7 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Вернись, я все прощу!"

Архивная публикация 2005 года: "Вернись, я все прощу!"

Правительство объявило о массовой раздаче индульгенций: заплатив 13% государству, любой миллионер, годами не плативший налоги, сможет легализовать свои богатства. Как в причитаниях брошенной жены: «Вернись, я все прощу».Как бы амнистия
В первом полугодии 2006 года власти простят старые «грехи» всем гражданам, не платившим налоги. «Это будет как бы амнистия», — объяснил президенту Владимиру Путину министр финансов Алексей Кудрин.

Правительство объявило о массовой раздаче индульгенций: заплатив 13% государству, любой миллионер, годами не плативший налоги, сможет легализовать свои богатства. Как в причитаниях брошенной жены: «Вернись, я все прощу».Как бы амнистия

В первом полугодии 2006 года власти простят старые «грехи» всем гражданам, не платившим налоги. «Это будет как бы амнистия», — объяснил президенту Владимиру Путину министр финансов Алексей Кудрин.

Предложена такая схема. Надо успеть с 1 января до 1 июля 2006 года положить деньги на счет в любой российский банк. Затем явиться в налоговую инспекцию и заполнить декларацию, указав положенную на счет сумму. Раскрывать источник дохода при этом не потребуется. После заполнения декларации с банковского счета спишется 13% в пользу федерального бюджета. А бывшему уклонисту дадут свидетельство о том, что теперь он — кристально честный налогоплательщик. Алексей Кудрин предупредил: прощать людей будут только за те деньги, которые они покажут. Если налоговикам станет известно про другие, неучтенные доходы, за них строго спросят.

Еще в начале лета в Минфине идею налоговой амнистии считали несвоевременной — даже несмотря на апрельское Послание президента, в котором министерству предлагалось написать концепцию легализации ранее сокрытых доходов. «Что такое легализация и как она будет проходить, я пока не очень хорошо представляю, — сказал тогда «Профилю» Сергей Шаталов. — У меня есть ощущение, что после введения 13-процентного подоходного налога все, кто хотел, имели возможность — и до сих пор имеют — осуществить легализацию. А амнистия в России сегодня, на мой взгляд, преждевременна».

Экономисты осторожно предполагают, что правительство затевает эту странную игру с миллионерами неспроста. «Есть надежда, что начнут с физических лиц и через пару лет дело дойдет и до юридических», — говорит директор ЦМЭИ «БДО Юникон» Елена Матросова. Правда, по ее мнению, тот факт, что новость была озвучена в начале августа, когда большинство чиновников и бизнесменов в отъезде, свидетельствует о том, что правительство не очень верит в успех легализационной кампании и не воспринимает ее всерьез.

Алексей Кудрин объясняет намерения правительства исключительно заботой о людях. «Эта идея связана с тем, чтобы стимулировать население к учету своих доходов, перечислению их на счета в российские кредитные учреждения, — говорит он. — Она несколько оздоровит ситуацию, позволит легализовать зарплаты, снизить беспокойство граждан при крупных покупках и использовать средства как для собственного потребления, так и для инвестирования в малый бизнес или акции».

При этом министр финансов клятвенно уверяет, что перепроверять источник дохода в его ведомстве не собираются. Но, как пояснили «Профилю» в Минфине, в готовящемся законопроекте, скорее всего, не будет ни слова о действиях Федеральной службы по финансовому мониторингу в отношении амнистированных. По сегодняшнему законодательству служба обязана проверять все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей на предмет отмывания или финансирования терроризма.

Даже если у Росфинмониторинга не дойдут руки до проверок, юристы сомневаются в том, что беспокойство граждан будет снижено. Скорее, наоборот. «Здравомыслящие люди боятся того, что любого вида профессиональная тайна сегодня в России крайне слабо защищена, — говорит гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. — Открываешь «богатства» — и автоматически подставляешь себя под удар криминалитета или правоохранительных органов, под маской которых нередко скрывается криминалитет. Это перекрывает все возможные плюсы налоговой амнистии». По мнению Шаповалова, прежде, чем люди начнут доверять государству, должны пройти десятилетия — слишком сложная проблема, чтобы решить ее одним законом.

Цена вопроса

Если легализоваться захотели бы все недобросовестные россияне одновременно, вышла бы немалая сумма. По данным рейтингового агентства Fitch, за последние четыре года из России было вывезено более $100 млрд. Но в правительстве пока не решаются назвать сумму, которая может попасть в бюджет в результате проведения амнистии. Планировать сборы от таких мероприятий — дело рискованное.

Например, во время амнистии в Германии радужные прогнозы властей относительно возвращенных капиталов пришлось корректировать чуть ли не ежемесячно — так вяло реагировали люди на «подарок» государства. Суть амнистии немецкого образца заключалась в том, что на протяжении 2003 года людям предлагалось отдать в казну 25% от средств, возвращенных в страну. Ставка подоходного налога была чуть выше — 30%. Сначала правительство прогнозировало, что амнистия соберет более 5 млрд. евро. К концу года эта цифра снизилась до 1,5 млрд. В результате собрали чуть больше 1 млрд. евро.

В Бельгии, где амнистия проходила в 2004 году, она и вовсе провалилась. Недоверие граждан подогрели консультанты в области налогового права. Не успело правительство заявить о готовящихся мерах, как юристы предупредили своих подопечных о том, что торопиться с легализацией не стоит: дескать, никто не знает, какие «грехи» государство действительно простит людям, а какие спустя некоторое время припомнит. Средства, нелегально размещенные в зарубежных активах, не надо было даже переводить в бельгийские банки. Разве что в декларации следовало указать, на какой срок вложен капитал, и в зависимости от этого заплатить от 6% до 9% инвестированной суммы. Несмотря на это, амнистия по бельгийской модели потерпела крах: на конец 2004 года власти собрали около 50 млн. евро — примерно 5% от запланированной суммы.

Российское правительство надеется на лучшее, учитывая опыт стран, где подобные акции прошли успешнее. Амнистия в Италии (в страну за полтора года вернулось почти 70 млрд. евро) считается суперуспешной из-за невысокой цены «индульгенции»: налог составил всего 2,5%. В Ирландии, напротив, заставили платить по полной — при том, что максимальная ставка подоходного налога там равна примерно 40%. Одновременно в стране был резко увеличен штат налоговых инспекторов, а информация о злостных неплательщиках стала открытой для прессы. Этот факт так взбудоражил сознание ирландцев, что вместо запланированных правительством $50 млн. бывшие недобросовестные налогоплательщики задекларировали $750 млн.

Зачем нам это

Вряд ли в России призыв отдать государству по 13% с накопленных, утаенных или уворованных сумм найдет столь же широкий отклик, как в Ирландии. Просто потому, что прожить можно и без амнистии.

Во-первых, уже более двух лет назад был отменен контроль за соответствием крупных расходов доходам. То есть спросить, откуда взялись деньги на покупку дачи, квартиры или машины, налоговики не имеют права. Об источнике дохода не спросят и те, кому вы доверите свои деньги, например инвестиционные компании или риэлтеры. Правда, если речь идет о действительно крупной сумме, деньги, скорее всего, не возьмут наличными — попросят положить на счет в банке. Большинство банков также вряд ли заинтересуется происхождением денег. Они обязаны будут предоставить сведения о вкладчике в Росфинмониторинг и в налоговую службу: по инструкции ЦБ, банки должны сообщать о вкладах, если сумма на счету превышает $10 тыс. Именно поэтому в большинстве банков вкладчику посоветуют раздробить сумму по нескольким счетам, чтобы не писать фискалам.

Но если данные передадут «куда следует», тоже ничего страшного. Ваша сделка по приобретению дворца или машины заблокирована не будет. Росфинмониторинг обязан проверять, не торговали ли вы оружием, наркотиками или живым товаром. То есть если вы, к примеру, начальник департамента какого-нибудь ведомства и сколотили свой капитал на взятках, бояться таких проверок нечего. Гипотетически вопросы могут возникнуть у налоговой службы, но и тут, скорее всего, дело ограничится коротким разговором, в ходе которого можно ответить, что деньги копились годами праведным трудом многих поколений. Впрочем, можно и не отвечать. Шанс, что налоговики пойдут с таким делом в суд, невелик, если им нечего сказать судье, кроме того, что они не знают, откуда у вас появились деньги. А, как признаются сами налоговики, у них нет ни сил, ни желания искать доказательства того, что деньги были получены в обход закона, и проводить подобного рода проверки в каждом случае — слишком кропотливая работа.

Другое дело, если вы не взяточник, а предприниматель. Смекалистый налоговик, увидев, что на счет положены большие деньги, может начать проверку вашего предприятия. К сожалению, «затея Кудрина—Путина» тут не поможет. Ведь эта «как бы амнистия» не распространяется на юрлиц. Лично к предпринимателю претензий не будет, а вот к его предприятию может оказаться сколько угодно. Вот и получается, что безусловная «индульгенция» обещается кому угодно, только не представителям бизнеса. Зато им оставлена надежда на то, что придет и амнистия для компаний.

Легализовать доходы можно в обход предложенной государством амнистии. Опрошенные «Профилем» эксперты согласились рассказать, как это сделать. «Профиль» же считает своим долгом предупредить читателей: после того, как материал будет опубликован, налоговые органы могут обратить пристальное внимание на предложенные нами схемы по легализации доходов.

1.Некоторым людям сказочно везет при игре в тотализатор. А тотализатор не фиксирует личные данные, и нельзя проверить информацию о том, действительно ли вы получили $2 млн. благодаря, например, точному прогнозу результатов игр любимой футбольной команды. Недостаток способа в том, что налоговики могут заподозрить неладное, если выигранная сумма окажется равной годовой выручке указанного вами тотализатора.

2. В разгар декларационной кампании можно подать декларацию, в графе «источник дохода» указав помимо основного источника дохода, например, плату за частные уроки, сдачу в аренду квартиры или загородного дома, продажу щенков породистой собаки и так далее. Недостаток: не подходит для легализации крупных сумм.

3. Вкладывать деньги в российские банки (ценные бумаги, недвижимость и т.д.) небольшими порциями. По закону Федеральная служба по финансовому мониторингу отслеживает сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей (чуть больше $20 тыс.). Федеральная служба по налогам и сборам неоднократно признавалась, что интересуется сделками россиян за границей лишь в том случае, если в сумме они превышают $10 тыс. По большому счету, им интересна любая мелочь, ускользнувшая за границу, — даже $500. Но до детальных проверок руки не доходят. Недостаток: слишком сложный и кропотливый способ для легализации крупных сумм. 4. Взять в российском банке кредит с возможностью досрочного погашения. К примеру, на покупку земельного участка и строительство загородного дома. Построить дом на собственные деньги, постепенно погашая кредит. Минус — необходимость вложить средства, пусть даже на небольшой срок, в какое-либо имущество (за полгода цены на землю и недвижимость могут измениться). Кроме того, придется платить процент по кредиту. Хотя в любом случае процент по кредиту на такую сумму при наличии надежных поручителей будет ниже ставки подоходного налога (13%), которую правительство предлагает заплатить при легализации доходов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».