Берлускони также выход из-под охраны принятого в годы его правления закона, не позволяющего следователям возбуждать уголовные расследования против четырех первых лиц страны. А миланская прокуратура как раз созрела для очередного дела по поводу налоговых нарушений берлускониевской компанией «Медиасет».

В то же время победители не могут не учитывать авторитет, который подтвердила на прошедших выборах возглавляемая Берлускони партия «Вперед, Италия», собравшая 23,7% голосов в палате депутатов и 24% голосов в Сенате. Если не считать «Оливо», набравшего в палате депутатов 31,2%, но являющегося все же партийным объединением, в которое входят левые демократы, «Маргариту» и ряд мелких партий, «Вперед, Италия» показала себя самой популярной в стране партией.

Под вопросом возможность сохранения «Дома свобод» как блока. Умберто Босси, лидер входящей в него националистической партии «Лига севера», не раз заявлял, что в случае поражения на выборах у него будут развязаны руки для самостоятельной политической деятельности. Смогут ли оставаться соратниками Берлускони лидеры двух других партий, Джанфранко Фини и Пьерфердинандо Казини, пока не ясно. Перефразируя известное «что немцу хорошо, итальянцу смерть», можно предположить: как Италии в целом не подошла модель Ангелы Меркель, так и Сильвио Берлускони в кошмарном сне не придет в голову брать пример с Герхарда Шредера.

«Италия переворачивает страницу»

Так местная пресса называет путь, по которому страна будет двигаться после победы Проди. Основной лозунг его предвыборной программы — «Компетентность и солидарность», что означает ряд мер для вывода Италии из экономического кризиса плюс широкая социальная программа. Страна уже который год показывает близкий к нулевому экономический рост. Именно на этом пункте произошла смычка Профессора (так именуют Проди в Италии) с крупными промышленниками страны, ряд представителей которых, включая президента Конфедерации итальянских промышленников Луку Монтедземоло и бывшего члена правления «Конфиндустри» Диего делла Валле, открыто поддержали левоцентристский блок. В качестве одной из мер, стимулирующих экономику, в программе Проди есть план снизить на 5 пунктов налог на рабочую силу (сейчас 35%, один из самых высоких в Европе). Первостепенной задачей Проди видит оздоровление государственных финансов. Для этого Профессор намерен не только ужесточить контроль над затратной частью бюджета, но и увеличить поступления за счет повышения налога на инвестиционную деятельность, а также ввести отмененный Берлускони налог на наследование, который будет распространяться только на крупные состояния.

Большую озабоченность Профессора вызывает современное положение Италии в области науки. Ученые вынуждены уезжать из страны не только из-за низких зарплат, но и из-за того, что определенные области научных исследований под давлением католической церкви, имеющей в Италии мощное влияние на правоцентристский блок, попросту запрещены. Показательным в этой области стал прошлогодний референдум о законе, регулирующем вопросы искусственного оплодотворения и использования клеток эмбриона человека в научных исследованиях, который усилиями правящего блока и Ватикана был провален. Свое мнение есть у Профессора, чья жена, кстати, долгое время преподавала в школе, и по поводу образования. В его фразе «Нам необходимо поднять престиж учителя» слышится нечто родное.

За годы правления Берлускони в Италии была принята также трудовая реформа, называемая по имени ее разработчика законом Бьяджи. Она похожа на тот закон, против которого в последние недели бунтовали парижские студенты. В Италии эта реформа, облегчающая увольнения и стимулирующая временные контракты, была принята, несмотря на демонстрации протеста. Правительство Проди намеревается провести в этой области ряд мер, стимулирующих работодателя по истечении определенного периода брать работника в штат.

Один из самых дискуссионных пунктов в программе «Союза» — его намерение уравнять в правах официально зарегистрированные семьи с так называемыми свободными союзами на французский манер. Эта «современность», идущая в противовес тезисам Ватикана о легальности исключительно семьи, освященной браком, стоила левоцентристам многих противников. «Они хотят приравнять гомосексуалистов к нашим семьям и отдать им на воспитание детей, они разрушают традиционную итальянскую здоровую ячейку», — возмущался Берлускони, у которого, кстати, за спиной развод. Тогда как Проди долго и счастливо проживает со своей женой Флавией и даже пишет вместе с ней книжки, одна из которых так и называется — «Вместе».

В 2003 году, когда у Романо Проди подходил к концу его мандат президента Еврокомиссии, итальянская оппозиция предприняла немало сил, чтобы уговорить Профессора возглавить ее ряды. У Проди уже есть опыт руководства «разношерстным» блоком. В 1997 году он был вынужден оставить пост премьер-министра из-за разногласий с Партией коммунистического возрождения, не поддержавшей его пенсионную реформу. На сей раз Профессор настоял на проведении праймериз среди левых на манер американских и блестяще выиграл их, хотя тогда за ним не стояла никакая конкретная партия. Его личный авторитет среди нынешних соратников не подвергается сомнению, и даже мятежный генсек компартии Фаусто Бертинотти поклялся, что сценарий 1977 года не повторится.

Внутри Евросоюза Проди строить отношения будет много легче, чем его предшественнику. Европа никогда не любила Берлускони за его бесцеремонность, вульгарность, сомнительные финансовые дела и постоянные конфликты с правосудием. Профессор Евросоюзу ближе по стилю.

Что касается США, то очень показательно, что еще за две недели до выборов посол этой страны в Италии «невзначай» нанес визит лидеру итальянского профсоюза, выступающего в одной связке с блоком «Союз». В этом мгновенно усмотрели прямой сигнал к сотрудничеству, несмотря на то, что левый центр обещает вывести итальянский контингент из Ирака.

Хотя ставшее модным дружеское запанибратство сильных мира сего не в стиле 67-летнего Профессора, он, как любой итальянец, общителен, эмоционален и порой даже по-хорошему театрален.

Что же касается России, то уместно вспомнить, что одну из первых попыток завязать модную ныне политическую дружбу предпринял бывший президент РФ Борис Ельцин именно с ним. «Мой друг Романо», — называл его Борис Николаевич во время исторического визита в Рим в 1997 году, в ходе которого был подписан договор о стратегическом партнерстве между нашими странами. Не склонный к фамильярности Профессор тогда несколько удивился, но подписи на документах ставил с видимым удовольствием.

Берлускони во время встреч с Владимиром Путиным любил порой ошарашить Европу прогнозами относительно необходимости вступить России в Евросоюз в будущем или облегчить с ней визовый режим. От Романо Проди Москва такого, конечно, не услышит.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».