10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "РУКОТВОРНЫЙ КРИЗИС"

Архивная публикация 2009 года: "РУКОТВОРНЫЙ КРИЗИС"

В последнее время мы привыкли списывать все проблемы российской
промышленности на кризис. Но, как показывает практика, не всегда
трудности, с которыми сталкиваются предприятия, носят объективный
характер. В последнее время мы привыкли списывать все проблемы российской промышленности на кризис. Но, как показывает практика, не всегда трудности, с которыми сталкиваются предприятия, носят объективный характер. Примером может служить ситуация, сложившаяся вокруг ФГУП "Ижевский механический завод". О том, кто и в каких целях дестабилизирует работу предприятия, в интервью "Профилю" рассказывает генеральный директор ИМЗ Андрей НАТОЧЕВ.
- Андрей Викторович, вас назначили гендиректором в мар-те 2009 года. В каком состоянии приняли хозяйство?
- Убытки за 2008 год составили 130 млн рублей, за январь-апрель этого года - 90 млн рублей. Это притом, что Ижевский механический завод производит 87% охотничьего и спортивного оружия России.
- Откуда такие убытки?
- Исходная продукция закупалась на предприятиях-поставщиках по завышенным ценам. Зарплаты у топ-менеджеров достигали 1,75 млн рублей в месяц! При этом часть коллектива сократили, в качестве выходного пособия выдав по двенадцать окладов, но в натуральной форме - парашютами. А руководители, которые довели предприятие до огромных убытков, при увольнении получали по миллиону долларов. И надзорные органы спокойно смотрели на это. Сегодня мы судимся с бывшим менеджментом, который необоснованно оплачивал ряд статей расходов предприятия.
- О чем конкретно идет речь?
- Например, под видом расходов на представительство нашего завода в США оплачивалось содержание стоматологической клиники в Америке, принадлежащей жене советника гендиректора. Это подтверждено документально. Один из советников приватизировал заводскую квартиру. Я просил следственные органы Удмуртии дать правовую оценку этим фактам. Мне ответили, что все законно. Хозяйственная деятельность нашего предприятия в США была обременена четырьмя эксклюзивными контрактами, по которым в случае продажи продукции сторонней организации мы должны выплатить некоторым структурам в Америке 25% от стоимости контракта. И юридически это обдиралово законно!
- И что вам удалось сделать с таким тяжелым наследством?
- За девять месяцев работы команда менеджеров, которая пришла на предприятие в марте 2009 года, показала по всем месяцам прибыль. И теперь наша главная задача - сделать предприятие стабильно прибыльным.
- Как удалось разобраться с убытками?
- Прежде всего мы подняли цену реализации нашей продукции, что сразу позволило увеличить доходы. Есть еще ряд направлений, по которым надо работать, тем не менее мы показали, что можно не только списывать убытки на кризис, но и решать конструктивные задачи. После проработки вопросов с президентом Удмуртии Александром Волковым были организованы сопутствующие производства. Уже начался выпуск электроинструментов - как бытовых, так и специальных. Есть новые разработки, среди которых кардиостимуляторы для взрослых и подростков. На завод приезжал директор Бакулевского центра Лео Бокерия, который дал высокую оценку нашей работе. Не уходим и от социальных проблем. Не так давно в Нижнем Тагиле совместно с представителями "Рособоронэкспорта", ГК "Ростехнологии" и Минпромторга РФ вручили городской больнице комплект кардиостимуляторов, тестирующее оборудование собственного производства. Детей рабочих нашего завода отправляли летом на отдых в Сочи. При этом наше предприятие содержит санаторий в Удмуртии, детский сад, пионерский лагерь, школу оружейного мастерства и другие социальные учреждения.
- Завод всегда был ориентирован на военную продукцию. Что делается в этом направлении?
- Мы запустили несколько успешных проектов по производству военной продукции, но детали я раскрывать не имею права. На смену пистолету Макарова идет оборонительное оружие XXI века - 18-зарядный пистолет Ярыгина "Грач", он имеет уникальные возможности, которые высоко оценило руководство страны. Пистолет уже поступает на вооружение ФСБ, МВД и других правоохранительных органов.
- Пришлось ли вам проводить сокращения персонала?
- Скажу честно, сегодня наш персонал в значительной степени недогружен. Но я противник сокращений, поскольку это приведет не только к негативным социально-экономическим последствиям для города и региона, но в перспективе плохо отразится и на самом предприятии. Ведь кадры - это самое ценное. А навыки, квалификация теряются очень быстро. В самые тяжелые кризисные месяцы мы сумели организовать в регионе 400 новых рабочих мест с постоянной загрузкой. Численность персонала достигла 11 582 человек, мы повысили всем сотрудникам предприятия зарплату на 10%! И я свою задачу директора вижу в обеспечении загрузки предприятия.
- Что вы для этого предпринимаете?
- Главное - обеспечить сбыт, в этом нам оказывает помощь коллектив "Рособоронэкспорта", который действует как огромный отдел продаж на внешний рынок. Я сам выходец из этой структуры, и мы пользуемся ее помощью, продавая нашу продукцию во все 50 стран, с которыми "Рособоронэкспорт" имеет связи. Так что уже в будущем году нам обеспечен выход на некоторые новые рынки сбыта.
- Так что же - проблем нет?
- К сожалению, у нас есть сложности не только экономического характера, с которыми мы как профессионалы знаем, что делать. Есть ряд заинтересованных лиц, они работают на дестабилизацию нашего предприятия.
- Что вы имеете в виду?
- Я упоминал о кабальных контрактах. По ряду поставок завод имел миллионные убытки от продаж за рубеж качественной продукции. Все эти схемы были с коррупционным душком! Мы категорически отказались от работы по таким схемам. Конечно, те, кто имел от них доход, недовольны. Приведу пример. Нашим заказчиком является Ижевский машзавод, у него миллионные долги перед нашим предприятием. Сейчас это предприятие на грани банкротства, и мы рискуем не получить средства за отгруженную продукцию. При этом есть схемы реализации, при которых прибыль можно получить и от залежавшихся на складах комплектующих, - машзавод мог бы использовать их для погашения долга и для того, чтобы избежать банкротства. Однако руководству предприятия, в частности, директору Гродецкому, видимо, интереснее процедуры банкротства, чем расчет по долгам.
- Значит, сложности носят неэкономический характер?
- По надуманным поводам сотрудники четвертого Управления второго ОВД МВД РФ, которое осуществляет надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса Ижевска, возбуждают уголовные дела, в том числе в отношении меня. В связи с этими уголовными делами я подал жалобу на имя министра внутренних дел, ответом на нее стало письмо за подписью замминистра, где было сказано, что мои доводы подтвердились, а уголовные дела прекращены прокуратурой Ижевска. В том же письме говорится, что сотрудники, незаконно их возбудившие, привлечены к дисциплинарной ответственности. Я считаю, что это непропорциональное наказание. Сотрудники милиции необоснованно возбуждают в отношении меня уголовные дела, а сами при этом отделываются выговором.
{PAGE}
- Правда ли, что ваш завод войдет в структуру "Ростехнологий"?
- На текущий момент мы готовы к акционированию, в результате которого предприятие окажется всецело в ведении ГК "Ростехнологии". Все необходимые документы уже поданы в государственные органы, процесс должен быть завершен до конца этого года. После этого всякая дестабилизация нашей работы будет невозможна: ГК "Ростехнологии" осуществляет серьезный и квалифицированный надзор. У нас с ними одна задача - обеспечить деятельность промышленных предприятий ОПК, которые гарантируют обороноспособность всей страны. К сожалению, наша история типична. Недавно в одном из интервью гендиректор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов привел такие факты: "Передав в госкорпорацию "Ростехнологии" около 500 предприятий различных отраслей российской промышленности в качестве имущественного взноса, государство ущемило личные интересы очень большого числа нечистоплотных чиновников и "коммерсантов", которые пытаются сейчас взять реванш за понесенные потери. Кроме того, некоторые из них, используя затянувшуюся процедуру передачи нам предприятий, просто растащили имущество, создали искусственную кредиторскую задолженность, совершили ряд других экономических преступлений". ГК уже защитила от подобных нападок часть предприятий, взяв их под свой контроль. Очень надеюсь, что ГК "Ростехнологии" обратит внимание и на ту опасную ситуацию, что сегодня сложилась вокруг Ижевского механического завода. Ведь раскачивание предприятия и травля продолжаются. А в предприятие, которое лихорадит, вряд ли инвесторы будут вкладывать деньги. Значит, завод не сможет активно развиваться, и оружейная отрасль окажется в кризисе. Только не в рыночном, не в стихийном, а в рукотворном. То есть эти люди бросают вызов не лично мне, а той системе, представителем которой я являюсь.

В последнее время мы привыкли списывать все проблемы российской

промышленности на кризис. Но, как показывает практика, не всегда

трудности, с которыми сталкиваются предприятия, носят объективный

характер. В последнее время мы привыкли списывать все проблемы российской промышленности на кризис. Но, как показывает практика, не всегда трудности, с которыми сталкиваются предприятия, носят объективный характер. Примером может служить ситуация, сложившаяся вокруг ФГУП "Ижевский механический завод". О том, кто и в каких целях дестабилизирует работу предприятия, в интервью "Профилю" рассказывает генеральный директор ИМЗ Андрей НАТОЧЕВ.
- Андрей Викторович, вас назначили гендиректором в мар-те 2009 года. В каком состоянии приняли хозяйство?
- Убытки за 2008 год составили 130 млн рублей, за январь-апрель этого года - 90 млн рублей. Это притом, что Ижевский механический завод производит 87% охотничьего и спортивного оружия России.
- Откуда такие убытки?
- Исходная продукция закупалась на предприятиях-поставщиках по завышенным ценам. Зарплаты у топ-менеджеров достигали 1,75 млн рублей в месяц! При этом часть коллектива сократили, в качестве выходного пособия выдав по двенадцать окладов, но в натуральной форме - парашютами. А руководители, которые довели предприятие до огромных убытков, при увольнении получали по миллиону долларов. И надзорные органы спокойно смотрели на это. Сегодня мы судимся с бывшим менеджментом, который необоснованно оплачивал ряд статей расходов предприятия.
- О чем конкретно идет речь?
- Например, под видом расходов на представительство нашего завода в США оплачивалось содержание стоматологической клиники в Америке, принадлежащей жене советника гендиректора. Это подтверждено документально. Один из советников приватизировал заводскую квартиру. Я просил следственные органы Удмуртии дать правовую оценку этим фактам. Мне ответили, что все законно. Хозяйственная деятельность нашего предприятия в США была обременена четырьмя эксклюзивными контрактами, по которым в случае продажи продукции сторонней организации мы должны выплатить некоторым структурам в Америке 25% от стоимости контракта. И юридически это обдиралово законно!
- И что вам удалось сделать с таким тяжелым наследством?
- За девять месяцев работы команда менеджеров, которая пришла на предприятие в марте 2009 года, показала по всем месяцам прибыль. И теперь наша главная задача - сделать предприятие стабильно прибыльным.
- Как удалось разобраться с убытками?
- Прежде всего мы подняли цену реализации нашей продукции, что сразу позволило увеличить доходы. Есть еще ряд направлений, по которым надо работать, тем не менее мы показали, что можно не только списывать убытки на кризис, но и решать конструктивные задачи. После проработки вопросов с президентом Удмуртии Александром Волковым были организованы сопутствующие производства. Уже начался выпуск электроинструментов - как бытовых, так и специальных. Есть новые разработки, среди которых кардиостимуляторы для взрослых и подростков. На завод приезжал директор Бакулевского центра Лео Бокерия, который дал высокую оценку нашей работе. Не уходим и от социальных проблем. Не так давно в Нижнем Тагиле совместно с представителями "Рособоронэкспорта", ГК "Ростехнологии" и Минпромторга РФ вручили городской больнице комплект кардиостимуляторов, тестирующее оборудование собственного производства. Детей рабочих нашего завода отправляли летом на отдых в Сочи. При этом наше предприятие содержит санаторий в Удмуртии, детский сад, пионерский лагерь, школу оружейного мастерства и другие социальные учреждения.
- Завод всегда был ориентирован на военную продукцию. Что делается в этом направлении?
- Мы запустили несколько успешных проектов по производству военной продукции, но детали я раскрывать не имею права. На смену пистолету Макарова идет оборонительное оружие XXI века - 18-зарядный пистолет Ярыгина "Грач", он имеет уникальные возможности, которые высоко оценило руководство страны. Пистолет уже поступает на вооружение ФСБ, МВД и других правоохранительных органов.
- Пришлось ли вам проводить сокращения персонала?
- Скажу честно, сегодня наш персонал в значительной степени недогружен. Но я противник сокращений, поскольку это приведет не только к негативным социально-экономическим последствиям для города и региона, но в перспективе плохо отразится и на самом предприятии. Ведь кадры - это самое ценное. А навыки, квалификация теряются очень быстро. В самые тяжелые кризисные месяцы мы сумели организовать в регионе 400 новых рабочих мест с постоянной загрузкой. Численность персонала достигла 11 582 человек, мы повысили всем сотрудникам предприятия зарплату на 10%! И я свою задачу директора вижу в обеспечении загрузки предприятия.
- Что вы для этого предпринимаете?
- Главное - обеспечить сбыт, в этом нам оказывает помощь коллектив "Рособоронэкспорта", который действует как огромный отдел продаж на внешний рынок. Я сам выходец из этой структуры, и мы пользуемся ее помощью, продавая нашу продукцию во все 50 стран, с которыми "Рособоронэкспорт" имеет связи. Так что уже в будущем году нам обеспечен выход на некоторые новые рынки сбыта.
- Так что же - проблем нет?
- К сожалению, у нас есть сложности не только экономического характера, с которыми мы как профессионалы знаем, что делать. Есть ряд заинтересованных лиц, они работают на дестабилизацию нашего предприятия.
- Что вы имеете в виду?
- Я упоминал о кабальных контрактах. По ряду поставок завод имел миллионные убытки от продаж за рубеж качественной продукции. Все эти схемы были с коррупционным душком! Мы категорически отказались от работы по таким схемам. Конечно, те, кто имел от них доход, недовольны. Приведу пример. Нашим заказчиком является Ижевский машзавод, у него миллионные долги перед нашим предприятием. Сейчас это предприятие на грани банкротства, и мы рискуем не получить средства за отгруженную продукцию. При этом есть схемы реализации, при которых прибыль можно получить и от залежавшихся на складах комплектующих, - машзавод мог бы использовать их для погашения долга и для того, чтобы избежать банкротства. Однако руководству предприятия, в частности, директору Гродецкому, видимо, интереснее процедуры банкротства, чем расчет по долгам.
- Значит, сложности носят неэкономический характер?
- По надуманным поводам сотрудники четвертого Управления второго ОВД МВД РФ, которое осуществляет надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса Ижевска, возбуждают уголовные дела, в том числе в отношении меня. В связи с этими уголовными делами я подал жалобу на имя министра внутренних дел, ответом на нее стало письмо за подписью замминистра, где было сказано, что мои доводы подтвердились, а уголовные дела прекращены прокуратурой Ижевска. В том же письме говорится, что сотрудники, незаконно их возбудившие, привлечены к дисциплинарной ответственности. Я считаю, что это непропорциональное наказание. Сотрудники милиции необоснованно возбуждают в отношении меня уголовные дела, а сами при этом отделываются выговором.
{PAGE}
- Правда ли, что ваш завод войдет в структуру "Ростехнологий"?
- На текущий момент мы готовы к акционированию, в результате которого предприятие окажется всецело в ведении ГК "Ростехнологии". Все необходимые документы уже поданы в государственные органы, процесс должен быть завершен до конца этого года. После этого всякая дестабилизация нашей работы будет невозможна: ГК "Ростехнологии" осуществляет серьезный и квалифицированный надзор. У нас с ними одна задача - обеспечить деятельность промышленных предприятий ОПК, которые гарантируют обороноспособность всей страны. К сожалению, наша история типична. Недавно в одном из интервью гендиректор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов привел такие факты: "Передав в госкорпорацию "Ростехнологии" около 500 предприятий различных отраслей российской промышленности в качестве имущественного взноса, государство ущемило личные интересы очень большого числа нечистоплотных чиновников и "коммерсантов", которые пытаются сейчас взять реванш за понесенные потери. Кроме того, некоторые из них, используя затянувшуюся процедуру передачи нам предприятий, просто растащили имущество, создали искусственную кредиторскую задолженность, совершили ряд других экономических преступлений". ГК уже защитила от подобных нападок часть предприятий, взяв их под свой контроль. Очень надеюсь, что ГК "Ростехнологии" обратит внимание и на ту опасную ситуацию, что сегодня сложилась вокруг Ижевского механического завода. Ведь раскачивание предприятия и травля продолжаются. А в предприятие, которое лихорадит, вряд ли инвесторы будут вкладывать деньги. Значит, завод не сможет активно развиваться, и оружейная отрасль окажется в кризисе. Только не в рыночном, не в стихийном, а в рукотворном. То есть эти люди бросают вызов не лично мне, а той системе, представителем которой я являюсь.

ДОСЬЕ
Андрей Викторович НАТОЧЕВ родился в 1969 году.
Трудовую деятельность начал подручным сталевара мартеновской печи на Нижнетагильском металлургическом комбинате, работал гендиректором волгоградского металлургического завода "Красный Октябрь", был топ-менеджером в разных структурах РАО ЕЭС, затем - консультант, советник заместителя гендиректора "Рособоронэкспорта". С 27 марта 2009 года - генеральный директор Ижевского механического завода.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».