Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Плата за успех"

Весь мир готовится к переходу на 3D-телевидение, а мы все никак не можем перейти на «цифру». Причина, как обычно, в деньгах.   Благодаря коммерческому чутью Джеймса Камерона реанимированный в наши дни 3D-формат не просто изменил процесс потребления видеоконтента, он породил великие ожидания. «Аватар» оказался всего лишь первой ласточкой: после него 3D-фильмы пролились на зрителя шумным майским ливнем, а голливудские студии стройными колоннами двинулись на захват, казалось бы, уже давно захваченного пространства развлечений. Многочисленные конвертации 2D-проектов (мэтр Камерон называет это «2,5 D») в стереоформат лишь добавили шуму.
   Рынок срывает банк! Вкладываем — получаем! Студии, прокатчики и киносети, почувствовав скорое приближение серьезных бюджетов от инвесторов, мгновенно отреагировали, сделав весь процесс кинопроизводства «объемным». И не ошиблись. В 2010 году доля сборов 3D-фильмов от всей мировой кассы составила 19,3% (более $6 млрд долларов), это в два раза выше показателей 2009 года. В России за последний год число кинозалов, оборудованных 3D-проекторами, выросло в три раза. Назовем это революцией, которую мы поддержали своим кошельком. А что на выходе? Рост цен на билеты, уставшие после сеанса глаза и брошенная фраза: «Чета кино не аллё». А в ответ: «А без 3D вообще не о чем!»
   Подобный успех в киноиндустрии, очевидно, должен был спровоцировать схожие процессы на телевидении. Не спровоцировал. Сегодня во всем мире работает не больше 20 «объемных» каналов. Самый успешный проект в Англии — SKY 3D с семьюдесятью тысячами абонентов. В России существует пока один 3D-канал в пакете НТВ-Плюс. «Так мало?» — удивитесь вы. «Так много!» — услышите в ответ. Потому что сложно и дорого. Потому что телевидение, в отличие от кино, индустрия крайне инертная, особенно когда дело касается инвестиций в технологии. Мы до сих пор вещаем в аналоговом формате, тогда как большая часть западной Европы передает ТВ-сигнал не просто в «цифре», а в стандарте высокой четкости (High Definition). Проблема переоборудования телепроизводства под эти стандарты — первый шаг на пути к качественному изображению, но это проблема минимум с шестью нулями на конце в свободно-конвертируемой валюте для каждого производителя контента! Вспоминаете буковки «HD» на вашем новеньком телеприемнике? Это и есть тот самый нереализованный технический потенциал, способный показать вам достойную эфирную картинку. Только вот загвоздка: рекламные бюджеты от этого «достоинства» у телеканалов не прибавятся, да и аудиторные показатели не подрастут, а вложиться в основные средства производства придется капитально. В результате весь мир пребывает в ожидании второй, уже не «HD», а 3D-революции в домашних условиях: 3D-телевизоры, камеры, приставки и т.д. и т.п., только дай «объемный» контент — и понеслась, а мы опять идем своим путем.
   Несколько лет назад кто-то из чиновников вдруг почувствовал, что на бескрайних просторах нашей страны, возможно, есть еще граждане, недополучающие положенного ТВ-сигнала, а следовательно, сильно страдающие от информационного неравенства. Так был взят курс на цифровизацию, или перевод эфирного (антенного) телевидения в цифровой формат, чтобы наконец-таки покрыть единым цифровым стандартом 17 075 400 км2 отчизны. Окончание работ — 2015 год. Заявленная стоимость — около 130 млрд рублей (это, кстати, тоже наши с вами деньги в виде уплаченных налогов). И не так важно, что спутниковое и кабельное телевидение уже давно добралось до самых удаленных уголков, а экспоненциальный рост широкополосного доступа в Интернет способен разом снять все информационные диспропорции, — все это лирика. Главное — дан старт цифровой многодневке, в течение которой вы будете по-прежнему смотреть на своем новеньком «HD»-телевизоре все те же рябенькие картинки федеральных каналов. Просто потому, что основные участники рынка не хотят и не будут вкладываться собственными деньгами в развитие технологий, ведь и паровоз может прекрасно тащить вагоны рекламных бюджетов, а уголь в форме устаревшего эфирного телевидения до 2015 года никто отменять не собирается. Нет спроса — нет предложения. А там, глядишь, и вторая волна федеральных ассигнований подоспеет к очередному этапу телевизионного перевооружения, ведь не за горами Сочи и ЧМ по футболу — весь мир будет смотреть на нас! Революцию мы вряд ли уже совершим, но платить за нее все равно придется.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK