26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Старикам здесь не место"

Архивная публикация 2008 года: "Старикам здесь не место"

На фоне мрачных прогнозов грядущего экономического спада заявления чиновников о планах скорректировать и дополнить реформу пенсионной системы прозвучали пугающе. Не окажутся ли пенсионные фонды жертвами кризиса? А если они будут спасены, то за чей счет?В прошлом году американский сатирик Кристофер Бакли опубликовал роман «День бумеранга». Автор — в недалеком прошлом спичрайтер президента Джорджа Буша-старшего — в занимательной форме рассказал о проблемах пенсионного обеспечения в условиях кризиса глобальной финансовой системы. Главная героиня — сотрудница пиар-агентства в персональном онлайновом блоге озадачилась вопросом, за чей счет будут обеспечиваться пенсии поколения бэби-бумеров (граждан, родившихся в период демографического бума 1946—1964 годов), которое с 2008 года вступает в пенсионный возраст. И не связано ли с этим очередное повышение налога на личные доходы на 5%? Оказалось, что связано, да еще как. На ее блог подписались миллионы читателей, каждого из которых возмущала перспектива за свой счет обеспечивать беспечную старость нескольких человек. Некоторые даже готовы были насильственно сократить срок дожития благополучных пенсионеров. Юная пиарщица предложила «единственно верный и честный» вариант спасения американской социальной системы от неминуемого краха (по сюжету романа в тот момент центробанки ряда азиатских стран отказались покупать новую эмиссию казначейских облигаций США): принять закон, в соответствии с которым каждый бэби-бумер мог получить налоговые льготы в обмен на обязательство покончить с собой в возрасте 65 или 70 лет. Только это решение, по ее расчетам, позволило бы свести концы с концами в американских финансах, обремененных невыполнимыми социальными обязательствами.
Эта циничная схема вошла в программу одного из кандидатов в президенты США, стала предметом политических дискуссий и торга лоббистских ассоциаций. Идея погибла не из-за того, что людям страшно представить массовое самоуничтожение в качестве инструмента балансирования экономической системы, а потому, что владельцы гольф-клубов, частных домов престарелых, производители фармпрепаратов и инвалидных колясок пролоббировали в дополнение к этому законопроекту такой объем фискальных освобождений, что он потерял экономический смысл.
Ничего общего с трудностями российской пенсионной системы эта антиутопия, конечно же, не имеет. За исключением того, что все ее участники (как нынешние, так и будущие) не сомневаются в том, что она зашла в тупик. Российские пенсионеры не претендуют на членство в гольф-клубе, их месячная пенсия, как правило, не превышает — с учетом всех бюджетных надбавок — 10 тыс. рублей. Их это не устраивает, но люди, жившие в СССР и пережившие процедуру банкротства империи, научились мириться с любыми обстоятельствами. Другое дело — ныне работающие, из доходов которых выплачиваются эти жалкие пенсии, а также «с колес» формируется фонд для выплат пенсий для этого поколения: вряд ли они будут готовы лет через 10—20 существовать на 10 тыс. рублей в месяц.
У нас нет независимых кандидатов в президенты и производителей инвалидных колясок, способных финансировать их избирательную кампанию. Вместо этого мы имеем несколько госструктур, которые в течение долгих лет бьются друг с другом за контроль над решением неразрешимого вопроса и заодно за накопленные ПФР средства. В том, что он неразрешим, ни у кого из представителей госструктур сомнений нет: государство само по себе ценностей не генерирует, чтобы обеспечить более высокие пенсии нынешним и будущим пенсионерам, нужно повысить налоги для бизнеса и сборы с доходов ныне работающих, увеличив стоимость труда для работодателей. Страховые и накопительные механизмы, внедренные в результате пенсионной реформы 2002 года, предполагают, что существуют надежные и доходные инвестиционные инструменты, которые позволят по крайней мере уберечь средства Пенсионного фонда от уничтожения инфляцией. В противном случае напрашивается честное и верное, хотя и не столь антигуманное, как у Бакли, решение: выдать эти средства на руки будущим пенсионерам, сняв с государства ответственность за их благополучную старость. Таких инструментов не оказалось, пенсионные накопления обесцениваются, надежды на поддержку Пенсионного фонда за счет бюджетных средств тают по мере падения нефтяных котировок, работающие россияне предпочитают не задумываться о том времени, когда они достигнут возраста нетрудоспособности.
Население ждет некоего кардинального решения вопроса, возможно, именно поэтому, едва началось обсуждение пенсионных законопроектов, немедленно стали распространяться слухи о новой пенсионной реформе. Чиновники, причастные к разработке законов, категорически настаивают на том, что речь идет не о реформе, а о «коррекции и дополнении» системы 2002 года.
«Планируемые изменения упростят для понимания пенсионную систему, — утверждает Юрий Воронин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ. — Сегодня пенсия состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной. Все эти части живут своими жизнями, по-разному исчисляются и индексируются. С 2010 года объединенные базовая и страховая части будут финансироваться из одного источника — страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. И, соответственно, одинаково индексироваться — по индексу роста доходов ПФР. Да, ставка ЕСН повысится, но при этом всем становится понятен механизм формирования пенсии. И понятна цена вопроса: старость с пенсией размером в 2,5—3 прожиточных минимума».
Помимо этого законопроект, который создается на основе предложений Минфина и Минздравсоцразвития, предполагает создание механизма добровольных пенсионных накоплений и государственного софинансирования. За счет средств фонда благосостояния предлагается добавлять 100% к добровольным пенсионным отчислениям лиц трудоспособного возраста (в пределах 12 тыс. рублей в год), и по 400% к отчислениям лиц пенсионного возраста, которые продолжают работать (в пределах 48 тыс. рублей в год). Еще одной новацией пенсионной системы, которая должна вступить в силу в 2010 году, станет освобождение от пенсионных сборов зарплат свыше 450 тыс. рублей в год. Таким образом, правительство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить на пенсии и мягко, но последовательно выводит их из системы государственного пенсионного обеспечения.
Минфину и Минздравсоцразвития удалось совместно отстоять программу валоризации — повышения пенсионных прав лиц, рожденных до 1967 года, поскольку им не светят выплаты по накоплениям. С 2010 года их пенсионные права, приобретенные до 2002 года, увеличатся на 10% плюс по 1% за каждый год стажа, полученного до 1991 года. На практике это означает рост пенсий с 2009 года, который обещает превзойти прожиточный минимум. Пока же с социальными пенсиями все плохо. В 2008 году прожиточный минимум, по данным ПФР, составил 3682 рубля, а социальная пенсия — 3044 рубля, не достигнув, таким образом, прожиточного минимума. Прогноз на 2009 год более оптимистичен: прожиточный минимум — 4135 рублей, а социальная или базовая пенсия впервые превзойдет прожиточный минимум и составит 4176 рублей. В любом случае повышение пенсий будет обеспечено за счет дополнительной нагрузки на бизнес. По факту, налоги и сборы возрастут с 26% до 34% ФОТ.
Авторы законопроектов, очевидно, осознают потребность в радикальных переменах, но при этом старательно избегают резких поворотов и направляют развитие пенсионной системы в традиционное русло: нынешним пенсионерам нужно обеспечить минимум за счет работающих, а те пусть думают о своем будущем сами. Возможно, что главная цель сложных математических расчетов и комбинаций — отложить революцию на потом и переложить ответственность за принятие «единственно верных и честных решений» на будущие поколения чиновников.
Только цифры

Сколько в РФ пенсионеров
По данным ПФР, на 2008 год численность пенсионеров в России составляла 38 472 063 человек. Средний размер пенсий — 3682,26 рубля. Таким образом, содержание пенсионеров обходится государству в сумму около 141,664 млрд рублей в месяц, или около 1699,9 млрд рублей в год. По прогнозам, к 2040 году число работающих и пенсионеров в России сравняется.
Что такое регрессия
Cегодня максимальная ставка ЕСН в размере 26% от ФОТ исчисляется до достижения годовой зарплаты 280,001 тыс. рублей (примерно 23 тыс. рублей в месяц). Дальше, до достижения уровня до 600 тыс. рублей, по взиманию ЕСН начинается регрессия: взимается ставка в 10% на сумму годовой зарплаты свыше 280,001 тыс. рублей. С годового дохода свыше 600 тыс. рублей ставка ЕСН составляет 2% и взимается с суммы свыше этого порога только в ПФР. Налоговая база считается нарастающим итогом.

На фоне мрачных прогнозов грядущего экономического спада заявления чиновников о планах скорректировать и дополнить реформу пенсионной системы прозвучали пугающе. Не окажутся ли пенсионные фонды жертвами кризиса? А если они будут спасены, то за чей счет?В прошлом году американский сатирик Кристофер Бакли опубликовал роман «День бумеранга». Автор — в недалеком прошлом спичрайтер президента Джорджа Буша-старшего — в занимательной форме рассказал о проблемах пенсионного обеспечения в условиях кризиса глобальной финансовой системы. Главная героиня — сотрудница пиар-агентства в персональном онлайновом блоге озадачилась вопросом, за чей счет будут обеспечиваться пенсии поколения бэби-бумеров (граждан, родившихся в период демографического бума 1946—1964 годов), которое с 2008 года вступает в пенсионный возраст. И не связано ли с этим очередное повышение налога на личные доходы на 5%? Оказалось, что связано, да еще как. На ее блог подписались миллионы читателей, каждого из которых возмущала перспектива за свой счет обеспечивать беспечную старость нескольких человек. Некоторые даже готовы были насильственно сократить срок дожития благополучных пенсионеров. Юная пиарщица предложила «единственно верный и честный» вариант спасения американской социальной системы от неминуемого краха (по сюжету романа в тот момент центробанки ряда азиатских стран отказались покупать новую эмиссию казначейских облигаций США): принять закон, в соответствии с которым каждый бэби-бумер мог получить налоговые льготы в обмен на обязательство покончить с собой в возрасте 65 или 70 лет. Только это решение, по ее расчетам, позволило бы свести концы с концами в американских финансах, обремененных невыполнимыми социальными обязательствами.

Эта циничная схема вошла в программу одного из кандидатов в президенты США, стала предметом политических дискуссий и торга лоббистских ассоциаций. Идея погибла не из-за того, что людям страшно представить массовое самоуничтожение в качестве инструмента балансирования экономической системы, а потому, что владельцы гольф-клубов, частных домов престарелых, производители фармпрепаратов и инвалидных колясок пролоббировали в дополнение к этому законопроекту такой объем фискальных освобождений, что он потерял экономический смысл.

Ничего общего с трудностями российской пенсионной системы эта антиутопия, конечно же, не имеет. За исключением того, что все ее участники (как нынешние, так и будущие) не сомневаются в том, что она зашла в тупик. Российские пенсионеры не претендуют на членство в гольф-клубе, их месячная пенсия, как правило, не превышает — с учетом всех бюджетных надбавок — 10 тыс. рублей. Их это не устраивает, но люди, жившие в СССР и пережившие процедуру банкротства империи, научились мириться с любыми обстоятельствами. Другое дело — ныне работающие, из доходов которых выплачиваются эти жалкие пенсии, а также «с колес» формируется фонд для выплат пенсий для этого поколения: вряд ли они будут готовы лет через 10—20 существовать на 10 тыс. рублей в месяц.

У нас нет независимых кандидатов в президенты и производителей инвалидных колясок, способных финансировать их избирательную кампанию. Вместо этого мы имеем несколько госструктур, которые в течение долгих лет бьются друг с другом за контроль над решением неразрешимого вопроса и заодно за накопленные ПФР средства. В том, что он неразрешим, ни у кого из представителей госструктур сомнений нет: государство само по себе ценностей не генерирует, чтобы обеспечить более высокие пенсии нынешним и будущим пенсионерам, нужно повысить налоги для бизнеса и сборы с доходов ныне работающих, увеличив стоимость труда для работодателей. Страховые и накопительные механизмы, внедренные в результате пенсионной реформы 2002 года, предполагают, что существуют надежные и доходные инвестиционные инструменты, которые позволят по крайней мере уберечь средства Пенсионного фонда от уничтожения инфляцией. В противном случае напрашивается честное и верное, хотя и не столь антигуманное, как у Бакли, решение: выдать эти средства на руки будущим пенсионерам, сняв с государства ответственность за их благополучную старость. Таких инструментов не оказалось, пенсионные накопления обесцениваются, надежды на поддержку Пенсионного фонда за счет бюджетных средств тают по мере падения нефтяных котировок, работающие россияне предпочитают не задумываться о том времени, когда они достигнут возраста нетрудоспособности.

Население ждет некоего кардинального решения вопроса, возможно, именно поэтому, едва началось обсуждение пенсионных законопроектов, немедленно стали распространяться слухи о новой пенсионной реформе. Чиновники, причастные к разработке законов, категорически настаивают на том, что речь идет не о реформе, а о «коррекции и дополнении» системы 2002 года.

«Планируемые изменения упростят для понимания пенсионную систему, — утверждает Юрий Воронин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ. — Сегодня пенсия состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной. Все эти части живут своими жизнями, по-разному исчисляются и индексируются. С 2010 года объединенные базовая и страховая части будут финансироваться из одного источника — страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. И, соответственно, одинаково индексироваться — по индексу роста доходов ПФР. Да, ставка ЕСН повысится, но при этом всем становится понятен механизм формирования пенсии. И понятна цена вопроса: старость с пенсией размером в 2,5—3 прожиточных минимума».

Помимо этого законопроект, который создается на основе предложений Минфина и Минздравсоцразвития, предполагает создание механизма добровольных пенсионных накоплений и государственного софинансирования. За счет средств фонда благосостояния предлагается добавлять 100% к добровольным пенсионным отчислениям лиц трудоспособного возраста (в пределах 12 тыс. рублей в год), и по 400% к отчислениям лиц пенсионного возраста, которые продолжают работать (в пределах 48 тыс. рублей в год). Еще одной новацией пенсионной системы, которая должна вступить в силу в 2010 году, станет освобождение от пенсионных сборов зарплат свыше 450 тыс. рублей в год. Таким образом, правительство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить на пенсии и мягко, но последовательно выводит их из системы государственного пенсионного обеспечения.

Минфину и Минздравсоцразвития удалось совместно отстоять программу валоризации — повышения пенсионных прав лиц, рожденных до 1967 года, поскольку им не светят выплаты по накоплениям. С 2010 года их пенсионные права, приобретенные до 2002 года, увеличатся на 10% плюс по 1% за каждый год стажа, полученного до 1991 года. На практике это означает рост пенсий с 2009 года, который обещает превзойти прожиточный минимум. Пока же с социальными пенсиями все плохо. В 2008 году прожиточный минимум, по данным ПФР, составил 3682 рубля, а социальная пенсия — 3044 рубля, не достигнув, таким образом, прожиточного минимума. Прогноз на 2009 год более оптимистичен: прожиточный минимум — 4135 рублей, а социальная или базовая пенсия впервые превзойдет прожиточный минимум и составит 4176 рублей. В любом случае повышение пенсий будет обеспечено за счет дополнительной нагрузки на бизнес. По факту, налоги и сборы возрастут с 26% до 34% ФОТ.
Авторы законопроектов, очевидно, осознают потребность в радикальных переменах, но при этом старательно избегают резких поворотов и направляют развитие пенсионной системы в традиционное русло: нынешним пенсионерам нужно обеспечить минимум за счет работающих, а те пусть думают о своем будущем сами. Возможно, что главная цель сложных математических расчетов и комбинаций — отложить революцию на потом и переложить ответственность за принятие «единственно верных и честных решений» на будущие поколения чиновников.
Только цифры

Сколько в РФ пенсионеров
По данным ПФР, на 2008 год численность пенсионеров в России составляла 38 472 063 человек. Средний размер пенсий — 3682,26 рубля. Таким образом, содержание пенсионеров обходится государству в сумму около 141,664 млрд рублей в месяц, или около 1699,9 млрд рублей в год. По прогнозам, к 2040 году число работающих и пенсионеров в России сравняется.
Что такое регрессия
Cегодня максимальная ставка ЕСН в размере 26% от ФОТ исчисляется до достижения годовой зарплаты 280,001 тыс. рублей (примерно 23 тыс. рублей в месяц). Дальше, до достижения уровня до 600 тыс. рублей, по взиманию ЕСН начинается регрессия: взимается ставка в 10% на сумму годовой зарплаты свыше 280,001 тыс. рублей. С годового дохода свыше 600 тыс. рублей ставка ЕСН составляет 2% и взимается с суммы свыше этого порога только в ПФР. Налоговая база считается нарастающим итогом.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».