23 мая 2024
USD 90.19 -0.22 EUR 97.9 -0.4
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ПОЛЕТ НАД ПРОПАСТЬЮ"

Архивная публикация 2009 года: "ПОЛЕТ НАД ПРОПАСТЬЮ"

Из-за кризиса авиаперевозчики терпят бедствие. Но меры правительства по регулированию отрасли могут лишь ухудшить положение.

Из-за кризиса авиаперевозчики терпят бедствие. Но меры правительства по регулированию отрасли могут лишь ухудшить положение.

По данным Росавиации, в январе—мае 2009 года российские авиакомпании перевезли всего 11,1 млн человек, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Спад по грузоперевозкам в мае составил 15,8%. Сокращение объемов серьезно сказалось на деятельности авиакомпаний: основные производственные показатели отрасли за период с января по апрель 2009 года снизились относительно аналогичного периода в 2008 году более чем на 20%.
В июле стало известно о банкротстве авиакомпании «КрайсЭйр», входившей в альянс «ЭйрЮнион». Несмотря на то, что окончательное решение суд примет не раньше 22 сентября, уже сейчас ясно, что компании не выбраться из долговой ямы. И этот случай не последний, уверены эксперты.
Даже безусловный лидер российского авиарынка – компания «Аэрофлот» — сегодня находится не в лучшей форме. Если бы не роялти ($300 млн), которое компания получает от иностранных перевозчиков за беспересадочные полеты над Россией, «Аэрофлот» закончил бы 2008 год с убытком: его чистая прибыль по международным стандартам финансовой отчетности составила $37 млн, что в 8,5 раза меньше, чем в 2007 году ($313,4 млн). Согласно прогнозам аналитиков, в 2009 году перевозки компанией пассажиров могут сократиться на 13%. Только за первые пять месяцев 2009 года объемы перевозок упали на 12,4%, а по проценту занятости кресел «Аэрофлот» показал худший результат — 62,1%, тогда как уровень занятости кресел у остальных компаний из первой пятерки превышает 70%.
Перевозчик уже решил избавиться от «дочек» — под угрозой банкротства оказались «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд», а грузовая компания «Аэрофлот-Карго» объявлена банкротом. Будет изменена работа многочисленных зарубежных представительств «Аэрофлота»: здесь грядет сокращение сотрудников и офисных площадей. Изменениям подвергнется и система расчетов с филиалами: до сих пор все представительства перевозчика получали фиксированную ставку оплаты вне зависимости от результатов деятельности. С сентября будет введена новая схема, предполагающая выплату процентов за увеличение объемов перевозок.
Да и сама головная компания собирается вплотную заняться оптимизацией издержек. По словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, авиаперевозчика ожидает реструктуризация и сокращение персонала. Тем не менее «Аэрофлот» не собирается экономить на парке и сокращать маршрутную сеть, не будет он привлекать пассажиров и снижением тарифов.

Почем билетик?
Впрочем, в снижении тарифов не заинтересован никто. Несмотря на падение спроса, билеты на многие направления только дорожают. Этот факт насторожил Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая на прошлой неделе объявила о проверке ценовой политики российских авиакомпаний. По словам руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, цена перелета должна снизиться, поскольку на керосин приходится около 40% стоимости билетов. Между тем этого не происходит.
Авиакомпании же утверждают, что снижаться ценам не дают другие статьи расходов, дескать, значительная доля себестоимости перевозок приходится на услуги аэропортов, а только в июле стоимость аэропортового обслуживания выросла на 10%. Указывают игроки и на рост курса европейской валюты: если в мае цены авиабилетов в евро рассчитывались по курсу 37,5 рубля, то теперь — по 45,5 рубля. В результате в середине июля перевозчики подняли тарифы на европейские направления на 3,4%.
Кроме того, не стоит забывать, что лизинговые платежи за самолеты, а также часть расходов на их техобслуживание, как правило, номинированы в долларах. Из-за девальвации рубля расходы перевозчиков и по этим статьям тоже выросли.
В авиакомпаниях считают, что самым логичным шагом была проверка специалистами ФАС среднего тарифа и себестоимости рейса, что позволит выявить демпингующие авиакомпании и тех, кто сильно завышает стоимость перевозки. Так, антимонопольщики уже обвинили «Аэрофлот» в завышении тарифов на авиаперевозки на направлении Красноярск—Норильск. Оно и неудивительно: на этом направлении компания занимает доминирующее положение, и цены на билеты (до 36 тыс. рублей) весьма высоки. Хотя предельный тариф на авиаперевозки, установленный Министерством транспорта и связи Красноярского края, по линии Красноярск—Норильск составляет 8,5 тыс. рублей. Если факт злоупотребления доминирующим положением будет доказан, то компании грозит штраф на сумму до 15% от выручки за 2007 год.

Сброситься на резервы
Конечно, государство не оставляет авиаотрасль без внимания. В конце 2008-го правительством были утверждены правила предоставления из федерального бюджета госгарантий в размере 30 млрд рублей по кредитам для авиакомпаний. Кроме того, для поддержки компаний, летающих на Дальний Восток, в 2009 году были выделены субсидии в размере 1,7 млрд рублей.
Заботится государство и о конкретных игроках: например, поддержало регионального перевозчика «КД Авиа». На его оздоровление из федерального бюджета было выделено 4 млрд рублей. Правда, при этом контрольный пакет акций компании перейдет в руки Калининградской области. Вторым акционером «КД Авиа» может стать государственный ВЭБ, намекнувший о возможности выкупа допэмиссии на 7 млрд рублей.
Ну и, наконец, в конце прошлой недели правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий помощь авиаперевозчикам при закупке импортной современной авиатехники: им будет предоставляться отсрочка по уплате таможенных платежей на срок до 6 месяцев.
Но другие инициативы властей, скорее душат отрасль, чем помогают ей выжить. Минтранс и Росавиация собираются потребовать от перевозчиков резервирования на банковских счетах четверти своей годовой выручки. Компании также будут обязаны предоставлять в Росавиацию финансовую отчетность, если не хотят лишиться сертификата эксплуатанта. Как заявил на июньском заседании коллегии Минтранса министр Игорь Левитин, авиакомпаниям придется в текущем году доказывать свою финансовую состоятельность.
Резервные фонды пойдут на компенсацию потерь пассажирам авиапредприятий-банкротов. К этому чиновников подтолкнули события 2008 года, когда компании (в первую очередь речь идет об «ЭйрЮнион») из-за финансовых проблем не могли выполнить свои обязательства. Немаловажную роль в этом решении сыграло и выделение государством госгарантий — таким образом, власти смогут контролировать использование государственных средств.
Однако новые требования вряд ли благоприятным образом скажутся на состоянии отечественного авиарынка. По словам руководителя агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, с окончанием летнего сезона отпусков выручка авиаперевозчиков резко упадет. А лишение компаний, живущих на кредитах, столь значительной части оборотных средств еще быстрее приведет их к банкротству.
Дальнейшее состояние авиарынка будет зависеть от многих факторов. «Негативным моментом является постепенное увеличение стоимости черного золота, что в перспективе увеличит издержки компаний за счет роста цен на топливо. Банкротство отдельных авиаперевозчиков приводит к еще большему росту цен на авиабилеты, которые превышают даже уровень прошлого года, когда цены на нефть были у отметки $150 за баррель», — говорит аналитик ГК «АЛОР» Анна Люканова. В перспективе рост цен на перевозки может привести к еще большему снижению спроса со стороны населения. Тогда банкротства и активизация процессов слияния и поглощения в отрасли станут неизбежны. По прогнозам экспертов, большая часть мелких региональных компаний в 2009—2010 годах, скорее всего, уйдет с рынка.

Экономить на всем
Гендиректор ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири разработал новую схему, которая позволит клиентам перевозчика совершать перелеты дешевле. Ryanair провела переговоры с американским авиастроительным концерном Boeing о создании самолета со стоячими местами для пассажиров, которые О'Лири назвал «барными табуретами» (bar stools). Для пассажиров будут предусмотрены ремни безопасности, застегивающиеся вокруг талии.
Идею О'Лири позаимствовал у китайского авиаперевозчика Spring Airlines, первого в мире решившего перевозить пассажиров стоя. За счет введения на авиарейсах стоячих мест Spring Airlines надеется увеличить вместительность лайнеров на 50%, снизив стоимость перелета на 20%. В надежде сэкономить на расходе топлива, делая самолеты легче, другие зарубежные авиакомпании уменьшают размеры ложек в столовых наборах. А некоторые перевозчики вводят более легкие тележки для развоза питания или отказываются от журналов для пассажиров, помещая беспошлинные каталоги на телеэкраны, расположенные на задней спинке кресла.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль