26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Русские идут"

Архивная публикация 2008 года: "Русские идут"

Russians are coming! Русские идут! Отношение в мире к русским опять меняется к худшему. Мы — информационные спонсоры и поставщики скандалов и неприличного.

Фраза 60-х «Русские идут» после годовой с лишним давности конфуза в Куршевеле получила окончательно негативную коннотацию.
В фильмах о контрабанде оружия, заложниках, маньяках с амбициями мирового господства все чаще главные герои — русские. Раньше были арабы и ирландские террористы. При этом к «русским» относят и грузин, и узбеков, и евреев, и украинцев. Для Запада различия несущественные: все это «русская мафия».
50 лет назад Советский Союз противостоял США геополитически на всем земном шаре. Наши граждане были носителями чуждой идеологии и выглядели ходульными адептами бесчеловечной системы. Лишенные нормальных человеческих эмоций, говорящие штампами, мечтающие о ликвидации частной собственности, славящие коллективизм и трудовой подвиг, русские были несимпатичны. Навязчивым выглядело желание умного русского сбежать, «оторваться от коллектива» во время гастролей. Что, кстати, было вполне распространенной практикой. Образ врага был соткан из прочных тканей подозрения, насмешки и презрения.
Русские за границей вели себя странно. Ездили с кипятильниками, копченой колбасой и консервами, чтобы экономить на еде в местах общественного питания. Ни ресторанов, ни кафе, ни баров! Все суточные и командировочные аккумулировались для покупок ширпотреба по списку для всех членов семьи. Часто привозили вещи на продажу через комиссионные магазины или черный рынок. Иностранцы все это видели и ощущали на бытовом уровне свое превосходство над нашим образом жизни. Тем более дикими казались притязания Советов на мировое господство. Что мог принести коммунизм людям в бытовом плане? Дефицит, очереди, жилищную убогость в обмен на отмену частной собственности. Логика русских была непонятна, оттого и пугала.
При Горбачеве этот образ начал
меняться. При Ельцине, когда люди реально стали ездить по миру, выбирать место жительства, мир задумался о русских вновь. С ростом туризма из России появилась возможность наблюдать за поведением наших сограждан за рубежом. Поскольку стали ездить прежде всего состоятельные, то мир столкнулся с явлением «новых русских», людей с деньгами, но без манер. Размах и масштаб купеческого кутежа по-русски
от Турции и Таиланда до Флориды и Лондона потрясли иностранный мир. Эти русские были еще страннее, чем те, с кипятильниками. Однако сфера услуг оказалась менее впечатлительной: для удобства русских быстро появились меню и ценники на русском языке
на Лазурном берегу и других крупных курортах.
По мере накопления капитала
наш бизнес стал заглядываться на активы в странах Запада. На самые выгодные и прибыльные. Нас начали воспринимать как реальных конкурентов. А для борьбы с конкурентами хороши все средства. Тут-то и пригодились образы русских нуворишей
как социально и эстетически отталкивающая альтернатива местному капиталу. Они дали моральные основания для произвольной трактовки принципов глобализации. Границы открыты для всех, кроме дикарей с деньгами, не способных осознать свою социальную ответственность перед обществом. Посмотрите
на них! Разве эти люди способны понять интересы простых людей, если они устраивают душ из шампанского «Кристалл»!
Выяснилось, что модель потребления может изобличать культурную, цивилизационную отсталость. А это
уже обидно. Потому что, скорее всего, не до конца верно. Ведь многое из того, что видят на Западе в «нашем исполнении», шокирует большинство наших, живущих в России. Простые
люди в Саратове тоже не понимают и не принимают забав наших в Куршевеле, как и простые жители этой французской деревни. Иными словами, базовые поведенческие ценности народов мало чем различаются. Но об этом никто не задумывается и на этом не настаивает. Деятелей культуры и СМИ в основном интересует отличие,
а не сходство. Отличие продается лучше. Так устроено человеческое восприятие: интересно противоположное, как неведомое.
Пока межгосударственные отношения были нормальными, размышления были уделом деятелей искусства исключительно. Но когда разногласия между курсом Путина и курсом Запада стали носить концептуальный характер, что было зафиксировано в Мюнхенской речи нашего президента, к формированию образа современной России подключились все основные медийные ресурсы стран Запада. Телевидение, сериалы, фильмы, спектакли, бестселлеры лавиной обрушились на общественное сознание. Везде есть русский след. Американцы входят в Афганистан, а все вспоминают о жестокостях русских. Коалиция бомбит Ирак, и мир узнает о тесном сотрудничестве Саддама с Москвой. Вашингтон готовит санкции против Тегерана и всем говорят, что ядерные амбиции Ахмадинежада базируются на уране из России.
Новые страхи разрушают ткань, из которой соткано доверие. Без него жить трудно. Одиноко. И опасно.

Russians are coming! Русские идут! Отношение в мире к русским опять меняется к худшему. Мы — информационные спонсоры и поставщики скандалов и неприличного.

Фраза 60-х «Русские идут» после годовой с лишним давности конфуза в Куршевеле получила окончательно негативную коннотацию.
В фильмах о контрабанде оружия, заложниках, маньяках с амбициями мирового господства все чаще главные герои — русские. Раньше были арабы и ирландские террористы. При этом к «русским» относят и грузин, и узбеков, и евреев, и украинцев. Для Запада различия несущественные: все это «русская мафия».
50 лет назад Советский Союз противостоял США геополитически на всем земном шаре. Наши граждане были носителями чуждой идеологии и выглядели ходульными адептами бесчеловечной системы. Лишенные нормальных человеческих эмоций, говорящие штампами, мечтающие о ликвидации частной собственности, славящие коллективизм и трудовой подвиг, русские были несимпатичны. Навязчивым выглядело желание умного русского сбежать, «оторваться от коллектива» во время гастролей. Что, кстати, было вполне распространенной практикой. Образ врага был соткан из прочных тканей подозрения, насмешки и презрения.
Русские за границей вели себя странно. Ездили с кипятильниками, копченой колбасой и консервами, чтобы экономить на еде в местах общественного питания. Ни ресторанов, ни кафе, ни баров! Все суточные и командировочные аккумулировались для покупок ширпотреба по списку для всех членов семьи. Часто привозили вещи на продажу через комиссионные магазины или черный рынок. Иностранцы все это видели и ощущали на бытовом уровне свое превосходство над нашим образом жизни. Тем более дикими казались притязания Советов на мировое господство. Что мог принести коммунизм людям в бытовом плане? Дефицит, очереди, жилищную убогость в обмен на отмену частной собственности. Логика русских была непонятна, оттого и пугала.
При Горбачеве этот образ начал
меняться. При Ельцине, когда люди реально стали ездить по миру, выбирать место жительства, мир задумался о русских вновь. С ростом туризма из России появилась возможность наблюдать за поведением наших сограждан за рубежом. Поскольку стали ездить прежде всего состоятельные, то мир столкнулся с явлением «новых русских», людей с деньгами, но без манер. Размах и масштаб купеческого кутежа по-русски
от Турции и Таиланда до Флориды и Лондона потрясли иностранный мир. Эти русские были еще страннее, чем те, с кипятильниками. Однако сфера услуг оказалась менее впечатлительной: для удобства русских быстро появились меню и ценники на русском языке
на Лазурном берегу и других крупных курортах.
По мере накопления капитала
наш бизнес стал заглядываться на активы в странах Запада. На самые выгодные и прибыльные. Нас начали воспринимать как реальных конкурентов. А для борьбы с конкурентами хороши все средства. Тут-то и пригодились образы русских нуворишей
как социально и эстетически отталкивающая альтернатива местному капиталу. Они дали моральные основания для произвольной трактовки принципов глобализации. Границы открыты для всех, кроме дикарей с деньгами, не способных осознать свою социальную ответственность перед обществом. Посмотрите
на них! Разве эти люди способны понять интересы простых людей, если они устраивают душ из шампанского «Кристалл»!
Выяснилось, что модель потребления может изобличать культурную, цивилизационную отсталость. А это
уже обидно. Потому что, скорее всего, не до конца верно. Ведь многое из того, что видят на Западе в «нашем исполнении», шокирует большинство наших, живущих в России. Простые
люди в Саратове тоже не понимают и не принимают забав наших в Куршевеле, как и простые жители этой французской деревни. Иными словами, базовые поведенческие ценности народов мало чем различаются. Но об этом никто не задумывается и на этом не настаивает. Деятелей культуры и СМИ в основном интересует отличие,
а не сходство. Отличие продается лучше. Так устроено человеческое восприятие: интересно противоположное, как неведомое.
Пока межгосударственные отношения были нормальными, размышления были уделом деятелей искусства исключительно. Но когда разногласия между курсом Путина и курсом Запада стали носить концептуальный характер, что было зафиксировано в Мюнхенской речи нашего президента, к формированию образа современной России подключились все основные медийные ресурсы стран Запада. Телевидение, сериалы, фильмы, спектакли, бестселлеры лавиной обрушились на общественное сознание. Везде есть русский след. Американцы входят в Афганистан, а все вспоминают о жестокостях русских. Коалиция бомбит Ирак, и мир узнает о тесном сотрудничестве Саддама с Москвой. Вашингтон готовит санкции против Тегерана и всем говорят, что ядерные амбиции Ахмадинежада базируются на уране из России.
Новые страхи разрушают ткань, из которой соткано доверие. Без него жить трудно. Одиноко. И опасно.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».