26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "...Плюс унификация всей страны"

Архивная публикация 2000 года: "...Плюс унификация всей страны"

С 1 января будущего года в силу вступают новые таможенные тарифы. По замыслу правительства они должны способствовать выводу из тени "серого" импорта. Однако, считает бывший председатель Государственного таможенного комитета, депутат Госдумы Валерий ДРАГАНОВ, предложенный подход сродни борьбе с наркомафией путем легализации торговли героином."Профиль": Валерий Гаврилович, чем руководствовалось правительство, когда вводило новую шкалу импортных пошлин?
Валерий Драганов: На самом деле, концептуально все правильно. Нынешние тарифы уже давно нуждались в пересмотре. Однако это лишь часть проблемы. Нужна глобальная реформа таможенно-тарифной политики, таможенного законодательства и таможенного администрирования. Сейчас речь идет лишь о корректировке тарифа, снижении максимальной ставки пошлин с 30 до 20% и установлении унифицированной шкалы в 5%, 10%, 15% и 20% вместо нынешних неунифицированных ставок по 17 тысячам позиций.
"П.": Как правительство аргументировало необходимость такого пересмотра?
В.Д.: Прежде всего говорилось о необходимости унификации пошлин, что, в принципе, правильно. Это предотвращает злоупотребления и не позволяет недобросовестным импортерам выдавать один товар за другой (например, ввозить под видом индюшатины мясо курицы, пошлина на которое выше). Однако я считаю, что унифицировать можно лишь ставки пошлин на действительно похожие позиции -- например минеральные удобрения и т.п. Я не понимаю, зачем унифицировать ставки, например, на саженцы смородины и цветы орхидеи. Неужели таможенник не в состоянии отличить одно от другого?
Второй аргумент правительства: ставки 30% слишком велики. Товары, которые облагаются такими пошлинами, ввозятся, как правило, по "серым" схемам, и если ставки понизить, то поступления в бюджет повысятся. Неубедительно. Получается, что ставки снижают лишь потому, что таможня не в состоянии собрать пошлину. Это из серии борьбы с наркомафией путем легализации торговли героином.
Кроме того, далеко не факт, что если ставки снизить, то повысится спрос, а следовательно, и объем поступлений от импорта. Снижена, например, с 25% до 20% пошлина на дорогие французские вина. Неужели правительство считает, что если бордо будет стоить на $2--3 меньше, его станут пить вместо портвейна?
Это самые вопиющие примеры. Есть масса других. В общем, предложенные правительством ставки, по мнению подавляющего большинства производителей, не соответствуют приоритетам промышленной политики.
"П.": При чем тут промышленная политика? В России ведь бордо не производят.
В.Д.: Дело совсем не в бордо. В ряде случаев новая шкала идет вразрез с интересами целых отраслей промышленности. Ведь за последние два года в результате импортозамещения и ряда других факторов в России стали выпускать конкурентоспособные товары. И сейчас не нужен дополнительный пресс в виде дешевого импорта. Правительство вместо осмысленного, с участием широких заинтересованных слоев, обсуждения оптимизации тарифов механически повысило ставки для одних товаров и снизило для других в рамках четырехуровневой шкалы. Так, были повышены пошлины на хлопок, хотя у нас нет своего хлопка. А ведь это сырье для нашей легкой промышленности и вообще стратегически важный продукт. Подняли пошлины на ацетатный жгут, необходимый в табачной промышленности,-- из него делают сигаретные фильтры. С одной стороны, правительство якобы борется за здоровье нации и вроде как подвигает табачников делать более качественные, фильтрованные сигареты. С другой стороны, повышается себестоимость фильтрованных сигарет. Понятно, что от этого спрос на них не повысится. Кроме того, в табачную промышленность в последние годы были сделаны серьезные инвестиции. Такие шаги подрывают доверие инвесторов.
Еще один пример унификации. Ставка на готовый аспирин снижена с 20% до 10%, при этом ставки на сырье для его производства, наоборот, повышены с 5% до тех же 10%. Таким образом, большинству наших фармацевтических предприятий нужно прекращать его производство и завозить готовый импортный препарат. Как тут говорить о поддержке отечественного производства?
"П.": Вы приводите такие примеры, что даже удивительно -- выходит, что в правительстве нет специалистов, компетентных в этой области?
В.Д.: Дело в том, что при разработке новых ставок не спросили самих производителей. Правительство ограничилось обсуждением новых тарифов в ГТК, Минэкономики и в знаменитом Совете по предпринимательству, где заседают "олигархи", изложив собственное видение. Но после того, как о содержании документа стало известно и другим предпринимателям, к нам пошел вал писем. Такого количества корреспонденции я в своей практике не встречал.
Вывод прост: министерства не в состоянии всегда объективно регулировать экономические процессы. Такие вопросы нужно обсуждать максимально широко и привлекать для этого отраслевые союзы и ассоциации, не только "олигархов", но и мелкого и среднего предпринимателя и промышленника. Именно поэтому мы обратились и в правительство, и к президенту с просьбой о пересмотре ряда ставок. Кроме того, был создан неправительственный совет по внешнеторговой и таможенной политике. Там проблемами выработки оптимальной ставки будут заниматься не правительство, Дума или президент, а производители и потребители.
"П.": Каковы результаты вашего обращения в правительство?
В.Д.: Я не помню такого показательного примера конструктивного взаимодействия правительства и депутатов Государственной думы. Ведь многие позиции правительство изменило, приняв аргументы отечественного производителя и в то же время соблюдая интересы бюджета. Так, удалось сбалансировать ставки на хлопок (они остались нулевыми), сырье для текстильной, обувной и меховой промышленности, автомобили (были 30%, предлагалось 20%, реально будут 25%.-- "Профиль"), на трубы большого диаметра (предлагалось 10%, осталось 5%.-- "Профиль"), внесены и другие разумные коррективы. К сожалению, нам просто не хватило времени, чтобы рассмотреть все позиции.
Однако в рамках создающегося консультативного совета будет вестись постоянная работа, которая позволит, надеюсь, привести шкалу в соответствие с реальными экономическими потребностями.
Уверен, если нам удастся доказать, что те или иные ставки нужно менять, правительство сделает это.
"П.": Значит ли это, что попытка реформировать таможенные тарифы потерпела неудачу?
В.Д.: Я бы так не говорил. Правительство не собиралось, к счастью, этим постановлением реформировать таможенно-тарифную политику. Это текущая необходимость ввести оптимальные ставки пошлин в соответствии с требованиями рынка, с одной стороны, и выполнить определенные обязательства, взятые при переговорах с ВТО,-- с другой. Если бы правительство не прислушалось к нашим доводам, его политика действительно была бы дискредитирована. Однако диалог начался. И я считаю, что это должно стать лишь первым шагом на пути к полномасштабной таможенной реформе.

С 1 января будущего года в силу вступают новые таможенные тарифы. По замыслу правительства они должны способствовать выводу из тени "серого" импорта. Однако, считает бывший председатель Государственного таможенного комитета, депутат Госдумы Валерий ДРАГАНОВ, предложенный подход сродни борьбе с наркомафией путем легализации торговли героином."Профиль": Валерий Гаврилович, чем руководствовалось правительство, когда вводило новую шкалу импортных пошлин?

Валерий Драганов: На самом деле, концептуально все правильно. Нынешние тарифы уже давно нуждались в пересмотре. Однако это лишь часть проблемы. Нужна глобальная реформа таможенно-тарифной политики, таможенного законодательства и таможенного администрирования. Сейчас речь идет лишь о корректировке тарифа, снижении максимальной ставки пошлин с 30 до 20% и установлении унифицированной шкалы в 5%, 10%, 15% и 20% вместо нынешних неунифицированных ставок по 17 тысячам позиций.

"П.": Как правительство аргументировало необходимость такого пересмотра?

В.Д.: Прежде всего говорилось о необходимости унификации пошлин, что, в принципе, правильно. Это предотвращает злоупотребления и не позволяет недобросовестным импортерам выдавать один товар за другой (например, ввозить под видом индюшатины мясо курицы, пошлина на которое выше). Однако я считаю, что унифицировать можно лишь ставки пошлин на действительно похожие позиции -- например минеральные удобрения и т.п. Я не понимаю, зачем унифицировать ставки, например, на саженцы смородины и цветы орхидеи. Неужели таможенник не в состоянии отличить одно от другого?

Второй аргумент правительства: ставки 30% слишком велики. Товары, которые облагаются такими пошлинами, ввозятся, как правило, по "серым" схемам, и если ставки понизить, то поступления в бюджет повысятся. Неубедительно. Получается, что ставки снижают лишь потому, что таможня не в состоянии собрать пошлину. Это из серии борьбы с наркомафией путем легализации торговли героином.

Кроме того, далеко не факт, что если ставки снизить, то повысится спрос, а следовательно, и объем поступлений от импорта. Снижена, например, с 25% до 20% пошлина на дорогие французские вина. Неужели правительство считает, что если бордо будет стоить на $2--3 меньше, его станут пить вместо портвейна?

Это самые вопиющие примеры. Есть масса других. В общем, предложенные правительством ставки, по мнению подавляющего большинства производителей, не соответствуют приоритетам промышленной политики.

"П.": При чем тут промышленная политика? В России ведь бордо не производят.

В.Д.: Дело совсем не в бордо. В ряде случаев новая шкала идет вразрез с интересами целых отраслей промышленности. Ведь за последние два года в результате импортозамещения и ряда других факторов в России стали выпускать конкурентоспособные товары. И сейчас не нужен дополнительный пресс в виде дешевого импорта. Правительство вместо осмысленного, с участием широких заинтересованных слоев, обсуждения оптимизации тарифов механически повысило ставки для одних товаров и снизило для других в рамках четырехуровневой шкалы. Так, были повышены пошлины на хлопок, хотя у нас нет своего хлопка. А ведь это сырье для нашей легкой промышленности и вообще стратегически важный продукт. Подняли пошлины на ацетатный жгут, необходимый в табачной промышленности,-- из него делают сигаретные фильтры. С одной стороны, правительство якобы борется за здоровье нации и вроде как подвигает табачников делать более качественные, фильтрованные сигареты. С другой стороны, повышается себестоимость фильтрованных сигарет. Понятно, что от этого спрос на них не повысится. Кроме того, в табачную промышленность в последние годы были сделаны серьезные инвестиции. Такие шаги подрывают доверие инвесторов.

Еще один пример унификации. Ставка на готовый аспирин снижена с 20% до 10%, при этом ставки на сырье для его производства, наоборот, повышены с 5% до тех же 10%. Таким образом, большинству наших фармацевтических предприятий нужно прекращать его производство и завозить готовый импортный препарат. Как тут говорить о поддержке отечественного производства?

"П.": Вы приводите такие примеры, что даже удивительно -- выходит, что в правительстве нет специалистов, компетентных в этой области?

В.Д.: Дело в том, что при разработке новых ставок не спросили самих производителей. Правительство ограничилось обсуждением новых тарифов в ГТК, Минэкономики и в знаменитом Совете по предпринимательству, где заседают "олигархи", изложив собственное видение. Но после того, как о содержании документа стало известно и другим предпринимателям, к нам пошел вал писем. Такого количества корреспонденции я в своей практике не встречал.

Вывод прост: министерства не в состоянии всегда объективно регулировать экономические процессы. Такие вопросы нужно обсуждать максимально широко и привлекать для этого отраслевые союзы и ассоциации, не только "олигархов", но и мелкого и среднего предпринимателя и промышленника. Именно поэтому мы обратились и в правительство, и к президенту с просьбой о пересмотре ряда ставок. Кроме того, был создан неправительственный совет по внешнеторговой и таможенной политике. Там проблемами выработки оптимальной ставки будут заниматься не правительство, Дума или президент, а производители и потребители.

"П.": Каковы результаты вашего обращения в правительство?

В.Д.: Я не помню такого показательного примера конструктивного взаимодействия правительства и депутатов Государственной думы. Ведь многие позиции правительство изменило, приняв аргументы отечественного производителя и в то же время соблюдая интересы бюджета. Так, удалось сбалансировать ставки на хлопок (они остались нулевыми), сырье для текстильной, обувной и меховой промышленности, автомобили (были 30%, предлагалось 20%, реально будут 25%.-- "Профиль"), на трубы большого диаметра (предлагалось 10%, осталось 5%.-- "Профиль"), внесены и другие разумные коррективы. К сожалению, нам просто не хватило времени, чтобы рассмотреть все позиции.

Однако в рамках создающегося консультативного совета будет вестись постоянная работа, которая позволит, надеюсь, привести шкалу в соответствие с реальными экономическими потребностями.

Уверен, если нам удастся доказать, что те или иные ставки нужно менять, правительство сделает это.

"П.": Значит ли это, что попытка реформировать таможенные тарифы потерпела неудачу?

В.Д.: Я бы так не говорил. Правительство не собиралось, к счастью, этим постановлением реформировать таможенно-тарифную политику. Это текущая необходимость ввести оптимальные ставки пошлин в соответствии с требованиями рынка, с одной стороны, и выполнить определенные обязательства, взятые при переговорах с ВТО,-- с другой. Если бы правительство не прислушалось к нашим доводам, его политика действительно была бы дискредитирована. Однако диалог начался. И я считаю, что это должно стать лишь первым шагом на пути к полномасштабной таможенной реформе.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».