Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "НЕ УКРАДИ, А ПОДДЕЛАЙ"

Бизнес по изготовлению поддельных произведений искусства оказался более прибыльным и менее опасным, чем обычные кражи.    Ежегодно в России совершается около тысячи преступлений, связанных с оборотом культурных ценнос-тей. В большинстве своем это хищения и мошенничества.По словам старшего оперупол-номоченного по особо важ-ным делам Отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности Деп УР МВД РФ полковника милиции Ильи Рясного, за последние 15-20 лет количество краж предметов искусства сократилось в четыре раза. Есть в этом заслуга милиции и музейщиков. Однако преступники не бросили свое ремесло, а только сменили специализацию. В начале 2000-х игроки этого «рынка» сменили отмычку на кисть и занялись подделкой.
   Бизнес по изготовлению «фальшака» оказался выгодным. Если украсть известное полотно, то Интерпол будет искать его по всему миру. Антиквары будут осведомлены о краже, и продать похищенное произведение можно будет не более чем за четверть цены. Плюс риск оказаться за решеткой. Другое дело — подделка. В законе нет статьи за подделку предметов искусства. В отличие от талонов техосмотра вы можете копировать произведения великих мастеров совершенно свободно. Продажа поддельных картин под видом подлинников квалифицируется как мошенничество, но привлечь злоумышленников к ответственности бывает очень трудно. Во-первых, надо доказать умысел на обман покупателя, что крайне затруднительно. А во-вторых, если обман вскрывается, то мошенники предпочитают вернуть покупателю деньги еще до того, как он решит обратиться в правоохранительные органы.
   Крупных мошенников задерживают редко. За последние годы можно назвать два таких дела. Это супруги Преображенские, которые на протяжении нескольких лет успешно подделывали произведения русских художников. И недавно задержанный гражданин Германии, который в составе международной группы продавал подделки европейских и русских мастеров. Его задержали после того, как он продал под видом полотна Карла Гуна картину менее известного немецкого художника, Гугеля. При этом цена полотна выросла с 10 тыс. евро до $620 тыс. В милиции не исключают, что немец мог иметь отношение к появлению на аукционе Christie’s поддельной «Одалиски» Кустодиева.
   По словам полковника Рясного, стремительный рост количества подделок начался в начале 2000-х, когда в страну широкой рекой потекли нефтяные деньги. Считалось, что антиквариат менее всего подвержен обесцениванию, и спрос на него вырос, мгновенно обогнав предложение. Цены на русское искусство выросли в десятки раз. За последние годы сформировалась целая индустрия по производству «культурного наследия». Здесь и полная подделка, когда картину пишут на старом холсте, состаренными красками. И так называемая перелицовка, как в случае с Гугелем-Гуном. При этом наш эксперт отмечает, что в России очень хорошая изобразительная и реставрационная школа. Есть высококлассные специалисты по ювелирным изделиям. Подделки получаются столь высокого уровня.
   Выгода от такой деятельности очевидна. Заплатив по 5 тыс. евро за картину, работу художника и услуги благосклонного эксперта, в итоге за «ранее не известную работу Киселева» можно получить уже $150 тыс. А на художников первой величины цены могут достигать и $1,5 млн. Существует такая шутка, что на Шишкина цену устанавливают по аналогии с недвижимостью, за квадратные сантиметры: чем картина больше, тем она дороже. После дела Преображенских наши эксперты проверили западные аукционы и отечественный рынок и выявили несколько сотен «перелицованных» картин, вошедших позже в каталог подделок Росохранкультуры. Это было шоком для антикварного рынка, так как начался вал возвратов.
   Помимо живописи, по словам нашего собеседника, активно подделывают фарфор. Не избежал подделки и Фаберже. Несколько лет назад в руки мошенников попали подлинные клейма фабрики. Сейчас начали подделывать монеты, но их экспертиза пока распознает безошибочно.
   Подобные преступления на-носят урон не только кошелькам коллекционеров, но и всей культуре. Уничтожаются целые пласты живописи, которая становится «донором» для изготовления «фальшака». Известны случаи, когда поддельные работы появлялись в святая святых — в музейных фондах.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK