4 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Пугливые жадины"

Архивная публикация 2003 года: "Пугливые жадины"

Главная отличительная черта российского вкладчика -- страх. Причем настолько сильный, что берет вверх даже над жадностью. К таким неутешительным выводам пришли в результате недавно проведенного опроса специалисты американской исследовательской компании IRG.Как проводилось исследование

В ходе исследования, цель которого -- выяснение развитости розничного банковского бизнеса в России, американской исследовательской компанией IRG было опрошено 400 респондентов (200 мужчин и 200 женщин) в возрасте от 22 до 55 лет.
В число респондентов попали лишь те, кто имеет возможность сберегать не менее $200 в месяц и располагает собственным счетом в банке. Более 60% опрошенных женаты или живут в гражданском браке. Свыше половины имеют высшее образование. Состав опрошенных с точки зрения доходов отражен в диаграмме N3.
Критерии, определяющие работу банков (надежность, качество обслуживания и т.д.), респонденты оценивали по пятибалльной шкале.
Как за каменной стеной

Главный вывод, к которому пришли американские исследователи, изучив особенности клиентов российских банков, состоит в том, что при выборе того или иного банка основной фактор обусловлен страхом перед возможностью потерять вложенные деньги. Именно поэтому надежность -- первое, на что обращает внимание россиянин при выборе структуры, которой он намерен доверить свои сбережения (важность критерия надежности опрошенные оценили в 4,77 балла -- выше, чем любой другой).
Абсолютное большинство опрошенных самым надежным считают Сбербанк -- ему доверяют 64,8% респондентов. На втором месте с большим отрывом от лидера стоит Альфа-банка -- его назвали надежным 5,5% респондентов. За Гута-банк отдали свои голоса 1,8% опрошенных, за Банк Москвы -- 1,3%.
Память о кризисе августа-98 так велика, что за высокую надежность банка (вернее, собственную уверенность в надежности) клиенты готовы смириться с невысоким качеством обслуживания, недостаточной квалификацией сотрудников и даже низкими процентными ставками.
Опрос показал, что лидер по надежности -- Сбербанк -- числится в аутсайдерах по многим другим показателям (см. таблицу). Так, например, работу сотрудников Сбербанка респонденты оценили в 3,9 балла (по пятибалльной шкале). В коммерческих банках обслуживание не в пример лучше --- клиенты поставили им в среднем от 4 до 4,5 балла.
Интересно все же, что более 70% клиентов "Сбера" мирятся с такой ситуацией. Возможно, это объясняется тем, что подавляющее большинство клиентов Сбербанка люди консервативные -- примерно 85% из них старше 50 лет. Клиенты коммерческих банков моложе и богаче вкладчиков "Сбера" -- большинство из них в возрасте 22--39 лет.
Считая надежность банка главным условием сохранности сбережения, сами вкладчики никак не диверсифицируют свои риски. Как показал опрос, три четверти респондентов хранят деньги в одном банке. Лишь 25% опрошенных имеют счета в разных банках, чтобы снизить риск потери вложений.
Без изысков

Отдельная часть исследования была посвящена прояснению степени продвинутости клиентов российских банков в деле освоения банковских услуг. Выводы, сделанные путем опроса, для наших банков неутешительные -- российский клиент чересчур традиционен и неприхотлив.
Клиенты банков, принявшие участие в исследовании, выделили четыре самые распространенные на их взгляд, услуги: счета до востребования, срочные вклады, осуществление коммунальных платежей и обслуживание пластиковых карт.
Все эти услуги (за исключением "пластика") существовали еще в советские времена. Так что прогресса в "банковской сознательности" у наших соотечественников не наблюдается: в успехе пластиковых карт "виноваты" зарплатные проекты.
Всеми прочими многочисленными банковскими услугами, как показало исследование, более-менее регулярно пользуется незначительная часть клиентов.
К примеру, возможность удаленного управления банковским счетом через Интернет или по телефону интересна и актуальна лишь для 4--5% от всех опрошенных. Это преимущественно мужчины 22--35 лет. Эта же категория клиентов имеет склонность и к другой Интернет-услуге -- Интернет-трейдингу (торговля ценными бумагами).
Примерно такая же ситуация с другими дополнительными услугами (дисконтные карты, консультации сотрудников банка, страхование выезжающих за рубеж и т.д.) -- ими пользуются в среднем не более 5% опрошенных. Более того, свыше половины респондентов считают, что развитие такого сервиса -- дело зряшное, а главное внимание банки должны сосредоточивать на повышении качества предоставления основных услуг.
Таков портрет среднестатистического клиента российского банка глазами американцев.

Ежемесячный доход респондентов

Главная отличительная черта российского вкладчика -- страх. Причем настолько сильный, что берет вверх даже над жадностью. К таким неутешительным выводам пришли в результате недавно проведенного опроса специалисты американской исследовательской компании IRG.Как проводилось исследование


В ходе исследования, цель которого -- выяснение развитости розничного банковского бизнеса в России, американской исследовательской компанией IRG было опрошено 400 респондентов (200 мужчин и 200 женщин) в возрасте от 22 до 55 лет.

В число респондентов попали лишь те, кто имеет возможность сберегать не менее $200 в месяц и располагает собственным счетом в банке. Более 60% опрошенных женаты или живут в гражданском браке. Свыше половины имеют высшее образование. Состав опрошенных с точки зрения доходов отражен в диаграмме N3.

Критерии, определяющие работу банков (надежность, качество обслуживания и т.д.), респонденты оценивали по пятибалльной шкале.

Как за каменной стеной


Главный вывод, к которому пришли американские исследователи, изучив особенности клиентов российских банков, состоит в том, что при выборе того или иного банка основной фактор обусловлен страхом перед возможностью потерять вложенные деньги. Именно поэтому надежность -- первое, на что обращает внимание россиянин при выборе структуры, которой он намерен доверить свои сбережения (важность критерия надежности опрошенные оценили в 4,77 балла -- выше, чем любой другой).

Абсолютное большинство опрошенных самым надежным считают Сбербанк -- ему доверяют 64,8% респондентов. На втором месте с большим отрывом от лидера стоит Альфа-банка -- его назвали надежным 5,5% респондентов. За Гута-банк отдали свои голоса 1,8% опрошенных, за Банк Москвы -- 1,3%.

Память о кризисе августа-98 так велика, что за высокую надежность банка (вернее, собственную уверенность в надежности) клиенты готовы смириться с невысоким качеством обслуживания, недостаточной квалификацией сотрудников и даже низкими процентными ставками.

Опрос показал, что лидер по надежности -- Сбербанк -- числится в аутсайдерах по многим другим показателям (см. таблицу). Так, например, работу сотрудников Сбербанка респонденты оценили в 3,9 балла (по пятибалльной шкале). В коммерческих банках обслуживание не в пример лучше --- клиенты поставили им в среднем от 4 до 4,5 балла.

Интересно все же, что более 70% клиентов "Сбера" мирятся с такой ситуацией. Возможно, это объясняется тем, что подавляющее большинство клиентов Сбербанка люди консервативные -- примерно 85% из них старше 50 лет. Клиенты коммерческих банков моложе и богаче вкладчиков "Сбера" -- большинство из них в возрасте 22--39 лет.

Считая надежность банка главным условием сохранности сбережения, сами вкладчики никак не диверсифицируют свои риски. Как показал опрос, три четверти респондентов хранят деньги в одном банке. Лишь 25% опрошенных имеют счета в разных банках, чтобы снизить риск потери вложений.

Без изысков


Отдельная часть исследования была посвящена прояснению степени продвинутости клиентов российских банков в деле освоения банковских услуг. Выводы, сделанные путем опроса, для наших банков неутешительные -- российский клиент чересчур традиционен и неприхотлив.

Клиенты банков, принявшие участие в исследовании, выделили четыре самые распространенные на их взгляд, услуги: счета до востребования, срочные вклады, осуществление коммунальных платежей и обслуживание пластиковых карт.

Все эти услуги (за исключением "пластика") существовали еще в советские времена. Так что прогресса в "банковской сознательности" у наших соотечественников не наблюдается: в успехе пластиковых карт "виноваты" зарплатные проекты.

Всеми прочими многочисленными банковскими услугами, как показало исследование, более-менее регулярно пользуется незначительная часть клиентов.

К примеру, возможность удаленного управления банковским счетом через Интернет или по телефону интересна и актуальна лишь для 4--5% от всех опрошенных. Это преимущественно мужчины 22--35 лет. Эта же категория клиентов имеет склонность и к другой Интернет-услуге -- Интернет-трейдингу (торговля ценными бумагами).

Примерно такая же ситуация с другими дополнительными услугами (дисконтные карты, консультации сотрудников банка, страхование выезжающих за рубеж и т.д.) -- ими пользуются в среднем не более 5% опрошенных. Более того, свыше половины респондентов считают, что развитие такого сервиса -- дело зряшное, а главное внимание банки должны сосредоточивать на повышении качества предоставления основных услуг.

Таков портрет среднестатистического клиента российского банка глазами американцев.


Ежемесячный доход респондентов

Доход ($)Респонденты (%)

Менее 1005

100--30045

300--50024

500--70010

700--10006

1000--15002

1500--20001

Более 20001

Доля доходов, затрачиваемых респондентами на питание

Доход (%)Респонденты (%)

Менее 102

10--2524

26--5038

50--7522

Более 756

Какие банки считаются наиболее надежными?

БанкДоля (% от опрошенных)

Сбербанк64,8

Альфа-банк5,5

Гута-банк1,8

Банк Москвы1,3

Московский кредитный банк1,3

Автобанк1

МДМ-банк1

Другие24,4

Чем нравятся банки их клиентам?*

~0102~Признак~0401~Оценка

СбербанкАльфа-банкБанк МосквыГута-банк

Расположение отделений4,524,234,44,71

Надежность4,124,184,24,43

Вежливость персонала4,084,184,84,43

Спектр предлагаемых услуг3,944,364,64,43

Качество консультаций специалистов3,934,314,44,29

Тарифы на обслуживание3,853,963,24,14

Расположение банкоматов3,643,553,24,43

Скорость обслуживания3,644,144,04,29

Персональный подход к клиенту3,333,683,44,29

Процентные ставки по вкладам3,053,413,23,86

Общий уровень удовлетворенности работой3,924,184,04,57

* Критерии оценивались по 5-тибалльной шкале, где 1 означает "совершенно не важно", 5 -- "исключительно важно".


Данные предоставлены компанией "IRG".

ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».