25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Развесистая klukva"

Архивная публикация 2003 года: "Развесистая klukva"

Российское общество становится все более понятным западным маркетологам. И более привлекательным: у нас в стране уже четко выделяется ряд социальных групп, ориентированных на западные стандарты потребления. Правда, дело портят не посещающие фитнес-клубы "сельские обыватели" (Rural Survivors), а заодно и "депрессивные интеллигенты" (depressed intelligentsia), тратящие свободное время на пошив карнавальных шляп.Приходу чужаков на любой новый рынок предшествуют его, этого рынка, исследования. И Россия здесь не исключение. Поэтому интересно узнать, каким предстает наше общество с точки зрения потенциального продавца--завоевателя рынка.
Из наиболее масштабных примеров такого рода исследований стоит выделить недавно опубликованный американской компанией IRG доклад "Россия: взгляд изнутри -- II" (первое исследование проводилось в 1997 году).
Целью исследования было выявление в российском обществе различных по образу жизни, по видению собственных перспектив и по типу потребления социальных групп. В ходе подготовки доклада опросили 5 тысяч россиян в столице и регионах.
Респондентов опрашивали по стандартной анкете, содержащей вопросы об их возрасте, ежемесячных доходах и расходах, потребительских предпочтениях, способах проведения свободного времени, а также о карьерных устремлениях.
Главное выявленное с момента прошлого опроса изменение -- повышение социальной мобильности россиян, точнее, сплочение наиболее активных частей населения в четко потребительски и по образу жизни структурированные группы. Этих групп, с точки зрения американских исследователей, семь: "птицы высокого полета", "молодые львы", "сельские обыватели", "депрессивная интеллигенция", "оптимистичные трудяги", "консервативные пары" и "голодные студенты".
С точки зрения потенциального покорителя рынка из США (которому это исследование и предназначено) перечисленные группы выстраиваются в следующем порядке.
К первой, самой неперспективной группе относятся так называемые "сельские обыватели" (34% опрошенных). Аналитики IRG относят к этой категории сельских жителей среднего и старшего возраста, живущих "с подсобного хозяйства". По мнению исследователей, отличительными чертами этой группы является пристрастие к картофелю (его "сельские обыватели" едят 3--4 раза в неделю, а то и чаще) и нелюбовь к спортивным занятиям. "Селяне" при этом почти поголовно не курят, не посещают театры, концерты, клубы и супермаркеты.
Во вторую, тоже малопривлекательную для продавца, но все же не совсем безнадежную группу вошли так называемые "консервативные семейные пары" (13% опрошенных) и "депрессивная интеллигенция" (29%).
"Консервативные пары" значительную часть своих доходов получают с дачных участков, на которых они, собственно, и проводят большую часть досуга. Эти заботы не оставляют свободного времени для размышлений о политике, экономике страны и прочих отвлеченных вещах. Главный девиз: все так жили, и мы проживем. Однако, в отличие от "сельских обывателей", сегодня такие люди готовы к умеренному потреблению недорогих новинок -- прежде всего, из области бытовой техники.
Типичный представитель "депрессивной интеллигенции" -- апатичный и инфантильный человек, абсолютно неуверенный в собственных силах. В то же время "интеллигенты" гордятся своими умениями и хобби ("игрой на гитаре или шитьем карнавальных шляп" -- это дословная цитата из отчета). Они настолько уверены в своей слабости и неприспособленности к жизни, что уверяют в этом и других: им чужды все новинки техники, их не интересуют материальные блага.
В противовес предыдущим группам существует малая толика людей -- настоящих потребителей всего нового, настроенных на карьеру. Такие люди с оптимизмом смотрят в будущее и готовы обеспечить его себе сами. Как правило, они ориентированы на европейские и американские стандарты. Это "молодые львы" (2% опрошенных), "птицы высокого полета" (2%) и "оптимистичные трудяги" (9%).
Две первые группы из этого списка являются фактически единым целым. "Молодые львы", по сути дела, -- инкубатор для "птиц высокого полета". Различие между ними возрастное. Интересы первых -- экстремальные виды спорта и просмотр развлекательных программ. Вторые предпочитают посещать концерты, театры и кино.
"Оптимистичные трудяги" в этом списке представляют собой нечто похожее на средний класс. Это управленцы среднего звена и рабочие высокой квалификации со средним уровнем дохода. К ним имеет все шансы вскоре присоединиться и группа "голодных студентов", "голодных" -- в смысле жадных до развлечений, работы и т.п. (11%). Будущее, по мнению американских исследователей, за этими группами.
Таков обобщенный портрет российского общества глазами американских ученых.

Структура российского общества (Согласно исследованиям американской компании IRG за 2002 год*)

Российское общество становится все более понятным западным маркетологам. И более привлекательным: у нас в стране уже четко выделяется ряд социальных групп, ориентированных на западные стандарты потребления. Правда, дело портят не посещающие фитнес-клубы "сельские обыватели" (Rural Survivors), а заодно и "депрессивные интеллигенты" (depressed intelligentsia), тратящие свободное время на пошив карнавальных шляп.Приходу чужаков на любой новый рынок предшествуют его, этого рынка, исследования. И Россия здесь не исключение. Поэтому интересно узнать, каким предстает наше общество с точки зрения потенциального продавца--завоевателя рынка.

Из наиболее масштабных примеров такого рода исследований стоит выделить недавно опубликованный американской компанией IRG доклад "Россия: взгляд изнутри -- II" (первое исследование проводилось в 1997 году).

Целью исследования было выявление в российском обществе различных по образу жизни, по видению собственных перспектив и по типу потребления социальных групп. В ходе подготовки доклада опросили 5 тысяч россиян в столице и регионах.

Респондентов опрашивали по стандартной анкете, содержащей вопросы об их возрасте, ежемесячных доходах и расходах, потребительских предпочтениях, способах проведения свободного времени, а также о карьерных устремлениях.

Главное выявленное с момента прошлого опроса изменение -- повышение социальной мобильности россиян, точнее, сплочение наиболее активных частей населения в четко потребительски и по образу жизни структурированные группы. Этих групп, с точки зрения американских исследователей, семь: "птицы высокого полета", "молодые львы", "сельские обыватели", "депрессивная интеллигенция", "оптимистичные трудяги", "консервативные пары" и "голодные студенты".

С точки зрения потенциального покорителя рынка из США (которому это исследование и предназначено) перечисленные группы выстраиваются в следующем порядке.

К первой, самой неперспективной группе относятся так называемые "сельские обыватели" (34% опрошенных). Аналитики IRG относят к этой категории сельских жителей среднего и старшего возраста, живущих "с подсобного хозяйства". По мнению исследователей, отличительными чертами этой группы является пристрастие к картофелю (его "сельские обыватели" едят 3--4 раза в неделю, а то и чаще) и нелюбовь к спортивным занятиям. "Селяне" при этом почти поголовно не курят, не посещают театры, концерты, клубы и супермаркеты.

Во вторую, тоже малопривлекательную для продавца, но все же не совсем безнадежную группу вошли так называемые "консервативные семейные пары" (13% опрошенных) и "депрессивная интеллигенция" (29%).

"Консервативные пары" значительную часть своих доходов получают с дачных участков, на которых они, собственно, и проводят большую часть досуга. Эти заботы не оставляют свободного времени для размышлений о политике, экономике страны и прочих отвлеченных вещах. Главный девиз: все так жили, и мы проживем. Однако, в отличие от "сельских обывателей", сегодня такие люди готовы к умеренному потреблению недорогих новинок -- прежде всего, из области бытовой техники.

Типичный представитель "депрессивной интеллигенции" -- апатичный и инфантильный человек, абсолютно неуверенный в собственных силах. В то же время "интеллигенты" гордятся своими умениями и хобби ("игрой на гитаре или шитьем карнавальных шляп" -- это дословная цитата из отчета). Они настолько уверены в своей слабости и неприспособленности к жизни, что уверяют в этом и других: им чужды все новинки техники, их не интересуют материальные блага.

В противовес предыдущим группам существует малая толика людей -- настоящих потребителей всего нового, настроенных на карьеру. Такие люди с оптимизмом смотрят в будущее и готовы обеспечить его себе сами. Как правило, они ориентированы на европейские и американские стандарты. Это "молодые львы" (2% опрошенных), "птицы высокого полета" (2%) и "оптимистичные трудяги" (9%).

Две первые группы из этого списка являются фактически единым целым. "Молодые львы", по сути дела, -- инкубатор для "птиц высокого полета". Различие между ними возрастное. Интересы первых -- экстремальные виды спорта и просмотр развлекательных программ. Вторые предпочитают посещать концерты, театры и кино.

"Оптимистичные трудяги" в этом списке представляют собой нечто похожее на средний класс. Это управленцы среднего звена и рабочие высокой квалификации со средним уровнем дохода. К ним имеет все шансы вскоре присоединиться и группа "голодных студентов", "голодных" -- в смысле жадных до развлечений, работы и т.п. (11%). Будущее, по мнению американских исследователей, за этими группами.

Таков обобщенный портрет российского общества глазами американских ученых.


Структура российского общества (Согласно исследованиям американской компании IRG за 2002 год*)

Название группыВозрастСреднемесячный доходОбразованиеЖильеГде совершают покупкиДосуг

Rural Survivors ("Сельские обыватели")Старше 35Ниже $100У 85% среднее, средне-специальное26% живут в собственных домах, 30% -- в домах без канализации, 50% -- без телефона65% говорят, что их возможность покупать одежду и обувь уменьшилась по сравнению с прошлым годом84% никогда не посещают театры, клубы или концерты

Conservative Couples ("Консервативные пары")25--54$100--700У 41% высшее38% имеют собственные дачи69% не посещают супермаркеты82% не посещают театры, клубы или концерты, 64% не занимаются спортом

Depressed Intelligentsia ("Депрессивная интеллигенция")После 30менее $250Высшее36% -- в неприватизированных квартирах44% никогда не ходят за покупками в супермаркет, 21% купили что-либо из электроники более 5 лет назад45% посещают театры и концертные залы, 10% проводят все свое свободное время за чтением

Optimistic Hard-Workers ("Оптимистичные трудяги")Моложе 44$250--700У 56% высшее, у 41% специальноеКвартиры на окраинах либо съемныеПользуются супермаркетом реже раза в неделю72% занимаются спортом, 21% пользуется Интернетом каждый день, 13,3% ездят за границу более трех раз в год

High Fliers ("Птицы высокого полета")25--54Наивысший доход среди всех группВысшееКвартира в центре, 40% имеют собственные загородные дома55% закупают товары в супермаркетах более чем раз в неделю20% проводят отпуск в Европе, выходные часто посвящают рыбалке и охоте

Yong Lions ("Молодые львы")Моложе 24$500ВысшееСъемные квартиры или живут с родителями34% покупают продукты в супермаркетах чаще двух раз в месяц, заказывают товары через Интернет49% посещают спортивные клубы, активно пользуются Интернетом

Hungry Students ("Голодные студенты")16--24Большинство не имеют собственного доходаВысшее, средне-специальное, незаконченное высшееЖивут с родителямиПокупают товары в супермаркетах два раза в месяц и чащеЧтение "легкой" литературы, редко путешествуют, больше по России и СНГ

Россияне все больше пьют кофе. В нынешнем году ожидается рост потребления этого напитка не менее чем на 10% -- до 28,2 тыс. тонн. Таков прогноз Международной организации производителей кофе (International Coffee Organization, ICO).

На сегодня россияне потребляют около 1 кг кофе в год (учитывается как растворимый кофе, так и в зернах). Это довольно мало по сравнению с европейскими странами (в Финляндии, например, 11 кг в год).

Однако если смотреть не по душевым, а по валовым показателям, то, по оценке ICO, Россия занимает четвертое место в мире по потреблению растворимого кофе -- на его долю, кстати, приходится 86--88% всего объема потребления напитка в стране.

Бесспорное лидерство на этом рынке принадлежит компании Nestle с торговой маркой Nescafe, доля которой на российском рынке составляет более 40%.

Понятно, что весь потребляемый в нашей стране кофе -- импортный. У нас производится только переработка и расфасовка. Основные поставщики сырья на российский рынок -- Бразилия, Индия, Колумбия, Германия, Нидерланды и Финляндия. В прошлом году общий объем российского импорта кофе составил в стоимостном выражении $34,4 млн. Что практически равно затратам на все виды рекламы напитка -- по данным агентства ProMedia, на это в 2002 году было потрачено $33 млн.


Объем российского рынка кофе (тыс. тонн)*

199524,7

199624,4

199726,9

199823,8

199922,1

200021,0

200122

200225,6

2003**28,2

* По данным ГТК РФ.


** Прогноз.

Отечественные металлургические предприятия становятся все более инвестиционно привлекательными. В 2002 году в металлургический комплекс России иностранцами было вложено $2,47 млрд. (в цветную металлургию-- $1,18 млрд., в черную-- $ 1,29 млрд.), что в 1,6 раза больше показателей 2001 года. Такие данные приводит Госкомстат РФ.

По мнению специалистов Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании "БДО ЮниконРуф", увеличение объема иностранных инвестиций связано с растущей привлекательностью предприятий комплекса (на данный момент уже 55% предприятий провели полную модернизацию) и стабилизацией экономики России.

Основные иностранные инвестиции в наш металлургический комплекс пришли из Швейцарии -- $667 млн. или 27% от общего объема.

Впрочем, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных поступлений в российскую металлургию составила лишь 3,4%. Остальные средства были получены в виде займов и кредитов. При этом, по оценкам ЦМЭИ, около 90% от общего объема иностранных вложений -- это на самом деле деньги россиян, возвращенные в страну.


Объем государственных инвестиций в черную металлургию ($ млрд.)*

19961,1

19971,0

19981,0

19990,9

20000,8

20010,7

20020,8

* По данным ГТК РФ.


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.

Объем государственных инвестиций в цветную металлургию ($ млрд.)*

19961,2

19971,1

19980,9

19990,7

20000,6

20010,8

20020,8

* По данным ГТК РФ.


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА, СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА, АННА ОГОНЬКОВА.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».