19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Поколение next"

Архивная публикация 2002 года: "Поколение next"

Последний шанс для российских военных конструкторов остаться среди лидеров мирового авиапрома -- создать самолет пятого поколения. И если это удастся, то суперсовременная летающая "крепость" будет носить имя Сухого.Угол атаки

Как и многие еще не реализованные технические идеи, боевой многофункциональный самолет пятого поколения представляется сегодня, скорее, чем-то фантастическим, подсмотренным конструкторами в каком-нибудь голливудском боевике, нежели реальным проектом.
Чтобы не перегружать текст малопонятными техническими подробностями, остановимся лишь на самых основных отличиях самолетов пятого поколения от ныне существующих.
Первое -- маневренность. Казалось бы, любого, кто видел в жизни или на экране показательные выступления военных авиаторов, трудно чем-то удивить. Однако показательные выступления -- это одно, а бой -- совсем другое. А потому чудеса пилотажа, демонстрируемые летчиками-испытателями на авиасалонах, не всегда дают представление о боевых возможностях машин. Так вот, нынешние самолеты сохраняют устойчивость и управляемость при углах атаки до 25--30 градусов. У самолета пятого поколения этот показатель равен 90 градусам. Иными словами, летчик сможет вести бой при любом положении машины.
Вторая отличительная черта проектируемого самолета -- малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Все помнят, как оконфузились американские конструкторы, когда в ходе боев над небом Югославии был сбит легендарный самолет-невидимка "стеллс". Потом выяснилось, его якобы стопроцентная необнаруживаемость для локаторов оказалась фикцией. Так вот, с самолетом пятого поколения такого произойти не должно.
Третий признак -- уникальная боеспособность машины. Она сможет вести бой одновременно с 20 наземными, воздушными и морскими целями.
Для облегчения управления конструкцией машины будет обеспечена возможность голосовых команд, выполняемых компьютерной системой (это четвертый пункт "техзадания" самолета пятого поколения).
И пятый пункт -- экологичность машины. И по шумовым характеристикам, и по степени воздействия на окружающую среду эта грозная "летучая крепость" должна быть не опаснее "кукурузника".
Про боевое оснащение проектируемого суперсамолета умолчим, поскольку оно составляет гостайну (а если честно, то, по-видимому, детали оснащения машины вооружением пока вряд ли известны даже разработчикам).
Головокружительный замысел

В США к работе над самолетом поколения next приступили в 1993 году. В рамках проекта (а на его разработку Пентагон выделил $21 млрд.) предполагается создать три разные машины: для ВВС, морской авиации и Корпуса морской пехоты. Планируется, что в серию самолет будет запущен к 2008 году. Первые два года он будет поставляться на внутренний рынок, и лишь после 2010 года его начнут продавать на мировом рынке вооружений.
Наши конструкторы к работе над истребителем будущего (а если точнее, и истребителем, и штурмовиком, и бомбардировщиком, и перехватчиком -- машина будет многофункциональной) приступили со значительным опозданием. И было это опоздание следствием отсутствия госзаказа и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Хотя справедливости ради заметим, что "советский" истребитель (Су-27 и его последующие модификации, например "российский" Су-30) по ряду характеристик превосходят зарубежные аналоги и потому считаются в поколенческом отношении "переростками". Их относят к машинам, если так можно сказать, поколения 4+ или 4++.
Став генеральным директором АВПК "Сухой", Михаил Погосян в 1999 году в качестве прототипа самолета пятого поколения предложил экспериментальную разработку ОКБ им. Сухого С-37 "Беркут" -- машины с обратной стреловидностью крыла. Однако Минобороны достаточно быстро отказалось финансировать этот проект, хотя от самой идеи создания нового самолета не отказалось -- в 2000 году правительством был объявлен тендер на разработку такой машины.
В апреле 2001 года комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с Михаилом Касьяновым подвела его итоги. Победителем конкурса, в котором также участвовали РСК МиГ и ОКБ им. Яковлева, стал АВПК "Сухой". Тогда же было решено, что проигравшие КБ будут привлечены к разработке нового самолета в качестве субподрядчиков. Предполагается, что совместно с ОКБ им. Яковлева будет проектироваться модификация с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а с РСК МиГ -- отдельные узлы самолета.
По словам Юрия Коптева, генерального директора Российского авиакосмического агентства, на разработку российского самолета потребуется $2,3--2,4 млрд. (кстати, эти деньги соизмеримы с затраченными СССР на создание Миг-29 или Су-27).
Никто не скрывает, что государство в рамках программы вооружений, рассчитанной до 2010 года, в лучшем случае сможет профинансировать 20% от указанной суммы. Это означает, что основное бремя проекта ляжет на плечи предприятий -- за счет доходов от экспортных поставок.
В виде готовой к запуску в серию машины самолет появится не раньше 2010 года. По крайней мере, так планируется. Не исключено, что к финансированию программы будут привлечены наши традиционные партнеры по военно-техническому сотрудничеству -- Индия и Китай. В качестве "отступного" им может быть обещано участие в разработках "пятого поколения" и лицензия на производство нового самолета.

Вооруженные конфликты, в которых принимали участие самолеты "Сухого"*

Последний шанс для российских военных конструкторов остаться среди лидеров мирового авиапрома -- создать самолет пятого поколения. И если это удастся, то суперсовременная летающая "крепость" будет носить имя Сухого.Угол атаки


Как и многие еще не реализованные технические идеи, боевой многофункциональный самолет пятого поколения представляется сегодня, скорее, чем-то фантастическим, подсмотренным конструкторами в каком-нибудь голливудском боевике, нежели реальным проектом.

Чтобы не перегружать текст малопонятными техническими подробностями, остановимся лишь на самых основных отличиях самолетов пятого поколения от ныне существующих.

Первое -- маневренность. Казалось бы, любого, кто видел в жизни или на экране показательные выступления военных авиаторов, трудно чем-то удивить. Однако показательные выступления -- это одно, а бой -- совсем другое. А потому чудеса пилотажа, демонстрируемые летчиками-испытателями на авиасалонах, не всегда дают представление о боевых возможностях машин. Так вот, нынешние самолеты сохраняют устойчивость и управляемость при углах атаки до 25--30 градусов. У самолета пятого поколения этот показатель равен 90 градусам. Иными словами, летчик сможет вести бой при любом положении машины.

Вторая отличительная черта проектируемого самолета -- малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Все помнят, как оконфузились американские конструкторы, когда в ходе боев над небом Югославии был сбит легендарный самолет-невидимка "стеллс". Потом выяснилось, его якобы стопроцентная необнаруживаемость для локаторов оказалась фикцией. Так вот, с самолетом пятого поколения такого произойти не должно.

Третий признак -- уникальная боеспособность машины. Она сможет вести бой одновременно с 20 наземными, воздушными и морскими целями.

Для облегчения управления конструкцией машины будет обеспечена возможность голосовых команд, выполняемых компьютерной системой (это четвертый пункт "техзадания" самолета пятого поколения).

И пятый пункт -- экологичность машины. И по шумовым характеристикам, и по степени воздействия на окружающую среду эта грозная "летучая крепость" должна быть не опаснее "кукурузника".

Про боевое оснащение проектируемого суперсамолета умолчим, поскольку оно составляет гостайну (а если честно, то, по-видимому, детали оснащения машины вооружением пока вряд ли известны даже разработчикам).

Головокружительный замысел


В США к работе над самолетом поколения next приступили в 1993 году. В рамках проекта (а на его разработку Пентагон выделил $21 млрд.) предполагается создать три разные машины: для ВВС, морской авиации и Корпуса морской пехоты. Планируется, что в серию самолет будет запущен к 2008 году. Первые два года он будет поставляться на внутренний рынок, и лишь после 2010 года его начнут продавать на мировом рынке вооружений.

Наши конструкторы к работе над истребителем будущего (а если точнее, и истребителем, и штурмовиком, и бомбардировщиком, и перехватчиком -- машина будет многофункциональной) приступили со значительным опозданием. И было это опоздание следствием отсутствия госзаказа и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Хотя справедливости ради заметим, что "советский" истребитель (Су-27 и его последующие модификации, например "российский" Су-30) по ряду характеристик превосходят зарубежные аналоги и потому считаются в поколенческом отношении "переростками". Их относят к машинам, если так можно сказать, поколения 4+ или 4++.

Став генеральным директором АВПК "Сухой", Михаил Погосян в 1999 году в качестве прототипа самолета пятого поколения предложил экспериментальную разработку ОКБ им. Сухого С-37 "Беркут" -- машины с обратной стреловидностью крыла. Однако Минобороны достаточно быстро отказалось финансировать этот проект, хотя от самой идеи создания нового самолета не отказалось -- в 2000 году правительством был объявлен тендер на разработку такой машины.

В апреле 2001 года комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с Михаилом Касьяновым подвела его итоги. Победителем конкурса, в котором также участвовали РСК МиГ и ОКБ им. Яковлева, стал АВПК "Сухой". Тогда же было решено, что проигравшие КБ будут привлечены к разработке нового самолета в качестве субподрядчиков. Предполагается, что совместно с ОКБ им. Яковлева будет проектироваться модификация с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а с РСК МиГ -- отдельные узлы самолета.

По словам Юрия Коптева, генерального директора Российского авиакосмического агентства, на разработку российского самолета потребуется $2,3--2,4 млрд. (кстати, эти деньги соизмеримы с затраченными СССР на создание Миг-29 или Су-27).

Никто не скрывает, что государство в рамках программы вооружений, рассчитанной до 2010 года, в лучшем случае сможет профинансировать 20% от указанной суммы. Это означает, что основное бремя проекта ляжет на плечи предприятий -- за счет доходов от экспортных поставок.

В виде готовой к запуску в серию машины самолет появится не раньше 2010 года. По крайней мере, так планируется. Не исключено, что к финансированию программы будут привлечены наши традиционные партнеры по военно-техническому сотрудничеству -- Индия и Китай. В качестве "отступного" им может быть обещано участие в разработках "пятого поколения" и лицензия на производство нового самолета.


Вооруженные конфликты, в которых принимали участие самолеты "Сухого"*

ГодыВооруженный конфликтСамолеты, принимавшие участие

1967--1973Сирия, Египет, Ирак -- ИзраильCу-7, Су-20

1971Индия -- ПакистанСу-7

1980--1989Ирак -- ИранСу-7, Су-20, Су-22, Су-25

1979--1989СССР -- АфганистанСу-7, Су-17, Су-20, Су-22М, Су-24, Су-25

1981США -- ЛивияСу-22

1994Северный Йемен -- Южный ЙеменСу-20, Су-22

1994--19961-я Чеченская войнаСу-24, Су-25, Су-27

1995Перу -- ЭквадорСу-22

1999Эфиопия -- ЭритрияСу-25, Су-25Т, Су-27

1999--20022-я Чеченская войнаСу-24М, Су-24МР, Су-25, Су-25Т

* Составитель -- Александр Яворский, ОКБ им. Сухого.

ЕКАТЕРИНА ТИТОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».