26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Соблюдай дистанцию"

Архивная публикация 2002 года: "Соблюдай дистанцию"

Эксперты утверждают: не пройдет и десяти лет, как подросток из глухой сибирской глубинки сможет учится в МГУ, не выходя из дома. Эксперты считают, что за дистанционным образованием -- будущее. Однако до того, чтобы в России это стало реальностью, еще далеко.Россия, когда-то гордившаяся почти стопроцентной грамотностью и самым читающим населением в мире, сегодня в "давосском" рейтинге 59 развитых государств борется за "почетное" 58--59-е место с Украиной. Этот печальный факт -- прямое следствие того, что в сегодняшней России позволить себе такую роскошь, как высшее образование, могут далеко не все. Поэтому в последнее время правительство всерьез озаботилось созданием условий для равного доступа к образованию жителей всех регионов, вне зависимости от материального статуса. Правда, пока безрезультатно.
Одним из перспективных направлений, которое, с одной стороны, уравняет шансы выпускников школ на получение качественного образования, а с другой -- позволит студенту, не меняя места жительства, выбирать, в каком вузе и какому предмету учиться, является развитие программ дистанционного образования.
Дистанционно, через Интернет, можно будет учиться как в обычных университетах, так и в Интернет-школах и Интернет-университетах (которые сейчас начинают создаваться).
Интернет-школы (первая начнет работать уже в сентябре 2002 г.) рассчитаны на тех детей, которые не смогут посещать обычную школу. Образование там будет бесплатным.
Что касается высшего образования, то Интернет-университеты должны стать аналогами обычных вузов. Уже сейчас возможность учиться виртуально дает ряд российских университетов (см. комментарий). На Западе эта практика развита довольно широко. В отличие от школ за получение высшего образования через Интернет нужно будет платить. Однако обойдется это фактически заочное обучение намного дешевле, нежели очное. Так, годовой курс в Интернет-вузе обойдется в $500-1500, в то время как очное обучение сейчас стоит не менее $2000.
Студенты, выбрав вуз (или курсы в нескольких вузах), получат все необходимые материалы -- лекции, книги и т.п. -- на разных носителях -- традиционных бумажных, CD, аудио- и видео. За каждым студентом закрепят преподавателя-куратора, который будет консультировать, проверять контрольные работы, помогать готовиться к экзаменам и т.д. При этом студент сам сможет устанавливать сроки обучения: за один семестр вполне возможно пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год, или наоборот -- растянуть этот семестр на год или два. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного. Возможно, в России в скором времени появится похожая система.
Компьютеры на село

Чтобы в мазанке и яранге засветился голубой экран монитора, нужно создать единую информационную систему и обеспечить нужную инфраструктуру -- поставить компьютеры, протянуть сети. Для этого правительство приняло федеральные целевые программы "Развитие единой информационной образовательной среды" (2001--2005 гг.) и "Электронная Россия" (2002--2010 гг.) и заложило на их реализацию 56 млрд. рублей ($1,8 млрд.). В нынешнем году общее финансирование программ составило 1,6 млрд рублей, а в 2003 году из бюджета планируется выделить 5 млрд. рублей бюджетных денег.
На эти средства в ближайшем будущем предстоит оборудовать все учебные заведения страны (школы, техникумы, вузы) современным компьютерным оборудованием, электронными учебниками и т.д. На компьютеризацию всех школ (которых в стране около 45 тыс.) и создание там компьютерных классов потребуется около $792 млн. Следующим шагом станет подведение коммуникаций и создание общероссийской сети.
Существуют два варианта развития этой сети -- прокладка оптико-волоконных линий либо установление спутниковых каналов связи. Сейчас уже решено, что большинство государственных школ будет выходить в Интернет через спутниковую связь, что, с учетом российских расстояний, существенно дешевле, нежели тянуть кабель. Тем не менее минимальные затраты на обслуживание такой сети составят в масштабах страны более $1 млн. ежегодно.
Ко всем государственным вузам связь будет прокладываться по земле (оптические каналы предпочтительнее спутниковых, так как быстрее работают, обеспечивают лучшее качество связи и т.д.). Поддержание работы наземных цифровых каналов обойдется еще в $1,5--2 млн. в год.
Параллельно с техническим оснащением будет создан единый мегапортал "Российское образование", в который будут встроены порталы: электронная библиотека, единый экзамен, социально-экономические дисциплины, педагогика средней школы, гуманитарные дисциплины и т.д. В них будут содержаться учебные программы (для школ, вузов, профтехучилищ), игровые обучающие программы, тесты, программы дистанционного обучения, электронные учебники и др.
Понятно, что для эффективного использования всех новаций потребуется глобальная переподготовка преподавательского состава. Всего в России работают 1,5 миллиона учителей. За пять лет предполагается обучить 850 тысяч из них. Преподавателям предстоит пройти курсы повышения квалификации сроком от 1 до 6 месяцев. И наконец, будут созданы 3 тысячи ресурсных и сервисных центров, которые станут обслуживать системы связи, займутся апгрейдом компьютеров и т.п.
Основные средства на проведение реформы поступят из федерального бюджета, на долю местных бюджетов ляжет создание условий для переподготовки учителей, финансирование части технического обслуживания и т.д.
Очевидно, что все эти грандиозные планы могут быть реализованы не ранее чем через 10--15 лет. И хотя традиционному образованию ничего пока не грозит, специалисты считают, что в отдаленной перспективе у Интернет-вузов -- большое будущее.

Эксперты утверждают: не пройдет и десяти лет, как подросток из глухой сибирской глубинки сможет учится в МГУ, не выходя из дома. Эксперты считают, что за дистанционным образованием -- будущее. Однако до того, чтобы в России это стало реальностью, еще далеко.Россия, когда-то гордившаяся почти стопроцентной грамотностью и самым читающим населением в мире, сегодня в "давосском" рейтинге 59 развитых государств борется за "почетное" 58--59-е место с Украиной. Этот печальный факт -- прямое следствие того, что в сегодняшней России позволить себе такую роскошь, как высшее образование, могут далеко не все. Поэтому в последнее время правительство всерьез озаботилось созданием условий для равного доступа к образованию жителей всех регионов, вне зависимости от материального статуса. Правда, пока безрезультатно.

Одним из перспективных направлений, которое, с одной стороны, уравняет шансы выпускников школ на получение качественного образования, а с другой -- позволит студенту, не меняя места жительства, выбирать, в каком вузе и какому предмету учиться, является развитие программ дистанционного образования.

Дистанционно, через Интернет, можно будет учиться как в обычных университетах, так и в Интернет-школах и Интернет-университетах (которые сейчас начинают создаваться).

Интернет-школы (первая начнет работать уже в сентябре 2002 г.) рассчитаны на тех детей, которые не смогут посещать обычную школу. Образование там будет бесплатным.

Что касается высшего образования, то Интернет-университеты должны стать аналогами обычных вузов. Уже сейчас возможность учиться виртуально дает ряд российских университетов (см. комментарий). На Западе эта практика развита довольно широко. В отличие от школ за получение высшего образования через Интернет нужно будет платить. Однако обойдется это фактически заочное обучение намного дешевле, нежели очное. Так, годовой курс в Интернет-вузе обойдется в $500-1500, в то время как очное обучение сейчас стоит не менее $2000.

Студенты, выбрав вуз (или курсы в нескольких вузах), получат все необходимые материалы -- лекции, книги и т.п. -- на разных носителях -- традиционных бумажных, CD, аудио- и видео. За каждым студентом закрепят преподавателя-куратора, который будет консультировать, проверять контрольные работы, помогать готовиться к экзаменам и т.д. При этом студент сам сможет устанавливать сроки обучения: за один семестр вполне возможно пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год, или наоборот -- растянуть этот семестр на год или два. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного. Возможно, в России в скором времени появится похожая система.

Компьютеры на село


Чтобы в мазанке и яранге засветился голубой экран монитора, нужно создать единую информационную систему и обеспечить нужную инфраструктуру -- поставить компьютеры, протянуть сети. Для этого правительство приняло федеральные целевые программы "Развитие единой информационной образовательной среды" (2001--2005 гг.) и "Электронная Россия" (2002--2010 гг.) и заложило на их реализацию 56 млрд. рублей ($1,8 млрд.). В нынешнем году общее финансирование программ составило 1,6 млрд рублей, а в 2003 году из бюджета планируется выделить 5 млрд. рублей бюджетных денег.

На эти средства в ближайшем будущем предстоит оборудовать все учебные заведения страны (школы, техникумы, вузы) современным компьютерным оборудованием, электронными учебниками и т.д. На компьютеризацию всех школ (которых в стране около 45 тыс.) и создание там компьютерных классов потребуется около $792 млн. Следующим шагом станет подведение коммуникаций и создание общероссийской сети.

Существуют два варианта развития этой сети -- прокладка оптико-волоконных линий либо установление спутниковых каналов связи. Сейчас уже решено, что большинство государственных школ будет выходить в Интернет через спутниковую связь, что, с учетом российских расстояний, существенно дешевле, нежели тянуть кабель. Тем не менее минимальные затраты на обслуживание такой сети составят в масштабах страны более $1 млн. ежегодно.

Ко всем государственным вузам связь будет прокладываться по земле (оптические каналы предпочтительнее спутниковых, так как быстрее работают, обеспечивают лучшее качество связи и т.д.). Поддержание работы наземных цифровых каналов обойдется еще в $1,5--2 млн. в год.

Параллельно с техническим оснащением будет создан единый мегапортал "Российское образование", в который будут встроены порталы: электронная библиотека, единый экзамен, социально-экономические дисциплины, педагогика средней школы, гуманитарные дисциплины и т.д. В них будут содержаться учебные программы (для школ, вузов, профтехучилищ), игровые обучающие программы, тесты, программы дистанционного обучения, электронные учебники и др.

Понятно, что для эффективного использования всех новаций потребуется глобальная переподготовка преподавательского состава. Всего в России работают 1,5 миллиона учителей. За пять лет предполагается обучить 850 тысяч из них. Преподавателям предстоит пройти курсы повышения квалификации сроком от 1 до 6 месяцев. И наконец, будут созданы 3 тысячи ресурсных и сервисных центров, которые станут обслуживать системы связи, займутся апгрейдом компьютеров и т.п.

Основные средства на проведение реформы поступят из федерального бюджета, на долю местных бюджетов ляжет создание условий для переподготовки учителей, финансирование части технического обслуживания и т.д.

Очевидно, что все эти грандиозные планы могут быть реализованы не ранее чем через 10--15 лет. И хотя традиционному образованию ничего пока не грозит, специалисты считают, что в отдаленной перспективе у Интернет-вузов -- большое будущее.

МАРИЯ МИКЕЛИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».