Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Развесистая klukva"

Российское общество становится все более понятным западным маркетологам. И более привлекательным: у нас в стране уже четко выделяется ряд социальных групп, ориентированных на западные стандарты потребления. Правда, дело портят не посещающие фитнес-клубы «сельские обыватели» (Rural Survivors), а заодно и «депрессивные интеллигенты» (depressed intelligentsia), тратящие свободное время на пошив карнавальных шляп.Приходу чужаков на любой новый рынок предшествуют его, этого рынка, исследования. И Россия здесь не исключение. Поэтому интересно узнать, каким предстает наше общество с точки зрения потенциального продавца—завоевателя рынка.
Из наиболее масштабных примеров такого рода исследований стоит выделить недавно опубликованный американской компанией IRG доклад «Россия: взгляд изнутри — II» (первое исследование проводилось в 1997 году).
Целью исследования было выявление в российском обществе различных по образу жизни, по видению собственных перспектив и по типу потребления социальных групп. В ходе подготовки доклада опросили 5 тысяч россиян в столице и регионах.
Респондентов опрашивали по стандартной анкете, содержащей вопросы об их возрасте, ежемесячных доходах и расходах, потребительских предпочтениях, способах проведения свободного времени, а также о карьерных устремлениях.
Главное выявленное с момента прошлого опроса изменение — повышение социальной мобильности россиян, точнее, сплочение наиболее активных частей населения в четко потребительски и по образу жизни структурированные группы. Этих групп, с точки зрения американских исследователей, семь: «птицы высокого полета», «молодые львы», «сельские обыватели», «депрессивная интеллигенция», «оптимистичные трудяги», «консервативные пары» и «голодные студенты».
С точки зрения потенциального покорителя рынка из США (которому это исследование и предназначено) перечисленные группы выстраиваются в следующем порядке.
К первой, самой неперспективной группе относятся так называемые «сельские обыватели» (34% опрошенных). Аналитики IRG относят к этой категории сельских жителей среднего и старшего возраста, живущих «с подсобного хозяйства». По мнению исследователей, отличительными чертами этой группы является пристрастие к картофелю (его «сельские обыватели» едят 3—4 раза в неделю, а то и чаще) и нелюбовь к спортивным занятиям. «Селяне» при этом почти поголовно не курят, не посещают театры, концерты, клубы и супермаркеты.
Во вторую, тоже малопривлекательную для продавца, но все же не совсем безнадежную группу вошли так называемые «консервативные семейные пары» (13% опрошенных) и «депрессивная интеллигенция» (29%).
«Консервативные пары» значительную часть своих доходов получают с дачных участков, на которых они, собственно, и проводят большую часть досуга. Эти заботы не оставляют свободного времени для размышлений о политике, экономике страны и прочих отвлеченных вещах. Главный девиз: все так жили, и мы проживем. Однако, в отличие от «сельских обывателей», сегодня такие люди готовы к умеренному потреблению недорогих новинок — прежде всего, из области бытовой техники.
Типичный представитель «депрессивной интеллигенции» — апатичный и инфантильный человек, абсолютно неуверенный в собственных силах. В то же время «интеллигенты» гордятся своими умениями и хобби («игрой на гитаре или шитьем карнавальных шляп» — это дословная цитата из отчета). Они настолько уверены в своей слабости и неприспособленности к жизни, что уверяют в этом и других: им чужды все новинки техники, их не интересуют материальные блага.
В противовес предыдущим группам существует малая толика людей — настоящих потребителей всего нового, настроенных на карьеру. Такие люди с оптимизмом смотрят в будущее и готовы обеспечить его себе сами. Как правило, они ориентированы на европейские и американские стандарты. Это «молодые львы» (2% опрошенных), «птицы высокого полета» (2%) и «оптимистичные трудяги» (9%).
Две первые группы из этого списка являются фактически единым целым. «Молодые львы», по сути дела, — инкубатор для «птиц высокого полета». Различие между ними возрастное. Интересы первых — экстремальные виды спорта и просмотр развлекательных программ. Вторые предпочитают посещать концерты, театры и кино.
«Оптимистичные трудяги» в этом списке представляют собой нечто похожее на средний класс. Это управленцы среднего звена и рабочие высокой квалификации со средним уровнем дохода. К ним имеет все шансы вскоре присоединиться и группа «голодных студентов», «голодных» — в смысле жадных до развлечений, работы и т.п. (11%). Будущее, по мнению американских исследователей, за этими группами.
Таков обобщенный портрет российского общества глазами американских ученых.

Структура российского общества (Согласно исследованиям американской компании IRG за 2002 год*)

Название группыВозрастСреднемесячный доходОбразованиеЖильеГде совершают покупкиДосуг
Rural Survivors («Сельские обыватели»)Старше 35Ниже $100У 85% среднее, средне-специальное26% живут в собственных домах, 30% — в домах без канализации, 50% — без телефона65% говорят, что их возможность покупать одежду и обувь уменьшилась по сравнению с прошлым годом84% никогда не посещают театры, клубы или концерты
Conservative Couples («Консервативные пары»)25—54$100—700У 41% высшее38% имеют собственные дачи69% не посещают супермаркеты82% не посещают театры, клубы или концерты, 64% не занимаются спортом
Depressed Intelligentsia («Депрессивная интеллигенция»)После 30менее $250Высшее36% — в неприватизированных квартирах44% никогда не ходят за покупками в супермаркет, 21% купили что-либо из электроники более 5 лет назад45% посещают театры и концертные залы, 10% проводят все свое свободное время за чтением
Optimistic Hard-Workers («Оптимистичные трудяги»)Моложе 44$250—700У 56% высшее, у 41% специальноеКвартиры на окраинах либо съемныеПользуются супермаркетом реже раза в неделю72% занимаются спортом, 21% пользуется Интернетом каждый день, 13,3% ездят за границу более трех раз в год
High Fliers («Птицы высокого полета»)25—54Наивысший доход среди всех группВысшееКвартира в центре, 40% имеют собственные загородные дома55% закупают товары в супермаркетах более чем раз в неделю20% проводят отпуск в Европе, выходные часто посвящают рыбалке и охоте
Yong Lions («Молодые львы»)Моложе 24$500ВысшееСъемные квартиры или живут с родителями34% покупают продукты в супермаркетах чаще двух раз в месяц, заказывают товары через Интернет49% посещают спортивные клубы, активно пользуются Интернетом
Hungry Students («Голодные студенты»)16—24Большинство не имеют собственного доходаВысшее, средне-специальное, незаконченное высшееЖивут с родителямиПокупают товары в супермаркетах два раза в месяц и чащеЧтение «легкой» литературы, редко путешествуют, больше по России и СНГ

Россияне все больше пьют кофе. В нынешнем году ожидается рост потребления этого напитка не менее чем на 10% — до 28,2 тыс. тонн. Таков прогноз Международной организации производителей кофе (International Coffee Organization, ICO).
На сегодня россияне потребляют около 1 кг кофе в год (учитывается как растворимый кофе, так и в зернах). Это довольно мало по сравнению с европейскими странами (в Финляндии, например, 11 кг в год).
Однако если смотреть не по душевым, а по валовым показателям, то, по оценке ICO, Россия занимает четвертое место в мире по потреблению растворимого кофе — на его долю, кстати, приходится 86—88% всего объема потребления напитка в стране.
Бесспорное лидерство на этом рынке принадлежит компании Nestle с торговой маркой Nescafe, доля которой на российском рынке составляет более 40%.
Понятно, что весь потребляемый в нашей стране кофе — импортный. У нас производится только переработка и расфасовка. Основные поставщики сырья на российский рынок — Бразилия, Индия, Колумбия, Германия, Нидерланды и Финляндия. В прошлом году общий объем российского импорта кофе составил в стоимостном выражении $34,4 млн. Что практически равно затратам на все виды рекламы напитка — по данным агентства ProMedia, на это в 2002 году было потрачено $33 млн.

Объем российского рынка кофе (тыс. тонн)*

199524,7
199624,4
199726,9
199823,8
199922,1
200021,0
200122
200225,6
2003**28,2

* По данным ГТК РФ.

** Прогноз.

Отечественные металлургические предприятия становятся все более инвестиционно привлекательными. В 2002 году в металлургический комплекс России иностранцами было вложено $2,47 млрд. (в цветную металлургию— $1,18 млрд., в черную— $ 1,29 млрд.), что в 1,6 раза больше показателей 2001 года. Такие данные приводит Госкомстат РФ.
По мнению специалистов Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании «БДО ЮниконРуф», увеличение объема иностранных инвестиций связано с растущей привлекательностью предприятий комплекса (на данный момент уже 55% предприятий провели полную модернизацию) и стабилизацией экономики России.
Основные иностранные инвестиции в наш металлургический комплекс пришли из Швейцарии — $667 млн. или 27% от общего объема.
Впрочем, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных поступлений в российскую металлургию составила лишь 3,4%. Остальные средства были получены в виде займов и кредитов. При этом, по оценкам ЦМЭИ, около 90% от общего объема иностранных вложений — это на самом деле деньги россиян, возвращенные в страну.

Объем государственных инвестиций в черную металлургию ($ млрд.)*

19961,1
19971,0
19981,0
19990,9
20000,8
20010,7
20020,8

* По данным ГТК РФ.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

Объем государственных инвестиций в цветную металлургию ($ млрд.)*

19961,2
19971,1
19980,9
19990,7
20000,6
20010,8
20020,8

* По данным ГТК РФ.

** Прогноз.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА, СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА, АННА ОГОНЬКОВА.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK