26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Не в деньгах счастье!"

Архивная публикация 2011 года: "Не в деньгах счастье!"

Правительство дает понять, что поддерживает промышленные предприятия в их противостоянии с банкирами.

Правительство дает понять, что поддерживает промышленные предприятия в их противостоянии с банкирами.

Правительство дает понять, что поддерживает промышленные предприятия в их противостоянии с банкирами.

На прошлой неделе премьер Владимир Путин дал понять, что интересы реального сектора экономики сегодня важнее для государства, чем интересы финансового капитала, интересы банков. И сделала он это в своем фирменном стиле: "Прошу не плакать, не говорить, что вам выкручивают руки. Ручищи у вас здоровущие и загребущие… От вас не убудет".

А поводы сделать такое заявление у главы правительства были. Взять хотя бы историю Таганрогского автомобильного завода (ТАГАЗ), в отношении которого его кредитор, госбанк ВТБ, подал иск о банкротстве. История с ТАГАЗом типична для многих постсоветских промышленных предприятий, которые не имеют лоббистов в высших эшелонах власти и не могут рассчитывать на прямую поддержку государства в кризис.

В 2000-е годы ТАГАЗ выпускал линейку легковых автомобилей Hyundai, но из-за кризиса 2008 года и вызванного им падения продаж был вынужден временно приостановить производство и оказался неспособным платить по кредитам. Долг завода банку ВТБ превысил 6,5 млрд рублей. Как это обычно и бывает, кредитор не стал вдаваться в детали и вместо рефинансирования кредита практически сразу перешел к решительным действиям. После выставления иска о взыскании 720 млн рублей задолженности последовал иск в арбитражный суд о банкротстве ТАГАЗа.

Между тем хорошо известно, что в 2009 году банк получил многомиллиардную помощь от правительства. На какие цели? Именно для поддержки реального сектора российской экономики.

К сожалению, это не единичный пример агрессивных действий банков в отношении отечественных промышленных предприятий. Вспомним удмуртский завод ИжАвто, успешно выпускавший до кризиса корейские автомобили KIA. Этому предприятию удалось первому в России наладить промсборку иномарок. В 2007 году, накануне кризиса, эксперты "Тройки Диалог" и KPMG оценили его бизнес более чем в $300 млн. Но в 2008-м ИжАвто, как и другие производители, столкнулся с падением спроса и временно утратил платежеспособность. Помощи от государства завод не дождался. Зато банки-кредиторы потребовали возврата ссуд. Вскоре после этого началась непрозрачная процедура банкротства, в результате которой завод оказался на балансе "дочки" госбанка. Самое удивительное, что после спешной процедуры банкротства оказались списаны все долги ИжАвто, кроме долга Сбербанку. Само руководство Сбербанка громко заявляло, что оно сможет в короткие сроки вывести предприятие из кризиса, создать новые рабочие места, расширить производство и найти нового инвестора. Однако, как показала практика, достичь поставленных целей оказалось непросто. Более того, в декабре на складах скопились 6 тыс. непроданных авто, а в отпуска с частичным сохранением заработной платы были отправлены более 50% рабочих. В итоге ИжАвто перешел под контроль АВТОВАЗа, но новый собственник, скорее всего, будет вынужден обращаться за новой помощью государства. И размер этой помощи может превысить те 2 млрд рублей, которые просили бывшие акционеры ИжАвто в 2008 году в рамках антикризисной поддержки.

На слуху разрастающийся конфликт между предпринимателями и банкирами в Татарстане. Наблюдатели обсуждают жесткий отъем кредитором за долги имущества у местного автодилера "Таттранском". Показательна и история с "Группой ГАЗ", намеренной сменить кредитора и уйти от Сбербанка в поисках более гибких условий кредитования.

Спору нет - долги надо отдавать. Но при этом не надо упускать из виду стратегическую цель - развитие национальной экономики. Государство заинтересовано в сохранении и расширении реального сектора, а не в обогащении горстки банкиров. Совершенно очевидно, что непомерные аппетиты банков и их неуступчивость чреваты не менее тяжелыми последствиями, чем зависимость от нефтяной иглы. И всякое увеличение зависимости промышленности от прихотей банков, особенно ради извлечения прибыли, ухудшает позиции неокрепших производителей. А значит, негативно отражается и на общей социально- экономической ситуации в стране. Такое раскачивание лодки при нынешнем положении дел ни к чему хорошему не приведет. Судя по всему, заявление премьера о "загребущих руках" также предназначается всем без исключения госбанкам.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».