26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Уцененный Новый год"

Архивная публикация 2002 года: "Уцененный Новый год"

Наверно, первую в истории новогоднюю скидку потребовал для себя Санта-Клаус за большой объем закупаемых подарков и перелетов из своей родной Лапландии и обратно. А если серьезно, то в канун Нового года большинство производителей охватывает настоящая "скидочная" лихорадка. В преддверии праздника многие товары можно купить в среднем на 20--30% дешевле.Скидка по-русски

Российские рождественские и новогодние распродажи имеют свои не всегда понятные (и приятные) особенности. Во-первых, частенько возникает путаница со временем их проведения. В Европе зимние распродажи проводятся в период с 20 декабря до середины января. Россия, особенно в нынешнем году, побила все рекорды -- первые плакаты с надписью "SALE!" появились на витринах магазинов в конце ноября.
Заканчивается новогодний разгул скидок у нас тоже позже, чем у европейцев: бутики дорогой одежды, например сеть "Крокус Москва", устраивают масштабные распродажи в канун не католического и даже не православного, а, скорее, китайского Рождества -- самые большие скидки объявляются здесь только в начале февраля.
Некоторые торговые компании своими хроническими скидками обесценивают саму идею распродажи. Так, в магазинах фирмы "Партия" и родственной ей "Домино" прошлогодняя новогодняя скидка (20%) плавно перетекала в рождественскую, затем в пасхальную, а там и до 23 февраля и 8 Марта рукой подать.
Помимо национальных странностей со временем проведения распродаж существуют и сугубо российские способы на них сэкономить. Собственно, для снижения цен в магазинах существует три причины. Первая: товар не идет, и его нужно как-нибудь сбыть. Вторая: цена была изначально завышена и теперь приводится в соответствие со среднерыночной. Третья: фирме нужно срочно набрать побольше оборотных средств для предстоящих закупок новых партий товара. В предновогодних распродажах все три причины присутствуют в равной мере. Случается, что продавцы, пользуясь стабильным (или, еще лучше, ажиотажным) покупательским спросом, за недельку-другую до запланированной распродажи завышают цены эдак на 15%. А к началу распродажи рядом с зачеркнутой старой ценой появляется новая -- с 30-процентной скидкой. Настоящая же скидка, как нетрудно подсчитать, составляет всего лишь 15%. Чтобы убедиться в реальности вышеописанного фокуса, достаточно пройтись по магазинам и посмотреть на дораспродажные цены.
Следующий способ сэкономить на Рождестве -- совместить рекламную и собственно распродажную скидки. Например, если о скидке сообщает следующее объявление: "На такую-то модель телевизора -- спеццена такая-то", это означает, что фирма-производитель вместе с дистрибьютором раскручивают новинку, то есть речь идет о рекламной скидке, стоимость которой заложена в расходы производителя. А теперь представьте, как велик соблазн подобную рекламную скидку (обычно 5--10%) выдать за новогодний подарок от продавца. В лучшем случае последний прибавит от щедрот еще 5% -- на счастье.
Андрей Нехорошев, руководитель отдела прессы РА "Рада-реклама": "Одна из причин, по которой компании охотно дают скидки под Новый год, -- это приближение мертвого сезона в торговле, которое наступает сразу после праздников и длится минимум до середины января. Продавцы отлично понимают, что если они не распродадут свой товар до праздника, то потом он зависнет у них минимум на месяц, и поэтому пытаются сбыть многие виды товаров любыми средствами именно до боя курантов 31 декабря".
Еще одна типично российская особенность -- выставлять на распродажу несезонный товар. Особенно это касается одежды и обуви. По замыслу, рождественская скидка распространяется на новую коллекцию, что, собственно, и происходит в европейских магазинах. А вот в российских отделах обуви, например, под Новый год со скидкой можно приобрести лишь летние туфли и босоножки.
Отдельная статья -- суммирование скидок. Например, имеете ли вы право, покупая холодильник с рождественской скидкой в 10%, прибавить к ней еще 5-процентную скидку постоянного покупателя? Правильный ответ неизвестен. То есть каждая торговая фирма сама решает, как и что ей складывать. В сети магазинов "М.видео", например, дисконтную скидку без возражений суммируют с рождественской (по крайней мере, так было в прошлом году), а в сети "Белый ветер" подобным сложением не занимаются. В магазинах более-менее дорогой одежды в период рождественских распродаж о дисконтах лучше забыть (в сети магазинов "Модный базар", например, покупатель даже не имеет возможности выбрать, по какой скидке он хочет быть осчастливленным, -- приходится соглашаться на рождественскую).
Наконец, самым неприятным сюрпризом скидок по-русски является отсутствие гарантии на распродажный товар. Не желая огульно обвинять все торговые фирмы, заметим, однако, что многие из них явно путают распродажу и продажу уцененных товаров. Во втором случае потребитель, действительно, не может предъявлять претензии к качеству или комплектности изделия, если те послужили основаниями для уценки. Если же вещь приобретена на распродаже, на нее распространяются все те же гарантии, что и на любую другую покупку.
А улыбка -- бесплатно

Тем не менее нужно признать, что постепенно рождественские и прочие распродажи в России становятся все более цивилизованными. Производители и продавцы начинают понимать, что Новый год -- отличный двигатель торговли, а новогодние и рождественские праздники -- хороший повод для распродаж. Попробуйте снизить цену в другое время года. У покупателя сразу начнутся вопросы, возникнет недоверие -- с какой стати хороший товар вдруг начинают продавать дешевле? А в Новый год принято делать подарки, и скидка -- это тот подарок, который производитель дарит своим клиентам.
Использовать прием новогодней скидки в качестве дополнительного способа продвижения товара на российском рынке стараются представители различных сфер бизнеса. Особенно активны продавцы бытовой и офисной техники, а также одежды и обуви западных марок. В данных сегментах размер "зимней" скидки максимальный -- до 50--80%. Чуть скупятся продавцы, казалось бы, самой новогодней продукции -- парфюмерии, косметики, ювелирных изделий. Максимум, что можно получить под Рождество, -- это 8--10%.
Николай Васильев, директор РА NFQ: "В последнее время новогодняя реклама, которая просто поздравляет людей с наступающим праздником, вызывает легкое раздражение. Не подарить своим клиентам подарок в виде снижения цен считается дурным тоном и напоминает поход в гости под Новый год без подарка.
Устраивать новогодние и рождественские распродажи особенно выгодно для молодых, пробивающих себе дорогу на рынке торговых марок. Именно новогодняя рекламная кампания с большими скидками может дать хороший толчок для развития в течение всего следующего года".
С другой стороны, существуют сферы бизнеса, где новогодние скидки будут явно неуместны. Вряд ли они возможны, например, на туристическом рынке.
Ашот Зулоян, генеральный директор туристической компании TCW: "Новый год является одним из самых горячих периодов для турбизнеса. В это время цены на путевки не снижаются, а, наоборот, растут. И если под Новый год какая-то туристическая компания вдруг предоставляет скидку, то сей факт должен не обрадовать, а насторожить потребителя. Скорее всего, речь идет об услугах сомнительного качества".
Не стоит искать скидки и на так называемых дорогих рынках, таких как автомобили и недвижимость. Здесь распродажи как-то не приняты, а продавцы, дабы не выпасть из выгодной новогодней "игры", предпочитают соблазнять покупателей подарками.
Андрей Жданов эксперт компании "Дон-Строй": "Даже такой, мягко говоря, недешевый товар, как квартира, входит в стандартный список новогодних подарков наиболее состоятельной части населения. В этом году наша компания сделала своим потенциальным клиентам выгодное новогоднее предложение -- выставила на продажу сто квартир из так называемого "золотого фонда" (лучшее жилье в комплексах "Дон-Строя"). Несмотря на то, что квартиры продаются не дешевле их рыночной стоимости, нам удалось придать акции "статус" новогоднего подарка. И это себя оправдало -- в настоящий момент из сотни "подарочных" квартир более половины уже распродано".

Наверно, первую в истории новогоднюю скидку потребовал для себя Санта-Клаус за большой объем закупаемых подарков и перелетов из своей родной Лапландии и обратно. А если серьезно, то в канун Нового года большинство производителей охватывает настоящая "скидочная" лихорадка. В преддверии праздника многие товары можно купить в среднем на 20--30% дешевле.Скидка по-русски


Российские рождественские и новогодние распродажи имеют свои не всегда понятные (и приятные) особенности. Во-первых, частенько возникает путаница со временем их проведения. В Европе зимние распродажи проводятся в период с 20 декабря до середины января. Россия, особенно в нынешнем году, побила все рекорды -- первые плакаты с надписью "SALE!" появились на витринах магазинов в конце ноября.

Заканчивается новогодний разгул скидок у нас тоже позже, чем у европейцев: бутики дорогой одежды, например сеть "Крокус Москва", устраивают масштабные распродажи в канун не католического и даже не православного, а, скорее, китайского Рождества -- самые большие скидки объявляются здесь только в начале февраля.

Некоторые торговые компании своими хроническими скидками обесценивают саму идею распродажи. Так, в магазинах фирмы "Партия" и родственной ей "Домино" прошлогодняя новогодняя скидка (20%) плавно перетекала в рождественскую, затем в пасхальную, а там и до 23 февраля и 8 Марта рукой подать.

Помимо национальных странностей со временем проведения распродаж существуют и сугубо российские способы на них сэкономить. Собственно, для снижения цен в магазинах существует три причины. Первая: товар не идет, и его нужно как-нибудь сбыть. Вторая: цена была изначально завышена и теперь приводится в соответствие со среднерыночной. Третья: фирме нужно срочно набрать побольше оборотных средств для предстоящих закупок новых партий товара. В предновогодних распродажах все три причины присутствуют в равной мере. Случается, что продавцы, пользуясь стабильным (или, еще лучше, ажиотажным) покупательским спросом, за недельку-другую до запланированной распродажи завышают цены эдак на 15%. А к началу распродажи рядом с зачеркнутой старой ценой появляется новая -- с 30-процентной скидкой. Настоящая же скидка, как нетрудно подсчитать, составляет всего лишь 15%. Чтобы убедиться в реальности вышеописанного фокуса, достаточно пройтись по магазинам и посмотреть на дораспродажные цены.

Следующий способ сэкономить на Рождестве -- совместить рекламную и собственно распродажную скидки. Например, если о скидке сообщает следующее объявление: "На такую-то модель телевизора -- спеццена такая-то", это означает, что фирма-производитель вместе с дистрибьютором раскручивают новинку, то есть речь идет о рекламной скидке, стоимость которой заложена в расходы производителя. А теперь представьте, как велик соблазн подобную рекламную скидку (обычно 5--10%) выдать за новогодний подарок от продавца. В лучшем случае последний прибавит от щедрот еще 5% -- на счастье.

Андрей Нехорошев, руководитель отдела прессы РА "Рада-реклама": "Одна из причин, по которой компании охотно дают скидки под Новый год, -- это приближение мертвого сезона в торговле, которое наступает сразу после праздников и длится минимум до середины января. Продавцы отлично понимают, что если они не распродадут свой товар до праздника, то потом он зависнет у них минимум на месяц, и поэтому пытаются сбыть многие виды товаров любыми средствами именно до боя курантов 31 декабря".

Еще одна типично российская особенность -- выставлять на распродажу несезонный товар. Особенно это касается одежды и обуви. По замыслу, рождественская скидка распространяется на новую коллекцию, что, собственно, и происходит в европейских магазинах. А вот в российских отделах обуви, например, под Новый год со скидкой можно приобрести лишь летние туфли и босоножки.

Отдельная статья -- суммирование скидок. Например, имеете ли вы право, покупая холодильник с рождественской скидкой в 10%, прибавить к ней еще 5-процентную скидку постоянного покупателя? Правильный ответ неизвестен. То есть каждая торговая фирма сама решает, как и что ей складывать. В сети магазинов "М.видео", например, дисконтную скидку без возражений суммируют с рождественской (по крайней мере, так было в прошлом году), а в сети "Белый ветер" подобным сложением не занимаются. В магазинах более-менее дорогой одежды в период рождественских распродаж о дисконтах лучше забыть (в сети магазинов "Модный базар", например, покупатель даже не имеет возможности выбрать, по какой скидке он хочет быть осчастливленным, -- приходится соглашаться на рождественскую).

Наконец, самым неприятным сюрпризом скидок по-русски является отсутствие гарантии на распродажный товар. Не желая огульно обвинять все торговые фирмы, заметим, однако, что многие из них явно путают распродажу и продажу уцененных товаров. Во втором случае потребитель, действительно, не может предъявлять претензии к качеству или комплектности изделия, если те послужили основаниями для уценки. Если же вещь приобретена на распродаже, на нее распространяются все те же гарантии, что и на любую другую покупку.

А улыбка -- бесплатно


Тем не менее нужно признать, что постепенно рождественские и прочие распродажи в России становятся все более цивилизованными. Производители и продавцы начинают понимать, что Новый год -- отличный двигатель торговли, а новогодние и рождественские праздники -- хороший повод для распродаж. Попробуйте снизить цену в другое время года. У покупателя сразу начнутся вопросы, возникнет недоверие -- с какой стати хороший товар вдруг начинают продавать дешевле? А в Новый год принято делать подарки, и скидка -- это тот подарок, который производитель дарит своим клиентам.

Использовать прием новогодней скидки в качестве дополнительного способа продвижения товара на российском рынке стараются представители различных сфер бизнеса. Особенно активны продавцы бытовой и офисной техники, а также одежды и обуви западных марок. В данных сегментах размер "зимней" скидки максимальный -- до 50--80%. Чуть скупятся продавцы, казалось бы, самой новогодней продукции -- парфюмерии, косметики, ювелирных изделий. Максимум, что можно получить под Рождество, -- это 8--10%.

Николай Васильев, директор РА NFQ: "В последнее время новогодняя реклама, которая просто поздравляет людей с наступающим праздником, вызывает легкое раздражение. Не подарить своим клиентам подарок в виде снижения цен считается дурным тоном и напоминает поход в гости под Новый год без подарка.

Устраивать новогодние и рождественские распродажи особенно выгодно для молодых, пробивающих себе дорогу на рынке торговых марок. Именно новогодняя рекламная кампания с большими скидками может дать хороший толчок для развития в течение всего следующего года".

С другой стороны, существуют сферы бизнеса, где новогодние скидки будут явно неуместны. Вряд ли они возможны, например, на туристическом рынке.

Ашот Зулоян, генеральный директор туристической компании TCW: "Новый год является одним из самых горячих периодов для турбизнеса. В это время цены на путевки не снижаются, а, наоборот, растут. И если под Новый год какая-то туристическая компания вдруг предоставляет скидку, то сей факт должен не обрадовать, а насторожить потребителя. Скорее всего, речь идет об услугах сомнительного качества".

Не стоит искать скидки и на так называемых дорогих рынках, таких как автомобили и недвижимость. Здесь распродажи как-то не приняты, а продавцы, дабы не выпасть из выгодной новогодней "игры", предпочитают соблазнять покупателей подарками.

Андрей Жданов эксперт компании "Дон-Строй": "Даже такой, мягко говоря, недешевый товар, как квартира, входит в стандартный список новогодних подарков наиболее состоятельной части населения. В этом году наша компания сделала своим потенциальным клиентам выгодное новогоднее предложение -- выставила на продажу сто квартир из так называемого "золотого фонда" (лучшее жилье в комплексах "Дон-Строя"). Несмотря на то, что квартиры продаются не дешевле их рыночной стоимости, нам удалось придать акции "статус" новогоднего подарка. И это себя оправдало -- в настоящий момент из сотни "подарочных" квартир более половины уже распродано".

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».