10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ПАТРИАРХ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ"

Архивная публикация 2009 года: "ПАТРИАРХ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ"

Патриарх Кирилл продолжает на постсоветском пространстве политику Алексия II, направленную на сохранение канонической территории РПЦ. Парадокс состоит в том, что Русская православная церковь, с одной стороны, является союзником российского государства, а с другой - в составе ее паствы есть граждане других стран. Некоторое время эта проблема решалась просто: в СНГ, безусловно, доминировала Россия, и для церкви не была проблемой "двойная лояльность" - и Кремлю, и местному лидеру, который сам периодически заверял Москву в своих самых теплых чувствах. Однако после "оранжевой революции" на Украине ситуация изменилась. А после августовской войны прошлого года президента Ющенко в Кремле воспринимают уже даже не как противника, а как врага, обвиняя в военно-техническом сотрудничестве с Саакашвили. Последняя история с отказом направить в Киев посла накануне президентской предвыборной кампании - дабы не позволить Виктору Андреевичу использовать церемонию вручения верительных грамот для собственного пиара - является тому подтверждением.
Для церкви же стопроцентное следование в фарватере российской политики чревато самыми негативными последствиями, поскольку значительная часть населения может начать воспринимать ее как церковь чужую, продвигающую интересы соседней державы. Причем речь идет не только о простых прихожанах, но и о людях статусных - на той же Украине большинство ведущих политиков являются прихожанами Московского патриархата. Это относится не только ко всем видным деятелям Партии регионов (включая Януковича), но и к премьеру Тимошенко, спикеру Рады Литвину, главе МВД Луценко.
Таким образом, перед Кириллом встала непростая задача: не вызвать раздражения у российской власти и не поссориться с украинским истеблишментом. И в ходе визита он приложил к этому немалые усилия. Причем если раньше церковь старалась обходить острые углы, то теперь Кирилл затрагивал самые болезненные проблемы. Хорошо известно, что в Москве отвергают украинскую официальную трактовку голодомора как геноцида. Кирилл прекрасно понимал, что если он откажется возложить цветы к памятнику жертвам этой трагедии, то сразу восстановит против себя многих верующих, причем не только политиков. Он пришел к памятнику вместе с Ющенко и во время торжественной церемонии не стал ни защищать сталинизм, ни говорить о геноциде. Вместо этого он рассказал о драме собственной семьи, чуть было не погибшей от голода в то трагическое время, дав понять, что беда в то время постигла не только Украину. То есть показал, что украинскую трактовку не разделяет, но сделал это предельно корректно.
Тема голодомора напрямую связана с отношением к сталинскому режиму - напомним, что недавно один из ближайших соратников Кирилла архиепископ Илларион высказал мысль о сходстве деятельности Сталина и Гитлера. В России это заявление было воспринято многими весьма нервно, особенно на фоне недавней резолюции ОБСЕ, и Кирилл во время украинского визита постарался сгладить эффект. Он разделил нацизм и сталинизм, назвав первый человеконенавистническим, а второй - репрессивным. В то же время, говоря о проблеме переписывания истории, он осудил исторические школы как большевиков, так и нацистов, проведя прозрачное сопоставление двух режимов.
Разумеется, шутка Кирилла о возможности принять украинское гражданство останется только шуткой. Однако на символическом уровне это продолжение той же линии - стремления продемонстрировать, что Московский патриархат может быть совместим с независимостью постсоветских государств даже во время похолодания их отношений с Россией и роста межгосударственных противоречий. Украина здесь является наиболее ярким примером, но аналогичные процессы могут обостриться в Молдавии, где создана прозападная правительственная коалиция, и даже в Белоруссии, которая все активнее лавирует между Москвой и Западом. В логику символов укладывается и решение Кирилла поместить в своей резиденции флаги всех государств, на территории которых действует Русская церковь. Проблема в том, что такой курс тоже имеет пределы: пока речь идет о символах, можно находить эффектные формулировки. Когда дойдет до реальной политики, то совместить разные, часто противоположные приоритеты будет куда сложнее. n

Патриарх Кирилл продолжает на постсоветском пространстве политику Алексия II, направленную на сохранение канонической территории РПЦ. Парадокс состоит в том, что Русская православная церковь, с одной стороны, является союзником российского государства, а с другой - в составе ее паствы есть граждане других стран. Некоторое время эта проблема решалась просто: в СНГ, безусловно, доминировала Россия, и для церкви не была проблемой "двойная лояльность" - и Кремлю, и местному лидеру, который сам периодически заверял Москву в своих самых теплых чувствах. Однако после "оранжевой революции" на Украине ситуация изменилась. А после августовской войны прошлого года президента Ющенко в Кремле воспринимают уже даже не как противника, а как врага, обвиняя в военно-техническом сотрудничестве с Саакашвили. Последняя история с отказом направить в Киев посла накануне президентской предвыборной кампании - дабы не позволить Виктору Андреевичу использовать церемонию вручения верительных грамот для собственного пиара - является тому подтверждением.
Для церкви же стопроцентное следование в фарватере российской политики чревато самыми негативными последствиями, поскольку значительная часть населения может начать воспринимать ее как церковь чужую, продвигающую интересы соседней державы. Причем речь идет не только о простых прихожанах, но и о людях статусных - на той же Украине большинство ведущих политиков являются прихожанами Московского патриархата. Это относится не только ко всем видным деятелям Партии регионов (включая Януковича), но и к премьеру Тимошенко, спикеру Рады Литвину, главе МВД Луценко.
Таким образом, перед Кириллом встала непростая задача: не вызвать раздражения у российской власти и не поссориться с украинским истеблишментом. И в ходе визита он приложил к этому немалые усилия. Причем если раньше церковь старалась обходить острые углы, то теперь Кирилл затрагивал самые болезненные проблемы. Хорошо известно, что в Москве отвергают украинскую официальную трактовку голодомора как геноцида. Кирилл прекрасно понимал, что если он откажется возложить цветы к памятнику жертвам этой трагедии, то сразу восстановит против себя многих верующих, причем не только политиков. Он пришел к памятнику вместе с Ющенко и во время торжественной церемонии не стал ни защищать сталинизм, ни говорить о геноциде. Вместо этого он рассказал о драме собственной семьи, чуть было не погибшей от голода в то трагическое время, дав понять, что беда в то время постигла не только Украину. То есть показал, что украинскую трактовку не разделяет, но сделал это предельно корректно.
Тема голодомора напрямую связана с отношением к сталинскому режиму - напомним, что недавно один из ближайших соратников Кирилла архиепископ Илларион высказал мысль о сходстве деятельности Сталина и Гитлера. В России это заявление было воспринято многими весьма нервно, особенно на фоне недавней резолюции ОБСЕ, и Кирилл во время украинского визита постарался сгладить эффект. Он разделил нацизм и сталинизм, назвав первый человеконенавистническим, а второй - репрессивным. В то же время, говоря о проблеме переписывания истории, он осудил исторические школы как большевиков, так и нацистов, проведя прозрачное сопоставление двух режимов.
Разумеется, шутка Кирилла о возможности принять украинское гражданство останется только шуткой. Однако на символическом уровне это продолжение той же линии - стремления продемонстрировать, что Московский патриархат может быть совместим с независимостью постсоветских государств даже во время похолодания их отношений с Россией и роста межгосударственных противоречий. Украина здесь является наиболее ярким примером, но аналогичные процессы могут обостриться в Молдавии, где создана прозападная правительственная коалиция, и даже в Белоруссии, которая все активнее лавирует между Москвой и Западом. В логику символов укладывается и решение Кирилла поместить в своей резиденции флаги всех государств, на территории которых действует Русская церковь. Проблема в том, что такой курс тоже имеет пределы: пока речь идет о символах, можно находить эффектные формулировки. Когда дойдет до реальной политики, то совместить разные, часто противоположные приоритеты будет куда сложнее. n

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».