Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Поколение next"

Последний шанс для российских военных конструкторов остаться среди лидеров мирового авиапрома — создать самолет пятого поколения. И если это удастся, то суперсовременная летающая «крепость» будет носить имя Сухого.Угол атаки

Как и многие еще не реализованные технические идеи, боевой многофункциональный самолет пятого поколения представляется сегодня, скорее, чем-то фантастическим, подсмотренным конструкторами в каком-нибудь голливудском боевике, нежели реальным проектом.
Чтобы не перегружать текст малопонятными техническими подробностями, остановимся лишь на самых основных отличиях самолетов пятого поколения от ныне существующих.
Первое — маневренность. Казалось бы, любого, кто видел в жизни или на экране показательные выступления военных авиаторов, трудно чем-то удивить. Однако показательные выступления — это одно, а бой — совсем другое. А потому чудеса пилотажа, демонстрируемые летчиками-испытателями на авиасалонах, не всегда дают представление о боевых возможностях машин. Так вот, нынешние самолеты сохраняют устойчивость и управляемость при углах атаки до 25—30 градусов. У самолета пятого поколения этот показатель равен 90 градусам. Иными словами, летчик сможет вести бой при любом положении машины.
Вторая отличительная черта проектируемого самолета — малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Все помнят, как оконфузились американские конструкторы, когда в ходе боев над небом Югославии был сбит легендарный самолет-невидимка «стеллс». Потом выяснилось, его якобы стопроцентная необнаруживаемость для локаторов оказалась фикцией. Так вот, с самолетом пятого поколения такого произойти не должно.
Третий признак — уникальная боеспособность машины. Она сможет вести бой одновременно с 20 наземными, воздушными и морскими целями.
Для облегчения управления конструкцией машины будет обеспечена возможность голосовых команд, выполняемых компьютерной системой (это четвертый пункт «техзадания» самолета пятого поколения).
И пятый пункт — экологичность машины. И по шумовым характеристикам, и по степени воздействия на окружающую среду эта грозная «летучая крепость» должна быть не опаснее «кукурузника».
Про боевое оснащение проектируемого суперсамолета умолчим, поскольку оно составляет гостайну (а если честно, то, по-видимому, детали оснащения машины вооружением пока вряд ли известны даже разработчикам).
Головокружительный замысел

В США к работе над самолетом поколения next приступили в 1993 году. В рамках проекта (а на его разработку Пентагон выделил $21 млрд.) предполагается создать три разные машины: для ВВС, морской авиации и Корпуса морской пехоты. Планируется, что в серию самолет будет запущен к 2008 году. Первые два года он будет поставляться на внутренний рынок, и лишь после 2010 года его начнут продавать на мировом рынке вооружений.
Наши конструкторы к работе над истребителем будущего (а если точнее, и истребителем, и штурмовиком, и бомбардировщиком, и перехватчиком — машина будет многофункциональной) приступили со значительным опозданием. И было это опоздание следствием отсутствия госзаказа и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Хотя справедливости ради заметим, что «советский» истребитель (Су-27 и его последующие модификации, например «российский» Су-30) по ряду характеристик превосходят зарубежные аналоги и потому считаются в поколенческом отношении «переростками». Их относят к машинам, если так можно сказать, поколения 4+ или 4++.
Став генеральным директором АВПК «Сухой», Михаил Погосян в 1999 году в качестве прототипа самолета пятого поколения предложил экспериментальную разработку ОКБ им. Сухого С-37 «Беркут» — машины с обратной стреловидностью крыла. Однако Минобороны достаточно быстро отказалось финансировать этот проект, хотя от самой идеи создания нового самолета не отказалось — в 2000 году правительством был объявлен тендер на разработку такой машины.
В апреле 2001 года комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с Михаилом Касьяновым подвела его итоги. Победителем конкурса, в котором также участвовали РСК МиГ и ОКБ им. Яковлева, стал АВПК «Сухой». Тогда же было решено, что проигравшие КБ будут привлечены к разработке нового самолета в качестве субподрядчиков. Предполагается, что совместно с ОКБ им. Яковлева будет проектироваться модификация с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а с РСК МиГ — отдельные узлы самолета.
По словам Юрия Коптева, генерального директора Российского авиакосмического агентства, на разработку российского самолета потребуется $2,3—2,4 млрд. (кстати, эти деньги соизмеримы с затраченными СССР на создание Миг-29 или Су-27).
Никто не скрывает, что государство в рамках программы вооружений, рассчитанной до 2010 года, в лучшем случае сможет профинансировать 20% от указанной суммы. Это означает, что основное бремя проекта ляжет на плечи предприятий — за счет доходов от экспортных поставок.
В виде готовой к запуску в серию машины самолет появится не раньше 2010 года. По крайней мере, так планируется. Не исключено, что к финансированию программы будут привлечены наши традиционные партнеры по военно-техническому сотрудничеству — Индия и Китай. В качестве «отступного» им может быть обещано участие в разработках «пятого поколения» и лицензия на производство нового самолета.

Вооруженные конфликты, в которых принимали участие самолеты «Сухого»*

ГодыВооруженный конфликтСамолеты, принимавшие участие
1967—1973Сирия, Египет, Ирак — ИзраильCу-7, Су-20
1971Индия — ПакистанСу-7
1980—1989Ирак — ИранСу-7, Су-20, Су-22, Су-25
1979—1989СССР — АфганистанСу-7, Су-17, Су-20, Су-22М, Су-24, Су-25
1981США — ЛивияСу-22
1994Северный Йемен — Южный ЙеменСу-20, Су-22
1994—19961-я Чеченская войнаСу-24, Су-25, Су-27
1995Перу — ЭквадорСу-22
1999Эфиопия — ЭритрияСу-25, Су-25Т, Су-27
1999—20022-я Чеченская войнаСу-24М, Су-24МР, Су-25, Су-25Т

* Составитель — Александр Яворский, ОКБ им. Сухого.

ЕКАТЕРИНА ТИТОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK