Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Научи учителя"

Когда президент Путин в начале сентября озвучивал свой
«большой социальный пакет» — программу увеличения финансирования образования, медицины и т.д., многие сразу заговорили, что новой эффективной формой управления учебными заведениями (в том числе в расходовании увеличивающихся бюджетных поступлений) могли бы стать управляющие советы при учебных заведениях. Такие «школьные советы», давно работающие в развитых странах Запада, уже появились в отдельных российских регионах. Судя по всему, сей почин скоро охватит всю страну. Как это будет выглядеть?Директор — не главный

Рассказывает Анатолий Пинский, директор Центра развития общего образования Высшей школы экономики, член Российского оббщественного совета развития образования:
«В Дубне в течение ряда лет около школы не могли изменить маршрут одного из
городских автобусов. Мэрия не реагировала на просьбы школьной администрации. А когда в школе появился управляющий совет, куда входили уважаемые люди города, они отправились к главе администрации и быстро, буквально в считанные дни, решили вопрос. Вот еще пример: около одной из московских школ не было «лежачего полицейского». Родители постоянно писали письма в ГАИ. А теперь создали в школе управляющий совет, который принял нужное решение, и «лежачий полицейский» через неделю — уже на нужном месте. А вот еще — в одной из подмосковных школ родители бились с директором, чтобы занятия начинались на полчаса позже. Он одно твердил: «Вставать надо раньше!» А родителям неудобно: они детей в школу издалека возили. Создали совет — проблему решили».

Пинский рассуждает так: «Нам более привычна система управления школой, когда над ней есть роно, а внутри школы единственный вершитель судеб — директор. На этом фоне управляющие советы выглядят экзотикой. В мире дела обстоят наоборот: в Англии, Америке или Австралии школьный управляющий совет — вещь совершенно банальная. Аналогичные структуры управляющих советов есть и в бизнесе. В любой компании есть старший менеджер, то есть директор, и коллегиальный орган управления — наблюдательный совет, совет директоров, собрание акционеров. Некий коллективный разум, который, в отличие от директора, занимается стратегическим управлением. А директор как старший менеджер занимается текущими, оперативными вопросами».

Как это будет в России

Про управляющие школьные советы сказано в российском законе «Об образовании». Но пока единой правовой формы таких советов нет. Есть лишь общие представления да поправки в закон, находящиеся на рассмотрении Госдумы. В составе управляющего совета, предполагается, может быть от 11 до 25 выборных членов. В него могут войти учителя, ученики, родители, выпускники, просто общественные деятели и предприниматели, которым небезразлична судьба данной школы. Родителей должно быть не менее трети, но и не более половины. Предполагается закрепить за советами такие полномочия, как согласование сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы; утверждение программы развития школы, «школьный компонент» образовательной программы, профили обучения старшеклассников. Управляющие советы правомочны по согласованию с органами местного самоуправления принимать решения по продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий, срокам школьных каникул. Управсоветам предстоит улаживать конфликты между учителями и школьниками, привлекать внебюджетные средства, даже определять форму одежды школьников.

Вот как увязывает новые финансовые условия со школьным самоуправлением Елена Ленская, заместитель директора Британского совета: «Не случайно сюжет об управляющих советах возник тогда, когда обсуждается нормативное финансирование. Раз деньги следуют за учеником, школа вынуждена бороться за то, сколько детей в ней будет учиться. И должна не только стараться повышать качество образования, но и представлять спектр новых образовательных услуг. Узнать какие услуги востребованы, проще всего либо у родителей, либо у представителей того сообщества, которое живет рядом со школой».

Эксперимент по внедрению управляющих советов Министерство образования и науки проводит с 2003 года. Ряд регионов заинтересовались этой идеей: Московская область, Южный округ Москвы, Тамбовская область, Красноярский край, Калининградская область, Карелия. Там при школах уже создано несколько управляющих советов. Правда, реально они заработали лишь с 2005 года. Сегодня в России таких школ 80—90.

Зарубежный опыт общественного управления школой

Общественное управление школой принято практически во всех странах Европы. Названия разные — советы, комитеты, форумы, комиссии. Полномочия тоже отличаются. Это могут быть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы; органы с определенными полномочиями в принятии решений по текущей работе школы; наконец, общественные органы с полномочиями школьного управления. Так, в государственных школах фламандской общины в Бельгии, Голландии и Норвегии такие организации могут лишь высказывать мнение о работе школы. А в Германии школьная конференция занимается самыми разными аспектами школьной жизни — программами, распределением помещений, школьными мероприятиями, мерами безопасности, вплоть до домашних заданий и проведения учебных экспериментов.

В Австрии школьный форум (младшая школа) и комиссия школьного сообщества (средняя школа) имеют право голоса в вопросах, относящихся к программе, численности классов и расходовании денег. В Шотландии советы по школьному управлению участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием. Во Франции управляющий совет принимает программу школы. В Италии советы по младшей школе и советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы. В Испании Consejo eskolar del centro управляет школьной жизнью, выбирает руководителя учебным заведением. Как и в Португалии, где действующий на уровне школы Concelho de Eskola также инспектирует ее работу, утверждает документы, подготавливаемые педсоветом. В Ирландии школьные управляющие советы действуют в роли посредника между школой и министерством, отвечают за управление школой и прием на работу сотрудников.

Если родители входят в школьные советы повсеместно, то представителей местных органов управления образованием приглашают далеко не всегда. В Греции, Испании, Франции и Португалии, т.е. в странах с централизованным характером школьного управления, а также в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии в работе советов участвуют как родители, так и работники управления. В некоторых государствах в большинстве — учителя (Италия и Португалия), в других — больше родителей (Дания, Ирландия в младшей школе и Шотландия в самоуправляемых школах).

Однако, как правило, преобладает паритетность (Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Австрия).

«Участвовать в оценке труда учителя должны родители»
Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края

— Необходимость перемен в образовании назрела давно. Ситуация обостряется из-за низкого уровня оплаты труда преподавателей и снижения престижа профессии. Однако одновременное повышение зарплаты всем педагогам ситуацию не изменит. Я согласен с президентом: необходимо устранить прямую зависимость оплаты труда учителя от количества уроков и привязать ее к качеству преподавания. Участвовать в оценке должны, безусловно, родители,
которые чувствуют атмосферу учебного процесса, то есть управляющие и попечительские советы. В школе должен быть фонд стимулирования преподавателей, когда не просто директор школы распределяет средства, а непосредственно родители принимают участие в премировании учителей по результатам их труда. А помимо столь очевидного критерия, как качество знаний, есть и такие, как сохранение здоровья детей и воспитание. Кроме труда учителя следует оценивать и другие факторы. Например, наличие в школе сберегающих здоровье технологий, спортивных секций — это тоже определяется совместно с управляющими советами.

— Это в средней школе, а в высшей?

— Ключевая задача реформирования высшего образования — привязать его содержание к нуждам работодателей. Поэтому при определении бюджетных мест в вузах основную роль должны играть субъекты Федерации и частный бизнес на его территории. Сегодня по специальности трудоустраивается в среднем не более 15% выпускников, то есть высшая школа вхолостую работает на 85%. Например, в программах вузов Красноярского края абсолютно не учтена специализация региона. И все наши планы по развитию тех или иных отраслей игнорируются вузами. У нас началось освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, через несколько лет пойдет нефть Юрубчена. Регион существенно модернизирует свою специализацию, и наши вузы должны обеспечить развивающиеся отрасли компетентными молодыми кадрами. Для этого нужна, в частности, большая прозрачность высшей школы, в том числе в области кадров. Назначение ректоров должно происходить по принципу двух ключей. Один — в руках у преподавателей вузов и попечительских советов, а второй — у государства. За государством остается контроль качества работы и расходования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на нужды образования. Представители бизнеса придут в попечительские советы вузов вместо того, чтобы нанимать хедхантеров, ищущих высококлассных профессионалов в основном за границей. Примером применения принципа государственно-частного партнерства станет, например, создаваемый в нашем крае национальный университет. Это, если хотите, новая управляющая компания, которая будет работать по новым правилам, согласовывая свои действия с обществом и предприятиями.

Беседовала Галина Николаева

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK