26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Норма против "ручника""

Архивная публикация 2011 года: "Норма против "ручника""

Россия призывает Запад превратить российскую модернизацию в общеевропейский проект. Но до масштабного сотрудничества нам еще очень далеко. Сегодня "у России нет великодержавных амбиций, равно как нет комплекса неполноценности", и это создает "все условия для того, чтобы модернизация России стала общеевропейским проектом - как это было в эпоху Петра Великого", - заявил, выступая в Лондонской школе экономики, глава российского МИДа. Это не первое заявление высоких официальных лиц относительно желательности "модернизационного" взаимодействия между Россией и ЕС, однако, как показывает практика, до масштабного сотрудничества партнерам еще далеко.
Причин для этого несколько, и все они лежат в политической плоскости. С традиционно понимаемым экономическим и гуманитарным сотрудничеством между Россией и Европой нет особых проблем. Товарооборот в 2010 году вырос на 29,6% - до $306 млрд. ЕС - основной торговый партнер России с долей в 49,0%. Европейские инвесторы присутствуют на нашем фондовом и финансовом рынках. Но политически Россия и Европа остаются разными мирами.
Вся европейская интеграция - это процесс установления в масштабах континента единых правил и стандартов. Сегодняшняя Европа - это не Европа ценностей, а Европа норм. Современная Россия - страна исключений и "ручного управления". Во времена Петра Великого между нашими цивилизациями было гораздо больше внешних, но куда меньше внутренних различий, чем сегодня. Кремль и Версаль в XVII веке внешне отличались разительно, но функционировали по схожим канонам. Сегодня Москва и Париж куда более похожи внешне - но управляются наши общества совершенно различными стереотипами и правилами.
И если уж мы стали обращаться к Петровской эпохе, стоит вспомнить, что европейскость России тогда обеспечивалась не импортом кораблей и повозок и даже не затягиванием купцов и их "инвестиций", а привлечением европейцев на государственную службу. И я поверю в то, что Россия решила учиться у Европы модернизации тогда, когда, например, половину постов в руководстве ныне создаваемой полиции займут французские, британские или итальянские специалисты, имеющие представление о законности и умеющие бороться с преступностью. Почему в Литве и Эстонии министры уходят с должности из-за превышения скорости на дороге, а у нас любой, кто имеет власть и деньги, делает на дорогах что хочет? Потому что мы много говорим о ценностях, но не признаем норм. В этом - наше фундаментальное политическое отличие от Европы и главное препятствие для европейской модернизации России.
Кроме того, вызывают удивление слова министра о том, что модернизация России когда-то была "общеевропейским проектом". Напомню: никто при Петре в раздробленной и воевавшей внутри себя Европе не предлагал России "партнерства ради модернизации". Но тогда выход из варварства был "общероссийским проектом", а нынешняя модернизация остается набором лозунгов.
Все это, конечно, не означает, что Россия и Европа никогда не сблизятся. Но если у России действительно нет великодержавных амбиций и есть желание сделать свою модернизацию общеевропейским проектом, она должна - пусть даже демонстративно и без шансов на быстрый успех - подать заявку на членство в ЕС. Посмотрите на Восточную Европу, где в 2009 году Польша и Словакия по отдельности произвели больше автомобилей, чем Россия. Вот он, общеевропейский модернизационный проект, только воплощается он там, где на деле существуют европейские нормы, а не на словах вспоминают о европейской культуре.
Россия и Европа сегодня не могут быть равными партнерами, но в то же время они не могут не быть партнерами. Европе некуда расширяться, если не на Восток, а вне расширения европейский проект теряет свою привлекательность и идею. России не у кого искать поддержки в мире, кроме как у своих западных соседей,с которыми мы связаны неизмеримо больше, чем с китайцами или американцами. Чем быстрее Россия станет частью Европы, тем лучше будет для всех европейцев - и немцев, и французов, и поляков, и русских.

Россия призывает Запад превратить российскую модернизацию в общеевропейский проект. Но до масштабного сотрудничества нам еще очень далеко. Сегодня "у России нет великодержавных амбиций, равно как нет комплекса неполноценности", и это создает "все условия для того, чтобы модернизация России стала общеевропейским проектом - как это было в эпоху Петра Великого", - заявил, выступая в Лондонской школе экономики, глава российского МИДа. Это не первое заявление высоких официальных лиц относительно желательности "модернизационного" взаимодействия между Россией и ЕС, однако, как показывает практика, до масштабного сотрудничества партнерам еще далеко.
Причин для этого несколько, и все они лежат в политической плоскости. С традиционно понимаемым экономическим и гуманитарным сотрудничеством между Россией и Европой нет особых проблем. Товарооборот в 2010 году вырос на 29,6% - до $306 млрд. ЕС - основной торговый партнер России с долей в 49,0%. Европейские инвесторы присутствуют на нашем фондовом и финансовом рынках. Но политически Россия и Европа остаются разными мирами.
Вся европейская интеграция - это процесс установления в масштабах континента единых правил и стандартов. Сегодняшняя Европа - это не Европа ценностей, а Европа норм. Современная Россия - страна исключений и "ручного управления". Во времена Петра Великого между нашими цивилизациями было гораздо больше внешних, но куда меньше внутренних различий, чем сегодня. Кремль и Версаль в XVII веке внешне отличались разительно, но функционировали по схожим канонам. Сегодня Москва и Париж куда более похожи внешне - но управляются наши общества совершенно различными стереотипами и правилами.
И если уж мы стали обращаться к Петровской эпохе, стоит вспомнить, что европейскость России тогда обеспечивалась не импортом кораблей и повозок и даже не затягиванием купцов и их "инвестиций", а привлечением европейцев на государственную службу. И я поверю в то, что Россия решила учиться у Европы модернизации тогда, когда, например, половину постов в руководстве ныне создаваемой полиции займут французские, британские или итальянские специалисты, имеющие представление о законности и умеющие бороться с преступностью. Почему в Литве и Эстонии министры уходят с должности из-за превышения скорости на дороге, а у нас любой, кто имеет власть и деньги, делает на дорогах что хочет? Потому что мы много говорим о ценностях, но не признаем норм. В этом - наше фундаментальное политическое отличие от Европы и главное препятствие для европейской модернизации России.
Кроме того, вызывают удивление слова министра о том, что модернизация России когда-то была "общеевропейским проектом". Напомню: никто при Петре в раздробленной и воевавшей внутри себя Европе не предлагал России "партнерства ради модернизации". Но тогда выход из варварства был "общероссийским проектом", а нынешняя модернизация остается набором лозунгов.
Все это, конечно, не означает, что Россия и Европа никогда не сблизятся. Но если у России действительно нет великодержавных амбиций и есть желание сделать свою модернизацию общеевропейским проектом, она должна - пусть даже демонстративно и без шансов на быстрый успех - подать заявку на членство в ЕС. Посмотрите на Восточную Европу, где в 2009 году Польша и Словакия по отдельности произвели больше автомобилей, чем Россия. Вот он, общеевропейский модернизационный проект, только воплощается он там, где на деле существуют европейские нормы, а не на словах вспоминают о европейской культуре.
Россия и Европа сегодня не могут быть равными партнерами, но в то же время они не могут не быть партнерами. Европе некуда расширяться, если не на Восток, а вне расширения европейский проект теряет свою привлекательность и идею. России не у кого искать поддержки в мире, кроме как у своих западных соседей,с которыми мы связаны неизмеримо больше, чем с китайцами или американцами. Чем быстрее Россия станет частью Европы, тем лучше будет для всех европейцев - и немцев, и французов, и поляков, и русских.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».