26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "СЛИЯНИЕ ИЛИ СМЕРТЬ"

Архивная публикация 2010 года: "СЛИЯНИЕ ИЛИ СМЕРТЬ"

Сегодня перед многими банками стоит задача наращивания капитала. Объединение с другими кредитными организациями - одно из наиболее вероятных решений. Российская банковская система во многом представляет собой инерционный механизм. Стратегия ее развития - особенно это касается средних и мелких банков - не подразумевает революционных или даже инновационных идей. Задача большинства кредитных организаций состоит в том, чтобы просто следовать за рынком, особо не выбиваясь из группы похожих банков. Проблема заключается в том, что инертность таких стратегий и неспособность, а порой и нежелание менеджмента заглянуть на один шаг вперед, приводят к запоздалой реакции на ключевые изменения на денежном и фондовом рынках и в экономике в целом. В итоге сегодня для многих банков бизнес превратился в борьбу за выживание. Их работа сконцентрирована на том, чтобы любыми силами поддержать платежеспособность на приемлемом уровне и не нарушить нормативы, установленные регулятором.
На протяжении прошлого года банки фактически никого не кредитовали. Если принимать во внимание то обстоятельство, что у банков сформировался балласт из некачественных активов (20-30%), оставшаяся часть должна работать максимально эффективно и приносить прибыль. Однако это приводит к тому, что объем рисковых операций, приносящих больший доход банкам, возрастает. Как следствие, повышается требование к достаточности капитала и уровню самого капитала, который является элементом страхования рисков.
Но российская банковская система всегда страдала низкой достаточностью капитала. Даже субординированные кредиты выполняли техническую функцию латания дыр на небольшом интервале времени. Хотя в 2009 году из-за сокращения активов тема "недостаточности" капитала вроде бы перестала быть столь актуальной, нельзя не принимать во внимание тот факт, что активы сокращались за счет качественной своей части. При этом доля проблемных активов росла на протяжении всего прошлого года.
Так что стратегической задачей менеджмента банков сегодня стало увеличение доходов и снижение расходов. Отсюда - сокращение персонала, отделений или филиалов, продажа активов. Вторая задача - это увеличение собственного капитала для получения больших возможностей для кредитования заемщиков. Но это непростая задача для финансового института в посткризисный период, да еще и на фоне жесткой сегментированности рынка. Собственникам сложно бывает принять решение о до-полнительном инвестировании средств в развитие с учетом низкой прибыльности бизнеса. Отдача от таких инвестиций не очевидна, так как темп развития банковской системы в целом может опережать темпы роста и развития отдельного банка. И тут выходом может стать укрупнение бизнеса и увеличение капитализации путем слияния с другим банком или банками. Тем более что пока банки - интересный объект покупки в силу все еще невысокой стоимости в посткризисный период.
Сейчас в состоянии потенциального покупателя или продавца находится значительное количество российских банков. Это касается и крупных, и средних, и малых кредитных организаций. Не стоит забывать, что с момента объявления о намерении совершить сделку до момента юридического слияния может пройти немало времени. Впрочем, это стоит потраченных сил. Центральный банк поощряет такие сделки, поскольку они повышают устойчивость системы в целом, а в этом регулятор крайне заинтересован.
Для бизнеса отсутствие развития почти всегда означает его неминуемую смерть, вопрос только во времени. Тактическое и стратегическое бездействие и является началом обратного отсчета. И сейчас у наиболее прозорливых банкиров есть шанс увеличить долю рынка, обойти конкурентов, которые не оправились после кризиса или не предприняли активных шагов для своего развития. Пора понять, что экстенсивный период развития закончился в 2008 году. Жить и развиваться за счет бурного развития экономики и ее субъектов дальше не получится, нужно прилагать самостоятельные усилия и делать стремительный рывок в бизнесе, вырвавшись из окружения "похожих". В противном случае может прийти момент, когда даже продажа бизнеса станет невозможной.

Сегодня перед многими банками стоит задача наращивания капитала. Объединение с другими кредитными организациями - одно из наиболее вероятных решений. Российская банковская система во многом представляет собой инерционный механизм. Стратегия ее развития - особенно это касается средних и мелких банков - не подразумевает революционных или даже инновационных идей. Задача большинства кредитных организаций состоит в том, чтобы просто следовать за рынком, особо не выбиваясь из группы похожих банков. Проблема заключается в том, что инертность таких стратегий и неспособность, а порой и нежелание менеджмента заглянуть на один шаг вперед, приводят к запоздалой реакции на ключевые изменения на денежном и фондовом рынках и в экономике в целом. В итоге сегодня для многих банков бизнес превратился в борьбу за выживание. Их работа сконцентрирована на том, чтобы любыми силами поддержать платежеспособность на приемлемом уровне и не нарушить нормативы, установленные регулятором.

На протяжении прошлого года банки фактически никого не кредитовали. Если принимать во внимание то обстоятельство, что у банков сформировался балласт из некачественных активов (20-30%), оставшаяся часть должна работать максимально эффективно и приносить прибыль. Однако это приводит к тому, что объем рисковых операций, приносящих больший доход банкам, возрастает. Как следствие, повышается требование к достаточности капитала и уровню самого капитала, который является элементом страхования рисков.

Но российская банковская система всегда страдала низкой достаточностью капитала. Даже субординированные кредиты выполняли техническую функцию латания дыр на небольшом интервале времени. Хотя в 2009 году из-за сокращения активов тема "недостаточности" капитала вроде бы перестала быть столь актуальной, нельзя не принимать во внимание тот факт, что активы сокращались за счет качественной своей части. При этом доля проблемных активов росла на протяжении всего прошлого года.

Так что стратегической задачей менеджмента банков сегодня стало увеличение доходов и снижение расходов. Отсюда - сокращение персонала, отделений или филиалов, продажа активов. Вторая задача - это увеличение собственного капитала для получения больших возможностей для кредитования заемщиков. Но это непростая задача для финансового института в посткризисный период, да еще и на фоне жесткой сегментированности рынка. Собственникам сложно бывает принять решение о до-полнительном инвестировании средств в развитие с учетом низкой прибыльности бизнеса. Отдача от таких инвестиций не очевидна, так как темп развития банковской системы в целом может опережать темпы роста и развития отдельного банка. И тут выходом может стать укрупнение бизнеса и увеличение капитализации путем слияния с другим банком или банками. Тем более что пока банки - интересный объект покупки в силу все еще невысокой стоимости в посткризисный период.

Сейчас в состоянии потенциального покупателя или продавца находится значительное количество российских банков. Это касается и крупных, и средних, и малых кредитных организаций. Не стоит забывать, что с момента объявления о намерении совершить сделку до момента юридического слияния может пройти немало времени. Впрочем, это стоит потраченных сил. Центральный банк поощряет такие сделки, поскольку они повышают устойчивость системы в целом, а в этом регулятор крайне заинтересован.

Для бизнеса отсутствие развития почти всегда означает его неминуемую смерть, вопрос только во времени. Тактическое и стратегическое бездействие и является началом обратного отсчета. И сейчас у наиболее прозорливых банкиров есть шанс увеличить долю рынка, обойти конкурентов, которые не оправились после кризиса или не предприняли активных шагов для своего развития. Пора понять, что экстенсивный период развития закончился в 2008 году. Жить и развиваться за счет бурного развития экономики и ее субъектов дальше не получится, нужно прилагать самостоятельные усилия и делать стремительный рывок в бизнесе, вырвавшись из окружения "похожих". В противном случае может прийти момент, когда даже продажа бизнеса станет невозможной.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».