26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Нашествие похитителей журналов"

Архивная публикация 2002 года: "Нашествие похитителей журналов"

Немецкие и швейцарские издатели активно работают в Центральной Европе.Едва дворники на улицах Белграда закончили убирать мусор, оставшийся после свержения Слободана Милошевича в 2000 году, представители немецкого издательства Gruner+Jahr уже были тут как тут. Пока другие выжидали, G+J купило 49% крупнейшей югославской ежедневной газеты Blic. "Сербия -- это очень перспективный рынок", -- говорит Марио Хастен (Mario Husten), курирующий газетный бизнес G+J в Восточной Европе.
Если вспомнить о непростой истории недавно распавшейся югославской федерации, то это заявление может показаться смелым и даже необдуманно смелым. Но стратегия, использованная G+J, в основном принадлежащем Bertelsmann, уже не раз оправдала себя. G+J также владеет половиной крупнейшей ежедневной газеты в Румынии, а швейцарское издательство Ringier контролирует самый тиражный венгерский таблоид и крупнейшую серьезную ежедневную газету. В Польше три четверти местных изданий также принадлежат иностранцам, которые господствуют и на рынке журналов.
Общее падение расходов на рекламу подхлестнуло новую волну приобретений на Востоке. Между тем эффект новизны недавно обретенной свободы улетучился, оставив после себя избыток названий. Для могучих западных издательств это хорошая возможность заполучить долю на рынке. Немецкое Axel Springer Verlag, например, уже приобрело большую часть крупнейшего венгерского делового ежедневника и 75% чешских автомобильных журналов. "Если прикрепить к каждому из руководителей немецких издательств "маячок", то сигналы от большинства из них будут приходить из Восточной Европы", -- говорит Карл Ульрих (Karl Ulrich), медиаэксперт из Roland Berger Strategy Consultants в Мюнхене.
Достойны внимания два независимых венгерских издания: Heti Vilaggazdasag -- еженедельник о политике и экономике, созданный по образцу Economist, а также PestiEst -- бюллетень-афиша. В прошлом году Heinrich Bauer Verlag из Гамбурга заплатило $14,5 млн. за польский журнал о стиле жизни Twoj Styl. У его владельца, Interim Group из Варшавы, были проблемы с банком. Это приобретение помогло Bauer стать лидером на рынке польских журналов. В этом году Edipresse из Лозанны купило два женских журнала -- Pani и Uroda.
Западноевропейцы, особенно немцы и швейцарцы, уже сейчас господствуют на рынке журналов для потребителей в Польше и Венгрии. Эти рынки наиболее привлекательны, поскольку ориентированы на нарождающийся в этих странах средний класс. "В Западной Европе многие сегменты рынка или насыщены, или требуют слишком больших затрат, -- утверждает Андреас Тилк (Andreas Tilk), занимающийся в Springer Восточной и Южной Европой. -- На те же деньги в Польше мы можем создать пять журналов". Благодаря женским журналам типа Olivia, Springer стало в Польше N2. Пока доходы от изданий в Центральной Европе составляют лишь несколько процентов от доходов Springer в $2,5 млрд., но здесь прогнозируют их увеличение, особенно после запуска в прошлом году польского издания Newsweek (Business Week также выходит в Польше в рамках лицензионного соглашения с Wprost из Варшавы).
Западным издателям удается не все. Springer недавно закрыло польский журнал о ремонте и дизайне. Но все же их успеха достаточно для того, чтобы вызвать недовольство местных политиков и издателей. Польские издатели думают о том, как в тяжелых экономических условиях противостоять финансовому могуществу иностранцев. "Впереди у рекламного рынка -- еще один трудный год", -- полагает Ванда Рапачински (Wanda Rapaczynski), глава издательства Agora, владеющего самой популярной польской ежедневной газетой Gazeta Wyborcza.
Западные издатели пока не обращают внимания на такую критику. Они подчеркивают, что берут на работу почти исключительно местных журналистов. Более того, большинство из них аполитичны -- может быть, даже чересчур. Ежедневная будапештская газета Nepszabadsag, бывший рупор коммунистической партии, близка и к ее преемнице -- Hungarian Socialist Party, несмотря на то, что ее контролируют Ringier и G+J. Это не беспокоит немцев. Новые владельцы слишком заняты модернизацией, введением цветной печати и улучшением формата за счет более коротких и острых статей. Совершенно очевидно, что для большинства западных компаний куда важнее зарабатывать деньги в Восточной Европе, чем оказывать политическое влияние.

Джек Юинг (Jack Ewing) во Франкфурте с Богданом Туреком (Bogdan Turek) в Варшаве и Кристофером Кондоном (Christopher Condon) в Будапеште. -- Business Week.

Издательства, господствующие на польском рынке журналов

Немецкие и швейцарские издатели активно работают в Центральной Европе.Едва дворники на улицах Белграда закончили убирать мусор, оставшийся после свержения Слободана Милошевича в 2000 году, представители немецкого издательства Gruner+Jahr уже были тут как тут. Пока другие выжидали, G+J купило 49% крупнейшей югославской ежедневной газеты Blic. "Сербия -- это очень перспективный рынок", -- говорит Марио Хастен (Mario Husten), курирующий газетный бизнес G+J в Восточной Европе.

Если вспомнить о непростой истории недавно распавшейся югославской федерации, то это заявление может показаться смелым и даже необдуманно смелым. Но стратегия, использованная G+J, в основном принадлежащем Bertelsmann, уже не раз оправдала себя. G+J также владеет половиной крупнейшей ежедневной газеты в Румынии, а швейцарское издательство Ringier контролирует самый тиражный венгерский таблоид и крупнейшую серьезную ежедневную газету. В Польше три четверти местных изданий также принадлежат иностранцам, которые господствуют и на рынке журналов.

Общее падение расходов на рекламу подхлестнуло новую волну приобретений на Востоке. Между тем эффект новизны недавно обретенной свободы улетучился, оставив после себя избыток названий. Для могучих западных издательств это хорошая возможность заполучить долю на рынке. Немецкое Axel Springer Verlag, например, уже приобрело большую часть крупнейшего венгерского делового ежедневника и 75% чешских автомобильных журналов. "Если прикрепить к каждому из руководителей немецких издательств "маячок", то сигналы от большинства из них будут приходить из Восточной Европы", -- говорит Карл Ульрих (Karl Ulrich), медиаэксперт из Roland Berger Strategy Consultants в Мюнхене.

Достойны внимания два независимых венгерских издания: Heti Vilaggazdasag -- еженедельник о политике и экономике, созданный по образцу Economist, а также PestiEst -- бюллетень-афиша. В прошлом году Heinrich Bauer Verlag из Гамбурга заплатило $14,5 млн. за польский журнал о стиле жизни Twoj Styl. У его владельца, Interim Group из Варшавы, были проблемы с банком. Это приобретение помогло Bauer стать лидером на рынке польских журналов. В этом году Edipresse из Лозанны купило два женских журнала -- Pani и Uroda.

Западноевропейцы, особенно немцы и швейцарцы, уже сейчас господствуют на рынке журналов для потребителей в Польше и Венгрии. Эти рынки наиболее привлекательны, поскольку ориентированы на нарождающийся в этих странах средний класс. "В Западной Европе многие сегменты рынка или насыщены, или требуют слишком больших затрат, -- утверждает Андреас Тилк (Andreas Tilk), занимающийся в Springer Восточной и Южной Европой. -- На те же деньги в Польше мы можем создать пять журналов". Благодаря женским журналам типа Olivia, Springer стало в Польше N2. Пока доходы от изданий в Центральной Европе составляют лишь несколько процентов от доходов Springer в $2,5 млрд., но здесь прогнозируют их увеличение, особенно после запуска в прошлом году польского издания Newsweek (Business Week также выходит в Польше в рамках лицензионного соглашения с Wprost из Варшавы).

Западным издателям удается не все. Springer недавно закрыло польский журнал о ремонте и дизайне. Но все же их успеха достаточно для того, чтобы вызвать недовольство местных политиков и издателей. Польские издатели думают о том, как в тяжелых экономических условиях противостоять финансовому могуществу иностранцев. "Впереди у рекламного рынка -- еще один трудный год", -- полагает Ванда Рапачински (Wanda Rapaczynski), глава издательства Agora, владеющего самой популярной польской ежедневной газетой Gazeta Wyborcza.

Западные издатели пока не обращают внимания на такую критику. Они подчеркивают, что берут на работу почти исключительно местных журналистов. Более того, большинство из них аполитичны -- может быть, даже чересчур. Ежедневная будапештская газета Nepszabadsag, бывший рупор коммунистической партии, близка и к ее преемнице -- Hungarian Socialist Party, несмотря на то, что ее контролируют Ringier и G+J. Это не беспокоит немцев. Новые владельцы слишком заняты модернизацией, введением цветной печати и улучшением формата за счет более коротких и острых статей. Совершенно очевидно, что для большинства западных компаний куда важнее зарабатывать деньги в Восточной Европе, чем оказывать политическое влияние.


Джек Юинг (Jack Ewing) во Франкфурте с Богданом Туреком (Bogdan Turek) в Варшаве и Кристофером Кондоном (Christopher Condon) в Будапеште. -- Business Week.


Издательства, господствующие на польском рынке журналов

ИздательствоДоходы (млн. долл.)*Доля рынка (%)

Bauer140,722,0%

Axel Springer68,410,7%

Gruner+Jahr61,79,6%

Edipresse58,59,1%

Другие310,848,5%

* От рекламы и распространения.


Источник: Expert Monitor, Gruner+Jahr. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».