26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "НЕ УКРАДИ, А ПОДДЕЛАЙ"

Архивная публикация 2010 года: "НЕ УКРАДИ, А ПОДДЕЛАЙ"

Бизнес по изготовлению поддельных произведений искусства оказался более прибыльным и менее опасным, чем обычные кражи. Ежегодно в России совершается около тысячи преступлений, связанных с оборотом культурных ценнос-тей. В большинстве своем это хищения и мошенничества.По словам старшего оперупол-номоченного по особо важ-ным делам Отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности Деп УР МВД РФ полковника милиции Ильи Рясного, за последние 15-20 лет количество краж предметов искусства сократилось в четыре раза. Есть в этом заслуга милиции и музейщиков. Однако преступники не бросили свое ремесло, а только сменили специализацию. В начале 2000-х игроки этого "рынка" сменили отмычку на кисть и занялись подделкой.
Бизнес по изготовлению "фальшака" оказался выгодным. Если украсть известное полотно, то Интерпол будет искать его по всему миру. Антиквары будут осведомлены о краже, и продать похищенное произведение можно будет не более чем за четверть цены. Плюс риск оказаться за решеткой. Другое дело - подделка. В законе нет статьи за подделку предметов искусства. В отличие от талонов техосмотра вы можете копировать произведения великих мастеров совершенно свободно. Продажа поддельных картин под видом подлинников квалифицируется как мошенничество, но привлечь злоумышленников к ответственности бывает очень трудно. Во-первых, надо доказать умысел на обман покупателя, что крайне затруднительно. А во-вторых, если обман вскрывается, то мошенники предпочитают вернуть покупателю деньги еще до того, как он решит обратиться в правоохранительные органы.
Крупных мошенников задерживают редко. За последние годы можно назвать два таких дела. Это супруги Преображенские, которые на протяжении нескольких лет успешно подделывали произведения русских художников. И недавно задержанный гражданин Германии, который в составе международной группы продавал подделки европейских и русских мастеров. Его задержали после того, как он продал под видом полотна Карла Гуна картину менее известного немецкого художника, Гугеля. При этом цена полотна выросла с 10 тыс. евро до $620 тыс. В милиции не исключают, что немец мог иметь отношение к появлению на аукционе Christie's поддельной "Одалиски" Кустодиева.
По словам полковника Рясного, стремительный рост количества подделок начался в начале 2000-х, когда в страну широкой рекой потекли нефтяные деньги. Считалось, что антиквариат менее всего подвержен обесцениванию, и спрос на него вырос, мгновенно обогнав предложение. Цены на русское искусство выросли в десятки раз. За последние годы сформировалась целая индустрия по производству "культурного наследия". Здесь и полная подделка, когда картину пишут на старом холсте, состаренными красками. И так называемая перелицовка, как в случае с Гугелем-Гуном. При этом наш эксперт отмечает, что в России очень хорошая изобразительная и реставрационная школа. Есть высококлассные специалисты по ювелирным изделиям. Подделки получаются столь высокого уровня.
Выгода от такой деятельности очевидна. Заплатив по 5 тыс. евро за картину, работу художника и услуги благосклонного эксперта, в итоге за "ранее не известную работу Киселева" можно получить уже $150 тыс. А на художников первой величины цены могут достигать и $1,5 млн. Существует такая шутка, что на Шишкина цену устанавливают по аналогии с недвижимостью, за квадратные сантиметры: чем картина больше, тем она дороже. После дела Преображенских наши эксперты проверили западные аукционы и отечественный рынок и выявили несколько сотен "перелицованных" картин, вошедших позже в каталог подделок Росохранкультуры. Это было шоком для антикварного рынка, так как начался вал возвратов.
Помимо живописи, по словам нашего собеседника, активно подделывают фарфор. Не избежал подделки и Фаберже. Несколько лет назад в руки мошенников попали подлинные клейма фабрики. Сейчас начали подделывать монеты, но их экспертиза пока распознает безошибочно.
Подобные преступления на-носят урон не только кошелькам коллекционеров, но и всей культуре. Уничтожаются целые пласты живописи, которая становится "донором" для изготовления "фальшака". Известны случаи, когда поддельные работы появлялись в святая святых - в музейных фондах.

Бизнес по изготовлению поддельных произведений искусства оказался более прибыльным и менее опасным, чем обычные кражи. Ежегодно в России совершается около тысячи преступлений, связанных с оборотом культурных ценнос-тей. В большинстве своем это хищения и мошенничества.По словам старшего оперупол-номоченного по особо важ-ным делам Отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности Деп УР МВД РФ полковника милиции Ильи Рясного, за последние 15-20 лет количество краж предметов искусства сократилось в четыре раза. Есть в этом заслуга милиции и музейщиков. Однако преступники не бросили свое ремесло, а только сменили специализацию. В начале 2000-х игроки этого "рынка" сменили отмычку на кисть и занялись подделкой.
Бизнес по изготовлению "фальшака" оказался выгодным. Если украсть известное полотно, то Интерпол будет искать его по всему миру. Антиквары будут осведомлены о краже, и продать похищенное произведение можно будет не более чем за четверть цены. Плюс риск оказаться за решеткой. Другое дело - подделка. В законе нет статьи за подделку предметов искусства. В отличие от талонов техосмотра вы можете копировать произведения великих мастеров совершенно свободно. Продажа поддельных картин под видом подлинников квалифицируется как мошенничество, но привлечь злоумышленников к ответственности бывает очень трудно. Во-первых, надо доказать умысел на обман покупателя, что крайне затруднительно. А во-вторых, если обман вскрывается, то мошенники предпочитают вернуть покупателю деньги еще до того, как он решит обратиться в правоохранительные органы.
Крупных мошенников задерживают редко. За последние годы можно назвать два таких дела. Это супруги Преображенские, которые на протяжении нескольких лет успешно подделывали произведения русских художников. И недавно задержанный гражданин Германии, который в составе международной группы продавал подделки европейских и русских мастеров. Его задержали после того, как он продал под видом полотна Карла Гуна картину менее известного немецкого художника, Гугеля. При этом цена полотна выросла с 10 тыс. евро до $620 тыс. В милиции не исключают, что немец мог иметь отношение к появлению на аукционе Christie's поддельной "Одалиски" Кустодиева.
По словам полковника Рясного, стремительный рост количества подделок начался в начале 2000-х, когда в страну широкой рекой потекли нефтяные деньги. Считалось, что антиквариат менее всего подвержен обесцениванию, и спрос на него вырос, мгновенно обогнав предложение. Цены на русское искусство выросли в десятки раз. За последние годы сформировалась целая индустрия по производству "культурного наследия". Здесь и полная подделка, когда картину пишут на старом холсте, состаренными красками. И так называемая перелицовка, как в случае с Гугелем-Гуном. При этом наш эксперт отмечает, что в России очень хорошая изобразительная и реставрационная школа. Есть высококлассные специалисты по ювелирным изделиям. Подделки получаются столь высокого уровня.
Выгода от такой деятельности очевидна. Заплатив по 5 тыс. евро за картину, работу художника и услуги благосклонного эксперта, в итоге за "ранее не известную работу Киселева" можно получить уже $150 тыс. А на художников первой величины цены могут достигать и $1,5 млн. Существует такая шутка, что на Шишкина цену устанавливают по аналогии с недвижимостью, за квадратные сантиметры: чем картина больше, тем она дороже. После дела Преображенских наши эксперты проверили западные аукционы и отечественный рынок и выявили несколько сотен "перелицованных" картин, вошедших позже в каталог подделок Росохранкультуры. Это было шоком для антикварного рынка, так как начался вал возвратов.
Помимо живописи, по словам нашего собеседника, активно подделывают фарфор. Не избежал подделки и Фаберже. Несколько лет назад в руки мошенников попали подлинные клейма фабрики. Сейчас начали подделывать монеты, но их экспертиза пока распознает безошибочно.
Подобные преступления на-носят урон не только кошелькам коллекционеров, но и всей культуре. Уничтожаются целые пласты живописи, которая становится "донором" для изготовления "фальшака". Известны случаи, когда поддельные работы появлялись в святая святых - в музейных фондах.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».