26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Очень страшное кино"

Архивная публикация 2008 года: "Очень страшное кино"

Американская кинокомпания Paramount Pictures из-за кризиса отложила две запланированные громкие премьеры. Фильмы «Сопротивление» и «Солист» (последний номинирован на премию «Оскар») выйдут в прокат не раньше начала следующего года. Таким образом компания пытается снизить текущие расходы, а ее бюджет на следующий год сокращен на $50 млн.Российские кинокомпании уже свернули производство 90 полнометражных картин. На главной российской фабрике грез — «Мосфильме» — из 89 текущих проектов заморожены 25. Основная причина — отток частных инвесторов. Такого на «Мосфильме» не наблюдали даже в 1998 году. При этом большинство экспертов уверены, что ситуация в кинобизнесе далека от катастрофической и без фильмов зритель вряд ли останется.
Несмотря на кризис, в кинотеатрах не стало меньше людей. На крупные премьеры в кассах снова стоят очереди, а на некоторые сеансы билеты бронируются заранее. Несмотря на многолетнюю экспансию сетей кинотеатров, число кинозалов на душу населения в России в целом и в Москве в частности все равно недотягивает до западных показателей. Каждую неделю в прокат выходит в среднем
5—8 фильмов — это слишком много для того количества залов, которое есть в России. По этой причине многие фильмы не могут собрать большую кассу. Кризис в первую очередь приведет к замедлению темпов строительства новых кинотеатров. «Девелоперы не могут вовремя закончить строительство торговых центров (а кинотеатры размещаются в основном в них), поскольку они строили на заемные средства, — утверждает председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников. — Недостраивают даже те комплексы, которые были почти закончены, так как финансирование или совсем прекращено, либо пересмотрено в сторону уменьшения. Поэтому несколько кинотеатров, которые мы планировали открыть до конца этого года, будут открыты в начале следующего».
Эксперт считает, что для его компании и для отрасли в целом нынешняя ситуация может пойти только на пользу: «Исчезнут спекулятивные проекты с неоправданно завышенными ставками арендной платы. С рынка уйдут мыльные пузыри (финансовые компании), а их место займут реальные производители и сетевые продавцы». При этом «КАРО» пока не планирует повышать цены на билеты.
Фильмы в России снимаются не только на деньги частных инвесторов и банковские кредиты, которые из-за кризиса исчезли с кинорынка. Есть и более надежный источник финансирования — федеральный бюджет. До 2008 года Министерство культуры ежегодно выделяло на эти цели около 3 млрд рублей В следующем году объем госфинансирования достигнет
4 млрд рублей, которые будут распределяться между крупнейшими продюсерскими компаниями. Министерство намерено поддерживать патриотические и прочие социально значимые проекты. Уже в этом году, возможно, будут дополнительно профинансированы, например, проекты, которые готовятся для новогоднего телеэфира.
Те студии, которые не могут рассчитывать на государственную помощь, планируют объединять усилия для совместного производства. Уже сейчас многие из них столкнулись с проблемой дефицита средств. В компании «Амедиа», которая поставляет каналам сериалы, снижают текущие затраты: штат сотрудников сокращен со 150 человек до 30 человек. 70 проектов компании приостановлены.
По неофициальным данным, Первый канал также сократил производство сериалов на 20%. «Первый канал, скорее всего, вернется к концепции, от которой мы хотели уходить, когда фильм является частью сериала или мини-серии, — рассказал генеральный директор Первого канала Константин Эрнст в одном из недавних интервью. — Начнем запускать проекты, где основной упор будет делаться на современную драматургию и, наверное, урежем постановочный размах. Мы отказались от части проектов, которые рассчитывались на предыдущий рост мировой экономики. А некоторые проекты, которые лежали у нас на сценарной полке, как раз активизировали. Они не требуют больших денег, но сами по себе интересны».
Телекомпания «НТВ» на просьбу «Профиля» обнародовать свой пакет мер по преодолению кризиса ответила отказом. «Некоторые каналы приостановили закупки контента, но они могут это себе позволить, потому что с учетом прав, которые у них скопились на повторные показы сериалов, контента хватит еще на четыре года вперед. Они могут ставить повторы и прекрасно при этом себя чувствовать», — считает генеральный директор Коммуникационной группы Planeta Inform Дмитрий Литвинов.
Продюсер фильма «Адмиралъ» и режиссер ленты «Турецкий гамбит» Джаник Файзиев, напротив, полагает, что сериальный бизнес не сильно пострадает от кризиса, и новые саги будут появляться в сетке вещания. «Сериалы — самая простая форма кино, поэтому на их производстве кризис отразится меньше всего, — утверждает он. — Рецепт успеха в этом жанре — удачный сценарий плюс хорошо построенная мизансцена. Сериал не требует создания спецэффектов, компьютерных технологий, работы каскадеров. Это человеческая драма. Снимать ее легко. Поэтому сериалы, безусловно, будут сниматься, просто какое-то время уйдет, чтобы перестроить этот процесс с учетом новых экономических обстоятельств. Другой вопрос, готовы ли актеры-звезды, участвующие в съемках сериалов, к возможному снижению гонораров. Но, мне кажется, что те, кто хочет работать, будут продолжать работать за те деньги, которые им предложат. А остальным придется ждать, пока гонорары не поднимутся и не достигнут прежней, докризисной планки».
Современное российское кино ориентируется на американскую модель — заинтересовать зрителя блокбастером, фильмом с лихо закрученным сюжетом, снятым с использованием спецэффектов и компьютерных технологий. Искусство в чистом виде здесь не слишком важно. В моде зрелищное кино. Блокбастер требует большого бюджета, в современных же условиях делать проекты даже с бюджетом $3—4 млн невыгодно. У фильмов с меньшим бюджетом больше шансов принести прибыль. Эксперты называют и другие цифры окупаемости в современных условиях. «Сейчас большинство производственных компаний переориентировалось на более скромные проекты — фильмы с бюджетами $2—5 млн, — говорит партнер компании Film Way Анастасия Якименко. — Фильмы с такими бюджетами легко окупаются, а их кассовые сборы вполне просчитываемы».
Нигде в мире не снималось такого количества дорогих фильмов (по отношению к величине рынка), как в России. При этом только 5—10% всех отечественных проектов приносят прибыль своим создателям. Из всех картин, вышедших в этом году в прокат, прибыль принесли лишь «Ирония судьбы-2», «День радио», «Самый лучший фильм» и анимационная лента «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Пополнить список должна лента «Адмиралъ». Но ей будет трудно угнаться за зарубежным «Мадагаскаром-2», который, по-видимому, выйдет на второе место по сборам за всю историю отечественного кинопроката после «Иронии судьбы-2». Окупить дорогие фильмы сейчас будет чрезвычайно сложно в первую очередь из-за сокращения сети кинотеатров, а не из-за снижения доходов населения.
Стоимость производства фильмов в России с каждым годом растет на 30—50% в первую очередь из-за роста гонораров и арендных ставок на площади и оборудование. «Раздувание бюджетов при текущей емкости рынка не способствовало эффективности инвестиций в кинопроизводство», — продолжает Анастасия Якименко.
Картины с бюджетом $8—10 млн мы вряд ли увидим в ближайшее время. Но не стоит забывать: высокие затраты вовсе не являются гарантией окупаемости, качества и интереса зрителей. «Можно за копейки снять шедевр, а можно потратить на съемки гигантский бюджет, который не пойдет впрок, — говорит Джаник Файзиев. — В любом случае, понять, что получилось, можно, только показав фильм независимому зрителю. Например, наш «Адмиралъ» посмотрели иностранцы и спросили, сколько стоили съемки. Мы предложили им самим попробовать угадать бюджет — насколько деньги видны в кадре. Выяснилось, что по американским меркам качество производства этого фильма тянет на 200-миллионный блокбастер. Я вспоминаю, как в одной китайской ленте два героя дрались в осеннем лесу. В течение боя вокруг них красиво падали осенние желтые листья. Но ведь зритель не знает, что для съемки этих кадров понадобилось нанять 100 тыс. китайцев и заставить их собрать 100 млн листьев. Потом каждый листочек надо было разгладить, высушить, а в процессе съемки положить туда, куда надо. Очень красиво все выглядит. Видно, что дорогая работа. Но что конкретно и насколько дорого, непонятно. Поэтому хорошее кино — это в первую очередь вопрос творчества, а не денег. Если в фильме много творчества, то он качественный и его будут смотреть».
Так что и с точки зрения зрителя кризис может пойти на пользу кинорынку: посредственных лент на экранах станет гораздо меньше. «Сейчас с рынка уходят случайные инвесторы, которые могли позволить себе вкладывать деньги в проекты, которые окупить было невозможно в принципе, — полагает Анастасия Якименко. — Зато остаются профессионалы, которые инвестируют лишь после того, как все хорошо просчитано». С этой позицией соглашается и Дмитрий Литвинов: «Рынок давно нуждался в санитарной инспекции: есть много проектов, которые снимаются в стол, не доходя до экранов, в лучшем случае — выходя на DVD, которые тоже не очень хорошо раскупаются».
Возникают и другие опасения: что будет с лентами, которые делают историю кинематографа, — с артхаусным кино, к которому российский зритель, увы, еще не слишком приучен. Это кино некоммерческое, окупить его почти невозможно, оно свидетельствует об уровне кинематографии в стране, но не собирает больших бокс-офисов. «Количество таких картин, как «Бумажный солдат» Германа или новые фильмы Звягинцева, Балабанова, которые представляют художественную ценность, явно сократится, — полагает Дмитрий Литвинов. — Но остается надеяться, что те инвесторы, которые давали деньги на эти картины, не прекратят финансирование полностью, потому что они преследуют иные цели, а не только быстрое получение прибыли».

Американская кинокомпания Paramount Pictures из-за кризиса отложила две запланированные громкие премьеры. Фильмы «Сопротивление» и «Солист» (последний номинирован на премию «Оскар») выйдут в прокат не раньше начала следующего года. Таким образом компания пытается снизить текущие расходы, а ее бюджет на следующий год сокращен на $50 млн.Российские кинокомпании уже свернули производство 90 полнометражных картин. На главной российской фабрике грез — «Мосфильме» — из 89 текущих проектов заморожены 25. Основная причина — отток частных инвесторов. Такого на «Мосфильме» не наблюдали даже в 1998 году. При этом большинство экспертов уверены, что ситуация в кинобизнесе далека от катастрофической и без фильмов зритель вряд ли останется.
Несмотря на кризис, в кинотеатрах не стало меньше людей. На крупные премьеры в кассах снова стоят очереди, а на некоторые сеансы билеты бронируются заранее. Несмотря на многолетнюю экспансию сетей кинотеатров, число кинозалов на душу населения в России в целом и в Москве в частности все равно недотягивает до западных показателей. Каждую неделю в прокат выходит в среднем
5—8 фильмов — это слишком много для того количества залов, которое есть в России. По этой причине многие фильмы не могут собрать большую кассу. Кризис в первую очередь приведет к замедлению темпов строительства новых кинотеатров. «Девелоперы не могут вовремя закончить строительство торговых центров (а кинотеатры размещаются в основном в них), поскольку они строили на заемные средства, — утверждает председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников. — Недостраивают даже те комплексы, которые были почти закончены, так как финансирование или совсем прекращено, либо пересмотрено в сторону уменьшения. Поэтому несколько кинотеатров, которые мы планировали открыть до конца этого года, будут открыты в начале следующего».
Эксперт считает, что для его компании и для отрасли в целом нынешняя ситуация может пойти только на пользу: «Исчезнут спекулятивные проекты с неоправданно завышенными ставками арендной платы. С рынка уйдут мыльные пузыри (финансовые компании), а их место займут реальные производители и сетевые продавцы». При этом «КАРО» пока не планирует повышать цены на билеты.
Фильмы в России снимаются не только на деньги частных инвесторов и банковские кредиты, которые из-за кризиса исчезли с кинорынка. Есть и более надежный источник финансирования — федеральный бюджет. До 2008 года Министерство культуры ежегодно выделяло на эти цели около 3 млрд рублей В следующем году объем госфинансирования достигнет
4 млрд рублей, которые будут распределяться между крупнейшими продюсерскими компаниями. Министерство намерено поддерживать патриотические и прочие социально значимые проекты. Уже в этом году, возможно, будут дополнительно профинансированы, например, проекты, которые готовятся для новогоднего телеэфира.
Те студии, которые не могут рассчитывать на государственную помощь, планируют объединять усилия для совместного производства. Уже сейчас многие из них столкнулись с проблемой дефицита средств. В компании «Амедиа», которая поставляет каналам сериалы, снижают текущие затраты: штат сотрудников сокращен со 150 человек до 30 человек. 70 проектов компании приостановлены.
По неофициальным данным, Первый канал также сократил производство сериалов на 20%. «Первый канал, скорее всего, вернется к концепции, от которой мы хотели уходить, когда фильм является частью сериала или мини-серии, — рассказал генеральный директор Первого канала Константин Эрнст в одном из недавних интервью. — Начнем запускать проекты, где основной упор будет делаться на современную драматургию и, наверное, урежем постановочный размах. Мы отказались от части проектов, которые рассчитывались на предыдущий рост мировой экономики. А некоторые проекты, которые лежали у нас на сценарной полке, как раз активизировали. Они не требуют больших денег, но сами по себе интересны».
Телекомпания «НТВ» на просьбу «Профиля» обнародовать свой пакет мер по преодолению кризиса ответила отказом. «Некоторые каналы приостановили закупки контента, но они могут это себе позволить, потому что с учетом прав, которые у них скопились на повторные показы сериалов, контента хватит еще на четыре года вперед. Они могут ставить повторы и прекрасно при этом себя чувствовать», — считает генеральный директор Коммуникационной группы Planeta Inform Дмитрий Литвинов.
Продюсер фильма «Адмиралъ» и режиссер ленты «Турецкий гамбит» Джаник Файзиев, напротив, полагает, что сериальный бизнес не сильно пострадает от кризиса, и новые саги будут появляться в сетке вещания. «Сериалы — самая простая форма кино, поэтому на их производстве кризис отразится меньше всего, — утверждает он. — Рецепт успеха в этом жанре — удачный сценарий плюс хорошо построенная мизансцена. Сериал не требует создания спецэффектов, компьютерных технологий, работы каскадеров. Это человеческая драма. Снимать ее легко. Поэтому сериалы, безусловно, будут сниматься, просто какое-то время уйдет, чтобы перестроить этот процесс с учетом новых экономических обстоятельств. Другой вопрос, готовы ли актеры-звезды, участвующие в съемках сериалов, к возможному снижению гонораров. Но, мне кажется, что те, кто хочет работать, будут продолжать работать за те деньги, которые им предложат. А остальным придется ждать, пока гонорары не поднимутся и не достигнут прежней, докризисной планки».
Современное российское кино ориентируется на американскую модель — заинтересовать зрителя блокбастером, фильмом с лихо закрученным сюжетом, снятым с использованием спецэффектов и компьютерных технологий. Искусство в чистом виде здесь не слишком важно. В моде зрелищное кино. Блокбастер требует большого бюджета, в современных же условиях делать проекты даже с бюджетом $3—4 млн невыгодно. У фильмов с меньшим бюджетом больше шансов принести прибыль. Эксперты называют и другие цифры окупаемости в современных условиях. «Сейчас большинство производственных компаний переориентировалось на более скромные проекты — фильмы с бюджетами $2—5 млн, — говорит партнер компании Film Way Анастасия Якименко. — Фильмы с такими бюджетами легко окупаются, а их кассовые сборы вполне просчитываемы».
Нигде в мире не снималось такого количества дорогих фильмов (по отношению к величине рынка), как в России. При этом только 5—10% всех отечественных проектов приносят прибыль своим создателям. Из всех картин, вышедших в этом году в прокат, прибыль принесли лишь «Ирония судьбы-2», «День радио», «Самый лучший фильм» и анимационная лента «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Пополнить список должна лента «Адмиралъ». Но ей будет трудно угнаться за зарубежным «Мадагаскаром-2», который, по-видимому, выйдет на второе место по сборам за всю историю отечественного кинопроката после «Иронии судьбы-2». Окупить дорогие фильмы сейчас будет чрезвычайно сложно в первую очередь из-за сокращения сети кинотеатров, а не из-за снижения доходов населения.
Стоимость производства фильмов в России с каждым годом растет на 30—50% в первую очередь из-за роста гонораров и арендных ставок на площади и оборудование. «Раздувание бюджетов при текущей емкости рынка не способствовало эффективности инвестиций в кинопроизводство», — продолжает Анастасия Якименко.
Картины с бюджетом $8—10 млн мы вряд ли увидим в ближайшее время. Но не стоит забывать: высокие затраты вовсе не являются гарантией окупаемости, качества и интереса зрителей. «Можно за копейки снять шедевр, а можно потратить на съемки гигантский бюджет, который не пойдет впрок, — говорит Джаник Файзиев. — В любом случае, понять, что получилось, можно, только показав фильм независимому зрителю. Например, наш «Адмиралъ» посмотрели иностранцы и спросили, сколько стоили съемки. Мы предложили им самим попробовать угадать бюджет — насколько деньги видны в кадре. Выяснилось, что по американским меркам качество производства этого фильма тянет на 200-миллионный блокбастер. Я вспоминаю, как в одной китайской ленте два героя дрались в осеннем лесу. В течение боя вокруг них красиво падали осенние желтые листья. Но ведь зритель не знает, что для съемки этих кадров понадобилось нанять 100 тыс. китайцев и заставить их собрать 100 млн листьев. Потом каждый листочек надо было разгладить, высушить, а в процессе съемки положить туда, куда надо. Очень красиво все выглядит. Видно, что дорогая работа. Но что конкретно и насколько дорого, непонятно. Поэтому хорошее кино — это в первую очередь вопрос творчества, а не денег. Если в фильме много творчества, то он качественный и его будут смотреть».
Так что и с точки зрения зрителя кризис может пойти на пользу кинорынку: посредственных лент на экранах станет гораздо меньше. «Сейчас с рынка уходят случайные инвесторы, которые могли позволить себе вкладывать деньги в проекты, которые окупить было невозможно в принципе, — полагает Анастасия Якименко. — Зато остаются профессионалы, которые инвестируют лишь после того, как все хорошо просчитано». С этой позицией соглашается и Дмитрий Литвинов: «Рынок давно нуждался в санитарной инспекции: есть много проектов, которые снимаются в стол, не доходя до экранов, в лучшем случае — выходя на DVD, которые тоже не очень хорошо раскупаются».
Возникают и другие опасения: что будет с лентами, которые делают историю кинематографа, — с артхаусным кино, к которому российский зритель, увы, еще не слишком приучен. Это кино некоммерческое, окупить его почти невозможно, оно свидетельствует об уровне кинематографии в стране, но не собирает больших бокс-офисов. «Количество таких картин, как «Бумажный солдат» Германа или новые фильмы Звягинцева, Балабанова, которые представляют художественную ценность, явно сократится, — полагает Дмитрий Литвинов. — Но остается надеяться, что те инвесторы, которые давали деньги на эти картины, не прекратят финансирование полностью, потому что они преследуют иные цели, а не только быстрое получение прибыли».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».