10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПОЛЮБИТЬ БОГАТОГО..."

Архивная публикация 2010 года: "ПОЛЮБИТЬ БОГАТОГО..."

Во всем мире люди склонны доверять бизнесу, и только в России доверие населения к предпринимательской братии снижается. Недавно международная коммуникационная компания Edelman опубликовала результаты своего ежегодного исследования о доверии к бизнесу в мире. Выяснилось, что, несмотря на кризис, 71% американцев, к примеру, доверяют транснациональным компаниям, а 60% жителей трех стран-членов БРИК (Бразилия, Индия, Китай) готовы вновь вкладывать средства в развитие бизнеса. И только четвертый член БРИК, Россия, удивил мир: у нас на 10 процентных пунктов упало доверие к предпринимательской братии. Впрочем, ничего неожиданного не произошло: в нашем отечестве традиционно не жалуют протестантское стремление к богатству и процветанию, и в ХXI веке для многих россиян мечтатель Обломов по-прежнему милее и понятнее прагматика Штольца. По данным ВЦИОМа, 45% опрошенных россиян убеждены, что российские бизнесмены обзавелись капиталами путем махинаций, 10% респондентов считают - с помощью взяток, и лишь 7% опрошенных отдают дань личным способностям. Телекритики отмечают любопытную вещь: даже у продюсеров, снимающих криминальные сериалы на деньги состоятельных спонсоров, нет к ним симпатии, не зря все воротилы бизнеса у них получаются отпетыми негодяями.
Похоже, наши магнаты сформулировали устраивающее их объяснение такого отношения. Когда я спросила одного из самых известных российских миллиардеров, почему, по его мнению, у нас не любят богатых, он уверенно ответил: "Любой владелец крупного капитала рождает у обывателя комплекс неполноценности - он смог, а я нет, значит, я - неудачник…". Получается, бессмысленно вступать в диалог с народом: все равно не поймут и не полюбят.
Тем не менее в атмосфере подозрительности и враждебности со стороны окружающих жить, наверное, не очень уютно. И такая партизанская жизнь бизнесменов в собственной стране вряд ли способствует ее процветанию, ведь от них во многом зависит подъем экономики, уровень социального развития, репутация страны, наконец.
Независимые эксперты не раз говорили, что жизненно необходимым качеством лидера бизне-са в современной России является коммуникативность, то есть умение слышать других, обсуждать проблемы, согласовывать интересы. И пока наши капиталисты не научатся вступать в диалог с обществом, существенных экономических достижений не добиться.
Справедливость этого ут-верждения подкрепляется и тем, что эксперты считают российские активы по-прежнему недооцененными по сравнению с аналогами компаний развитых стран. Западные инвесторы ссылаются в том числе на закрытость и непрозрачность российского бизнеса, на его неоднозначную репутацию. Актуальность формирования положительного образа очевидна, но кто займется решением этой проблемы, если не само бизнес-сообщество?
Недавно бурно обсуждалось заявление одного из лидеров российского бизнеса, Владимира Потанина, не передавать свое состояние по наследству. "Мой капитал должен работать на благо общества и продолжать служить достижению общественно важных целей", - заявил миллиардер Financial Тimes. Позволят ли такие поступки наших капиталистов завоевать уважение соотечественников, судить трудно. Во всяком случае до сих пор подобные шаги не производили впечатления. Так, мало кто заметил, когда Дмитрий Зимин, один из основателей "ВымпелКома", передал свое личное состояние в созданный им же благотворительный фонд.
Может быть, если таких примеров станет больше, они и сыграют свою роль. Однако многие не слышали даже термина "корпоративная социальная ответственность" (КСО). Недавно довелось вести занятия по программе МВА в одном из ведущих вузов страны. Среди нескольких десятков молодых топ-менеджеров и собственников не нашлось никого, кто смог бы ответить на вопрос, что это такое. В то время как во всем мире КСО - это мощный инструмент укрепления авторитета в обществе, который затем успешно конвертируется в стоимость активов. В результате забота не только о собственном благе, но и о благе общества приносит помимо уважения сограждан вполне ощутимую материальную выгоду.

Во всем мире люди склонны доверять бизнесу, и только в России доверие населения к предпринимательской братии снижается. Недавно международная коммуникационная компания Edelman опубликовала результаты своего ежегодного исследования о доверии к бизнесу в мире. Выяснилось, что, несмотря на кризис, 71% американцев, к примеру, доверяют транснациональным компаниям, а 60% жителей трех стран-членов БРИК (Бразилия, Индия, Китай) готовы вновь вкладывать средства в развитие бизнеса. И только четвертый член БРИК, Россия, удивил мир: у нас на 10 процентных пунктов упало доверие к предпринимательской братии. Впрочем, ничего неожиданного не произошло: в нашем отечестве традиционно не жалуют протестантское стремление к богатству и процветанию, и в ХXI веке для многих россиян мечтатель Обломов по-прежнему милее и понятнее прагматика Штольца. По данным ВЦИОМа, 45% опрошенных россиян убеждены, что российские бизнесмены обзавелись капиталами путем махинаций, 10% респондентов считают - с помощью взяток, и лишь 7% опрошенных отдают дань личным способностям. Телекритики отмечают любопытную вещь: даже у продюсеров, снимающих криминальные сериалы на деньги состоятельных спонсоров, нет к ним симпатии, не зря все воротилы бизнеса у них получаются отпетыми негодяями.
Похоже, наши магнаты сформулировали устраивающее их объяснение такого отношения. Когда я спросила одного из самых известных российских миллиардеров, почему, по его мнению, у нас не любят богатых, он уверенно ответил: "Любой владелец крупного капитала рождает у обывателя комплекс неполноценности - он смог, а я нет, значит, я - неудачник…". Получается, бессмысленно вступать в диалог с народом: все равно не поймут и не полюбят.
Тем не менее в атмосфере подозрительности и враждебности со стороны окружающих жить, наверное, не очень уютно. И такая партизанская жизнь бизнесменов в собственной стране вряд ли способствует ее процветанию, ведь от них во многом зависит подъем экономики, уровень социального развития, репутация страны, наконец.
Независимые эксперты не раз говорили, что жизненно необходимым качеством лидера бизне-са в современной России является коммуникативность, то есть умение слышать других, обсуждать проблемы, согласовывать интересы. И пока наши капиталисты не научатся вступать в диалог с обществом, существенных экономических достижений не добиться.
Справедливость этого ут-верждения подкрепляется и тем, что эксперты считают российские активы по-прежнему недооцененными по сравнению с аналогами компаний развитых стран. Западные инвесторы ссылаются в том числе на закрытость и непрозрачность российского бизнеса, на его неоднозначную репутацию. Актуальность формирования положительного образа очевидна, но кто займется решением этой проблемы, если не само бизнес-сообщество?
Недавно бурно обсуждалось заявление одного из лидеров российского бизнеса, Владимира Потанина, не передавать свое состояние по наследству. "Мой капитал должен работать на благо общества и продолжать служить достижению общественно важных целей", - заявил миллиардер Financial Тimes. Позволят ли такие поступки наших капиталистов завоевать уважение соотечественников, судить трудно. Во всяком случае до сих пор подобные шаги не производили впечатления. Так, мало кто заметил, когда Дмитрий Зимин, один из основателей "ВымпелКома", передал свое личное состояние в созданный им же благотворительный фонд.
Может быть, если таких примеров станет больше, они и сыграют свою роль. Однако многие не слышали даже термина "корпоративная социальная ответственность" (КСО). Недавно довелось вести занятия по программе МВА в одном из ведущих вузов страны. Среди нескольких десятков молодых топ-менеджеров и собственников не нашлось никого, кто смог бы ответить на вопрос, что это такое. В то время как во всем мире КСО - это мощный инструмент укрепления авторитета в обществе, который затем успешно конвертируется в стоимость активов. В результате забота не только о собственном благе, но и о благе общества приносит помимо уважения сограждан вполне ощутимую материальную выгоду.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».