26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Переходный период"

Архивная публикация 2011 года: "Переходный период"

С 1 января 2012 года техосмотр автомобилей в России будет проводиться по новой схеме. Но до 2015 года получить заветный талон можно и по старинке - в ГИБДД. Уже меньше чем через две недели мы будем проходить государственный технический осмотр (ГТО) автотранспорта по-новому. Но у большинства автомобилистов возникает множество вопросов, как им действовать по новым правилам. Не беспокоятся, кажется, только те, кому проходить процедуру ГТО или продлевать договор ОСАГО предстоит еще нескоро, а к тому времени первопроходцы уже выложат свой опыт на форумы либо расскажут о нем сослуживцам во время обедов или перекуров. Чтобы облегчить жизнь этим самым первопроходцам и разложить все по полочкам, опишем реформу с самого начала и коснемся переходного периода.
С 1 января 2012 года ГТО транспортных средств и заключение договора ОСАГО будут связаны воедино: без пройденного автомобилем ГТО его владелец и прочие допущенные к управлению водители не смогут заключить договор ОСАГО или быть вписанными в страховой полис, которого, собственно говоря, и не будет. Именно эта привязка породила так много слухов и предположений о зависимости автомобилистов от людей, проводящих ГТО. А это будут не только сотрудники ГИБДД, к которым мы уже все привыкли, но и слесари частных технических центров, видеть которых "над собой", должно быть, неприятно. Например, если техцентр будет навязывать какие-то свои услуги по устранению того или иного недочета или несоответствия автомобиля нормам прохождения ГТО, то выбор у автомобилиста, затянувшего с ГТО, все равно будет: конкуренция на этом рынке должна быть очень высокой, поскольку ограничения коли-чества организаций, имеющих право проводить государственный техосмотр, не предвидится. Значит, если автомобилисту по каким-то причинам будет неудобно проходить ГТО в том или ином сервисе, он может просто развернуться и уехать на соседнюю улицу (район, область), к другим "имеющим право".
Раздавать техцентрам лицензии на право проведения процедуры ГТО будут не страховые компании или госструктуры, которые, по идее, могли бы быть заинтересованными в откатах, а Российский союз страховщиков (РСА), на чьи плечи возлагаются и функции проверки чистоплотности избранников. В контроле и оценке работы сервисов поможет Интернет: 1 января на сайте РСА появится специальный раздел, где можно будет не только узнать адреса ближайших пунктов ГТО и записаться на прием, но и получить всю информацию о техцентрах, попавших в реестр. Рано или поздно появится и возможность оставить отзыв.
Дабы не давать слишком много воли частным техсервисам и снизить количество поводов придраться, решено значительно упростить процедуру ГТО. Во-первых, с 1 января его можно будет проходить в любом регионе страны, независимо от того, где транспортное средство зарегистрировано. Это значит, что если в небольшом населенном пункте правом проведения техосмотра обладает только один сервис, что чревато злоупотреблениями (вымогательство, завышение цен), то автовладельцы могут обратиться в сервисы соседних городов и даже областей. Также это означает, что, если вы не живете по месту прописки, ехать за талоном ГТО на родину не придется: в вашем распоряжении любой ближайший аккредитованный техцентр или частный мастер. Во-вторых, отменено обязательное предъявление при прохождении ГТО автомобильной аптечки. Не будут больше проверять и состояние подушек безопасности, законность установки ксеноновых ламп и других дополнительных источников света. Эти поправки снимают запрет с праворульных машин, оптика которых светит влево, а не вправо. "Основной принцип, которым мы руководствовались: оставить только те проверки, которые непосредственно касаются безопасности автомобиля для других участников движения и окружающей среды", - комментирует первый заместитель генерального директора НИИ автомобильного транспорта Виталий Комаров, один из разработчиков документа. В-третьих, отменяется еще ряд справок, получение которых отнимает так много времени у автомобилистов. Так, из пакета обязательных документов изъята медицинская справка, которая не выполняла своих функций: тот медосмотр, который проводился, никак не мог выявить болезней, препятствующих управлению транспортом. Кроме того, не понадобится автомобилисту для прохождения ГТО нотариально заверенная доверенность. С 2012 года, проходя ГТО, водитель может предъявлять как доверенность с печатью нотариуса, так и простую рукописную, которая, по законам РФ, признается действительной на всей территории страны, откуда доселе почему-то выпадали территории пунктов ГТО. В четвертых, время, отпущенное на осмотр одного автомобиля, сокращено до 30 минут (32 минуты для грузового транспорта).

Но помимо изъятия некоторых документов и инвентаря из процесса техосмотра есть и добавления. Так, с нового года все автомобили будут обязательно проверяться на шумность работы выхлопной системы. Это не понравится любителям "прямотока", но гораздо большему числу людей не нравятся оснащенные им автомобили. Что касается цены ГТО, то, согласно новым правилам, предельная стоимость процедуры не должна превысить 2 тыс. рублей. Окончательная ценовая ставка появится позже, но правительство РФ рассматривает возможность корректировки стоимости, после того как новый порядок ГТО вступит в силу. Ранее же назывались самые разные суммы: от 900 рублей до 3 тыс. рублей. Теперь же в утвержденных правилах техосмотра прописано, что его стоимость не должна превышать "предельного размера, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам". Следовательно, стоимость ГТО будет определяться в каждом регионе отдельно, как и размер начисляемого транспортного налога. Но пусть цены никого не пугают: законом предусматривается переходный период длиною в три года, когда проводить ГТО будут и техсервисы, и подразделения ГИБДД, причем по нынешним ценам. Вот теперь пришло время рассказать о самом запутанном периоде внедрения новых правил ГТО - переходном.
Как же так получится, что наравне с аккредитованными техсервисами ГТО будет проводить и ГИБДД? По словам начальника управления методологии страхования РСА Михаила Порватова, с 1 января 2012 года начинается переходный период, который продлится до 31 декабря 2014 года. В это время будут действовать нынешние пункты инструментального контроля, указанные в ст. 32 закона "О техническом осмотре транспортных средств". Техцентры будут действовать на основании внесения их в реестр РСА, а в реестр они будут внесены на основании того, что сведения о них МВД России передает в РСА (что уже сделано) и они подадут заявление о внесении их в реестр. То есть действующие пункты техосмотра, таким образом, будут работать без аккредитации в РСА - на основании простого внесения их в реестр. Операторы же технического ос-мотра, которые будут созданы в соот-ветствии с законом о техническом осмотре, будут действовать на основании ак-кредитации в РСА. С этим все понятно. Но гораздо чаще звучит вопрос, как быть тем, у кого срок действия договоров ОСАГО истекает раньше, чем срок действия талонов ГТО. Все просто: если талон ГТО на момент заключения договора ОСАГО действителен еще не менее полугода, то проходить осмотр не нужно. "Что касается изменения процедуры заключения договора ОСАГО, то с 1 ян-варя 2012 года для заключения договора ОСАГО необходимо предъявление талона технического осмотра транспортного средства, срок действия которого составляет не менее 6 месяцев. В противном случае автомобилисту будет не-обходимо провести техосмотр своего транспортного средства заново и по новым правилам", - поясняет Михаил Порватов. Выходит, что полис ОСАГО и талон ГТО необязательно должны быть датированы одним числом или одним месяцем, что актуально для владельцев транспортных средств, чей возраст превышает 7 лет, а значит, проходить техосмотр им нужно ежегодно. Таких машин в России большинство. Прочим же нужно следить, чтобы на момент продления договора ОСАГО полис ГТО был действителен еще 6 месяцев. Подсчитать это не-трудно, даже если ближайший ГТО предстоит только через два или три года. Пока же, до нового года, для заключения договора ОСАГО предъявления талона не требуется, утверждает Михаил Порватов. Чтобы избежать путаницы и дать автовладельцам некую, так сказать, фору, законом о техосмотре был введен мораторий на прохождение техосмотра в 2011 году. Михаил Порватов пояснил: "Например, если талон технического осмотра заканчивался в 2011 году, то срок его действия продлевался до момента истечения срока действия полиса ОСАГО в 2012 году". Эти две даты, как правило, в большинстве случаев отстоят друг от друга на неделю: купил машину, оформил договор ОСАГО и прошел техосмотр. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев продление сроков действия талонов ГТО составило ровно 12 месяцев.

С 1 января 2012 года техосмотр автомобилей в России будет проводиться по новой схеме. Но до 2015 года получить заветный талон можно и по старинке - в ГИБДД. Уже меньше чем через две недели мы будем проходить государственный технический осмотр (ГТО) автотранспорта по-новому. Но у большинства автомобилистов возникает множество вопросов, как им действовать по новым правилам. Не беспокоятся, кажется, только те, кому проходить процедуру ГТО или продлевать договор ОСАГО предстоит еще нескоро, а к тому времени первопроходцы уже выложат свой опыт на форумы либо расскажут о нем сослуживцам во время обедов или перекуров. Чтобы облегчить жизнь этим самым первопроходцам и разложить все по полочкам, опишем реформу с самого начала и коснемся переходного периода.
С 1 января 2012 года ГТО транспортных средств и заключение договора ОСАГО будут связаны воедино: без пройденного автомобилем ГТО его владелец и прочие допущенные к управлению водители не смогут заключить договор ОСАГО или быть вписанными в страховой полис, которого, собственно говоря, и не будет. Именно эта привязка породила так много слухов и предположений о зависимости автомобилистов от людей, проводящих ГТО. А это будут не только сотрудники ГИБДД, к которым мы уже все привыкли, но и слесари частных технических центров, видеть которых "над собой", должно быть, неприятно. Например, если техцентр будет навязывать какие-то свои услуги по устранению того или иного недочета или несоответствия автомобиля нормам прохождения ГТО, то выбор у автомобилиста, затянувшего с ГТО, все равно будет: конкуренция на этом рынке должна быть очень высокой, поскольку ограничения коли-чества организаций, имеющих право проводить государственный техосмотр, не предвидится. Значит, если автомобилисту по каким-то причинам будет неудобно проходить ГТО в том или ином сервисе, он может просто развернуться и уехать на соседнюю улицу (район, область), к другим "имеющим право".
Раздавать техцентрам лицензии на право проведения процедуры ГТО будут не страховые компании или госструктуры, которые, по идее, могли бы быть заинтересованными в откатах, а Российский союз страховщиков (РСА), на чьи плечи возлагаются и функции проверки чистоплотности избранников. В контроле и оценке работы сервисов поможет Интернет: 1 января на сайте РСА появится специальный раздел, где можно будет не только узнать адреса ближайших пунктов ГТО и записаться на прием, но и получить всю информацию о техцентрах, попавших в реестр. Рано или поздно появится и возможность оставить отзыв.
Дабы не давать слишком много воли частным техсервисам и снизить количество поводов придраться, решено значительно упростить процедуру ГТО. Во-первых, с 1 января его можно будет проходить в любом регионе страны, независимо от того, где транспортное средство зарегистрировано. Это значит, что если в небольшом населенном пункте правом проведения техосмотра обладает только один сервис, что чревато злоупотреблениями (вымогательство, завышение цен), то автовладельцы могут обратиться в сервисы соседних городов и даже областей. Также это означает, что, если вы не живете по месту прописки, ехать за талоном ГТО на родину не придется: в вашем распоряжении любой ближайший аккредитованный техцентр или частный мастер. Во-вторых, отменено обязательное предъявление при прохождении ГТО автомобильной аптечки. Не будут больше проверять и состояние подушек безопасности, законность установки ксеноновых ламп и других дополнительных источников света. Эти поправки снимают запрет с праворульных машин, оптика которых светит влево, а не вправо. "Основной принцип, которым мы руководствовались: оставить только те проверки, которые непосредственно касаются безопасности автомобиля для других участников движения и окружающей среды", - комментирует первый заместитель генерального директора НИИ автомобильного транспорта Виталий Комаров, один из разработчиков документа. В-третьих, отменяется еще ряд справок, получение которых отнимает так много времени у автомобилистов. Так, из пакета обязательных документов изъята медицинская справка, которая не выполняла своих функций: тот медосмотр, который проводился, никак не мог выявить болезней, препятствующих управлению транспортом. Кроме того, не понадобится автомобилисту для прохождения ГТО нотариально заверенная доверенность. С 2012 года, проходя ГТО, водитель может предъявлять как доверенность с печатью нотариуса, так и простую рукописную, которая, по законам РФ, признается действительной на всей территории страны, откуда доселе почему-то выпадали территории пунктов ГТО. В четвертых, время, отпущенное на осмотр одного автомобиля, сокращено до 30 минут (32 минуты для грузового транспорта).

©

Но помимо изъятия некоторых документов и инвентаря из процесса техосмотра есть и добавления. Так, с нового года все автомобили будут обязательно проверяться на шумность работы выхлопной системы. Это не понравится любителям "прямотока", но гораздо большему числу людей не нравятся оснащенные им автомобили. Что касается цены ГТО, то, согласно новым правилам, предельная стоимость процедуры не должна превысить 2 тыс. рублей. Окончательная ценовая ставка появится позже, но правительство РФ рассматривает возможность корректировки стоимости, после того как новый порядок ГТО вступит в силу. Ранее же назывались самые разные суммы: от 900 рублей до 3 тыс. рублей. Теперь же в утвержденных правилах техосмотра прописано, что его стоимость не должна превышать "предельного размера, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам". Следовательно, стоимость ГТО будет определяться в каждом регионе отдельно, как и размер начисляемого транспортного налога. Но пусть цены никого не пугают: законом предусматривается переходный период длиною в три года, когда проводить ГТО будут и техсервисы, и подразделения ГИБДД, причем по нынешним ценам. Вот теперь пришло время рассказать о самом запутанном периоде внедрения новых правил ГТО - переходном.
Как же так получится, что наравне с аккредитованными техсервисами ГТО будет проводить и ГИБДД? По словам начальника управления методологии страхования РСА Михаила Порватова, с 1 января 2012 года начинается переходный период, который продлится до 31 декабря 2014 года. В это время будут действовать нынешние пункты инструментального контроля, указанные в ст. 32 закона "О техническом осмотре транспортных средств". Техцентры будут действовать на основании внесения их в реестр РСА, а в реестр они будут внесены на основании того, что сведения о них МВД России передает в РСА (что уже сделано) и они подадут заявление о внесении их в реестр. То есть действующие пункты техосмотра, таким образом, будут работать без аккредитации в РСА - на основании простого внесения их в реестр. Операторы же технического ос-мотра, которые будут созданы в соот-ветствии с законом о техническом осмотре, будут действовать на основании ак-кредитации в РСА. С этим все понятно. Но гораздо чаще звучит вопрос, как быть тем, у кого срок действия договоров ОСАГО истекает раньше, чем срок действия талонов ГТО. Все просто: если талон ГТО на момент заключения договора ОСАГО действителен еще не менее полугода, то проходить осмотр не нужно. "Что касается изменения процедуры заключения договора ОСАГО, то с 1 ян-варя 2012 года для заключения договора ОСАГО необходимо предъявление талона технического осмотра транспортного средства, срок действия которого составляет не менее 6 месяцев. В противном случае автомобилисту будет не-обходимо провести техосмотр своего транспортного средства заново и по новым правилам", - поясняет Михаил Порватов. Выходит, что полис ОСАГО и талон ГТО необязательно должны быть датированы одним числом или одним месяцем, что актуально для владельцев транспортных средств, чей возраст превышает 7 лет, а значит, проходить техосмотр им нужно ежегодно. Таких машин в России большинство. Прочим же нужно следить, чтобы на момент продления договора ОСАГО полис ГТО был действителен еще 6 месяцев. Подсчитать это не-трудно, даже если ближайший ГТО предстоит только через два или три года. Пока же, до нового года, для заключения договора ОСАГО предъявления талона не требуется, утверждает Михаил Порватов. Чтобы избежать путаницы и дать автовладельцам некую, так сказать, фору, законом о техосмотре был введен мораторий на прохождение техосмотра в 2011 году. Михаил Порватов пояснил: "Например, если талон технического осмотра заканчивался в 2011 году, то срок его действия продлевался до момента истечения срока действия полиса ОСАГО в 2012 году". Эти две даты, как правило, в большинстве случаев отстоят друг от друга на неделю: купил машину, оформил договор ОСАГО и прошел техосмотр. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев продление сроков действия талонов ГТО составило ровно 12 месяцев.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».