26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Сцилла и Харибда популярного рока"

Архивная публикация 2006 года: "Сцилла и Харибда популярного рока"

Не стоит удивляться, что отметить 30-летие легендарной группы «Земляне» в ноябре в Россию приедут Nazareth, Ken Hensley, Creedence Clearwater Revival, Animals, Kingdom Come: общего у известных рок-групп с советским ВИА не меньше, чем отличий.Вчем разница между рок-группой и ВИА (вокально-инструментальным ансамблем)? Над этой темой обыватели долго бились в разных НИИ, «почтовых ящиках», на пляжах Гурзуфа и в питерских салонах. Спорили до скандала, а потом резко перестали, будто вопрос решен, будто потерял актуальность. Но так ли это, не осталось ли что-то, укрытое завесой тайны?

По одной версии, рок и ВИА ничем не отличаются: их единство заложено в общем Дао. Дао рок-музыки, которое неведомо, невидимо и непознаваемо. Это сильный аргумент. Сначала рока не было вовсе, потом он появился ниоткуда и сразу двинулся по бескрайним полям родины, до самых глубин: путями эстрады, всякого стихоплетства, поэтики андерграунда и социального протеста, распадаясь на холодную технику и острую символику текста. Поэтому «Машина времени» могла определяться поклонниками как рок-команда, но когда поклонник надевал комсомольский значок и приглашал эту рок-группу на легальную сцену, то она превращалась в ВИА.

Вокально-инструментальные ансамбли стали той культурной площадкой, где встречались западное звучание и советский посыл. Причем чем больше профессионализма было у исполнителей, тем меньше вылезало суррогата от встречи «Запада» с «совком». Пройти между этими Сциллой и Харибдой позволяли искренность и талант. Например, Макара (Андрея Макаревича) одинаково уважали и представители советской эстрады, и всякие рок-диссиденты. Даже если он менял потрепанные джинсы на обязательный для ВИА сценический костюм, его Дао оставалось неизменным.

60—70-е годы ХХ века породили огромное число ансамблей, возникших, как правило, на базе местных филармоний. Первыми ВИА стали «Веселые ребята» и «Поющие гитары», смешавшие национальные мотивы с западными музыкальными темами. Ансамбль «Самоцветы» использовал басовую линию битловской Maxwell’s silver hammer в пафосной «У деревни Крюково погибает взвод», а музыканты ансамбля «Калинка» играли вступление к битловской же Because, а уж потом запевали: «Ромашки спрятались, поникли лютики».

Но все-таки есть один критерий, в соответствии с которым поля ВИА и рока не пересекаются. Четкую разделительную линию сложно нащупать, она в области идеологии, но именно она и определяла поведение сторон. Например, Брюс Спрингстон никогда не выступал на одной сцене вместе с Майклом Джексоном, а вот Bono считал за честь спеть с Фрэнком Синатрой...

Материя весьма тонкая — скажем, слушают два приятеля купленный у фарцовщиков за сорок рублей альбом Led Zeppelin, оба играют на гитаре, оба — плохо, оба считают, что у них рок-группа. Приходит энергичный дядя и говорит: нужно играть лучше, как на пластинке, и тексты нужны русские, чтобы понятнее были. И дядя предлагает стать ВИА, потому как рока — такого культурного явления — в СССР не должно быть. Надо купить дорогую технику, ездить по стране с концертами, короче, раскрутиться. Один поехал, а другой остался сочинять свои песни. Один как бы продался мамоне, а другой как бы борется с миром чистогана и наживы. Но выйти на большую эстраду советский рок-коллектив мог только через внутренние самоограничения, навязанные жесткими внешними обстоятельствами. «Непримиримые» не могут играть по чужим правилам, будь то правила шоу-бизнеса или партсобрания.

Лучшие советские трюки были в фильме «Пираты ХХ века», а один из главных «боевиков» актер Толгат Нигматулин был чем-то похож на Брюса Ли, а Брюс был главным кумиром Виктора Цоя, а какие песни пел Цой — все мы и так знаем. Отсюда выходит, что вместе они есть производные одного Дао, Дао рока. Кстати говоря, бас-гитарист Александр Титов, игравший в одном из составов «Землян» середины 80-х, позднее ушел к Цою в «Кино». Хитов хватает и тем, кто с перчинкой рока, и тем, кто идет по пути эстрадного успеха. С течением времени критерий остается один — караоке-бар. Где окончательно становится ясно, почему российские люди поют песни советских ВИА с таким энтузиазмом: в них правда жизни.

Взять тех же «Землян», их рок-сет про рокот космодрома («Трава у дома») — не пародия, она полностью достоверна духу комсомольско-пионерского энтузиазма покорителей пространств внешнего (физики и инженеры) и внутреннего (хиппи, йоги и прочие работники, скромно возделывающие сад с «травой» у дома) космоса. И, кстати говоря, в нынешнем составе «Землян» играют бывший клавишник «металлической» команды End Zone Александр Дронов и Анатолий Шендеров, барабанщик из «Мастера». Они параллельно работают в трэш-кавер-dead коллективе Кирилла Немоляева, вот он точно знает разницу между ВИА и рок-группой, но никому не говорит.

«Земляне» в своем долгожительстве не одиноки, в одной далекой стране есть такая уважаемая группа — с названием Creedence Clearwater Revival. Творчество этого коллектива является достоянием всего многонационального народа США. Вспомним, когда у Джеффри (фильм «Большой Лебовский») угнали машину, он переживал не за миллион баксов, а только за кассету «Криденс». «Земляне» как раз занимают с ними одну нишу, с простой и ясной музыкой, как утро на космодроме. Логично, что выступят они на одной сцене в Кремле для московских Лебовских.

Возвращение из космоса: «Земляне» тридцать лет спустя
— Чем советская популярность отличается от нынешней, публика изменилась?

Сергей Скачков: Что касается организации концертов, рекламы, то в советские времена было все несколько проще по той причине, что существовали филармонии, которые этим занимались. После перестройки все стало зависеть от тебя самого, от твоей группы: записи, концерты, раскрутка.... Хотя, в принципе, мы и раньше своими записями занимались сами. Свет и звук были тоже наши. Публика не изменилась, люди ходили смотреть, кто как играет, послушать какие-то западные вещи, в 70-е многие играли кавер-версии западных звезд.

— А у вас были проблемы с филармониями, контроль и все такое?

С.С.: Как раз с филармониями у нас особых проблем не было потому, что при такой популярности любая филармония хотела нас видеть у себя. Единственно: когда они не выполняли какие-то свои обязательства, мы просто их меняли.

— Не было желания добавить социальную проблематику в тексты?

С.С.: К нам обращались профессиональные поэты и композиторы, и мы, естественно, не отказывались, выбирали у них самое лучшее. Просто-напросто брали то, что считали нужным, так появилась песня Марка Фрадкина «Красный конь».

— Вы за свои деньги покупали технику. Как это получалось — приобретать аппаратуру на Западе?

С.С.: Сюда приезжали группы из социалистического блока. Они приезжали с аппаратурой, а уезжали без, называлось это фарцовкой. Они покупали здесь, допустим, золото, а оставляли свою аппаратуру.

— А можно сказать, что если бы в это дело, то есть шоу-бизнес, кто-то тогда вкладывал деньги — а это могли делать только комсомольские организации или профсоюзы, — то групп было бы больше?

С.С.: Комсомол никогда ни во что деньги не вкладывал, поэтому рок-клубы оказывались нищими.

— Когда выйдут новые пластинки?

Владимир Киселев: Как только новые поправки в закон об авторских правах войдут в силу (они обсуждаются в Думе во втором чтении. — «Профиль»), мы издадим свои песни «Эй, страна», «Борсалино», «Любовь так любовь», они войдут в новый альбом, первый за двадцать лет (последний был в 1986 году). Материала очень много. Будут новые диски, они будут такого же формата, как и «Земляне», как я всегда повторяю, мы не собираемся ничего менять ни в манере исполнения, ни в ритме. Другой разговор, что это будет новое аппаратурное звучание, будет новое видение композиции.

— DVD-запись юбилейного концерта будет?

С.С.: Вполне возможно.

— За время активной карьеры сыграны сотня или тысяча концертов, какой запомнился больше всего?

С.С.: Первые концерты вызывали «мандраж», но это не из-за народа, волновались, как все будет звучать.

— На вручении русской премии МТВ вы играли со «Зверями», какие молодые коллективы еще могли бы выделить?

С.С.: В нашем продюсерском центре есть группа «Санкт-Петербург», они достойно выступали на разогреве Whitesnake. А больше… сложно сказать. Те, кто выступает на «Нашествии», я их не понимаю, не могу долго слушать, да и смотреть не на что. Это как телевизор, там тоже не на что смотреть.

Не стоит удивляться, что отметить 30-летие легендарной группы «Земляне» в ноябре в Россию приедут Nazareth, Ken Hensley, Creedence Clearwater Revival, Animals, Kingdom Come: общего у известных рок-групп с советским ВИА не меньше, чем отличий.Вчем разница между рок-группой и ВИА (вокально-инструментальным ансамблем)? Над этой темой обыватели долго бились в разных НИИ, «почтовых ящиках», на пляжах Гурзуфа и в питерских салонах. Спорили до скандала, а потом резко перестали, будто вопрос решен, будто потерял актуальность. Но так ли это, не осталось ли что-то, укрытое завесой тайны?

По одной версии, рок и ВИА ничем не отличаются: их единство заложено в общем Дао. Дао рок-музыки, которое неведомо, невидимо и непознаваемо. Это сильный аргумент. Сначала рока не было вовсе, потом он появился ниоткуда и сразу двинулся по бескрайним полям родины, до самых глубин: путями эстрады, всякого стихоплетства, поэтики андерграунда и социального протеста, распадаясь на холодную технику и острую символику текста. Поэтому «Машина времени» могла определяться поклонниками как рок-команда, но когда поклонник надевал комсомольский значок и приглашал эту рок-группу на легальную сцену, то она превращалась в ВИА.

Вокально-инструментальные ансамбли стали той культурной площадкой, где встречались западное звучание и советский посыл. Причем чем больше профессионализма было у исполнителей, тем меньше вылезало суррогата от встречи «Запада» с «совком». Пройти между этими Сциллой и Харибдой позволяли искренность и талант. Например, Макара (Андрея Макаревича) одинаково уважали и представители советской эстрады, и всякие рок-диссиденты. Даже если он менял потрепанные джинсы на обязательный для ВИА сценический костюм, его Дао оставалось неизменным.

60—70-е годы ХХ века породили огромное число ансамблей, возникших, как правило, на базе местных филармоний. Первыми ВИА стали «Веселые ребята» и «Поющие гитары», смешавшие национальные мотивы с западными музыкальными темами. Ансамбль «Самоцветы» использовал басовую линию битловской Maxwell’s silver hammer в пафосной «У деревни Крюково погибает взвод», а музыканты ансамбля «Калинка» играли вступление к битловской же Because, а уж потом запевали: «Ромашки спрятались, поникли лютики».

Но все-таки есть один критерий, в соответствии с которым поля ВИА и рока не пересекаются. Четкую разделительную линию сложно нащупать, она в области идеологии, но именно она и определяла поведение сторон. Например, Брюс Спрингстон никогда не выступал на одной сцене вместе с Майклом Джексоном, а вот Bono считал за честь спеть с Фрэнком Синатрой...

Материя весьма тонкая — скажем, слушают два приятеля купленный у фарцовщиков за сорок рублей альбом Led Zeppelin, оба играют на гитаре, оба — плохо, оба считают, что у них рок-группа. Приходит энергичный дядя и говорит: нужно играть лучше, как на пластинке, и тексты нужны русские, чтобы понятнее были. И дядя предлагает стать ВИА, потому как рока — такого культурного явления — в СССР не должно быть. Надо купить дорогую технику, ездить по стране с концертами, короче, раскрутиться. Один поехал, а другой остался сочинять свои песни. Один как бы продался мамоне, а другой как бы борется с миром чистогана и наживы. Но выйти на большую эстраду советский рок-коллектив мог только через внутренние самоограничения, навязанные жесткими внешними обстоятельствами. «Непримиримые» не могут играть по чужим правилам, будь то правила шоу-бизнеса или партсобрания.

Лучшие советские трюки были в фильме «Пираты ХХ века», а один из главных «боевиков» актер Толгат Нигматулин был чем-то похож на Брюса Ли, а Брюс был главным кумиром Виктора Цоя, а какие песни пел Цой — все мы и так знаем. Отсюда выходит, что вместе они есть производные одного Дао, Дао рока. Кстати говоря, бас-гитарист Александр Титов, игравший в одном из составов «Землян» середины 80-х, позднее ушел к Цою в «Кино». Хитов хватает и тем, кто с перчинкой рока, и тем, кто идет по пути эстрадного успеха. С течением времени критерий остается один — караоке-бар. Где окончательно становится ясно, почему российские люди поют песни советских ВИА с таким энтузиазмом: в них правда жизни.

Взять тех же «Землян», их рок-сет про рокот космодрома («Трава у дома») — не пародия, она полностью достоверна духу комсомольско-пионерского энтузиазма покорителей пространств внешнего (физики и инженеры) и внутреннего (хиппи, йоги и прочие работники, скромно возделывающие сад с «травой» у дома) космоса. И, кстати говоря, в нынешнем составе «Землян» играют бывший клавишник «металлической» команды End Zone Александр Дронов и Анатолий Шендеров, барабанщик из «Мастера». Они параллельно работают в трэш-кавер-dead коллективе Кирилла Немоляева, вот он точно знает разницу между ВИА и рок-группой, но никому не говорит.

«Земляне» в своем долгожительстве не одиноки, в одной далекой стране есть такая уважаемая группа — с названием Creedence Clearwater Revival. Творчество этого коллектива является достоянием всего многонационального народа США. Вспомним, когда у Джеффри (фильм «Большой Лебовский») угнали машину, он переживал не за миллион баксов, а только за кассету «Криденс». «Земляне» как раз занимают с ними одну нишу, с простой и ясной музыкой, как утро на космодроме. Логично, что выступят они на одной сцене в Кремле для московских Лебовских.

Возвращение из космоса: «Земляне» тридцать лет спустя

— Чем советская популярность отличается от нынешней, публика изменилась?

Сергей Скачков: Что касается организации концертов, рекламы, то в советские времена было все несколько проще по той причине, что существовали филармонии, которые этим занимались. После перестройки все стало зависеть от тебя самого, от твоей группы: записи, концерты, раскрутка.... Хотя, в принципе, мы и раньше своими записями занимались сами. Свет и звук были тоже наши. Публика не изменилась, люди ходили смотреть, кто как играет, послушать какие-то западные вещи, в 70-е многие играли кавер-версии западных звезд.

— А у вас были проблемы с филармониями, контроль и все такое?

С.С.: Как раз с филармониями у нас особых проблем не было потому, что при такой популярности любая филармония хотела нас видеть у себя. Единственно: когда они не выполняли какие-то свои обязательства, мы просто их меняли.

— Не было желания добавить социальную проблематику в тексты?

С.С.: К нам обращались профессиональные поэты и композиторы, и мы, естественно, не отказывались, выбирали у них самое лучшее. Просто-напросто брали то, что считали нужным, так появилась песня Марка Фрадкина «Красный конь».

— Вы за свои деньги покупали технику. Как это получалось — приобретать аппаратуру на Западе?

С.С.: Сюда приезжали группы из социалистического блока. Они приезжали с аппаратурой, а уезжали без, называлось это фарцовкой. Они покупали здесь, допустим, золото, а оставляли свою аппаратуру.

— А можно сказать, что если бы в это дело, то есть шоу-бизнес, кто-то тогда вкладывал деньги — а это могли делать только комсомольские организации или профсоюзы, — то групп было бы больше?

С.С.: Комсомол никогда ни во что деньги не вкладывал, поэтому рок-клубы оказывались нищими.

— Когда выйдут новые пластинки?

Владимир Киселев: Как только новые поправки в закон об авторских правах войдут в силу (они обсуждаются в Думе во втором чтении. — «Профиль»), мы издадим свои песни «Эй, страна», «Борсалино», «Любовь так любовь», они войдут в новый альбом, первый за двадцать лет (последний был в 1986 году). Материала очень много. Будут новые диски, они будут такого же формата, как и «Земляне», как я всегда повторяю, мы не собираемся ничего менять ни в манере исполнения, ни в ритме. Другой разговор, что это будет новое аппаратурное звучание, будет новое видение композиции.

— DVD-запись юбилейного концерта будет?

С.С.: Вполне возможно.

— За время активной карьеры сыграны сотня или тысяча концертов, какой запомнился больше всего?

С.С.: Первые концерты вызывали «мандраж», но это не из-за народа, волновались, как все будет звучать.

— На вручении русской премии МТВ вы играли со «Зверями», какие молодые коллективы еще могли бы выделить?

С.С.: В нашем продюсерском центре есть группа «Санкт-Петербург», они достойно выступали на разогреве Whitesnake. А больше… сложно сказать. Те, кто выступает на «Нашествии», я их не понимаю, не могу долго слушать, да и смотреть не на что. Это как телевизор, там тоже не на что смотреть.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».