10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Вложили миллионы -- сэкономили миллиарды"

Архивная публикация 2003 года: "Вложили миллионы -- сэкономили миллиарды"

Большинство крупных промышленных предприятий стремится сегодня к оптимизации управления производством. Каждый идет к этому своим особым путем. Наиболее эффективным считается использование автоматических систем управления.Совершенствование управления -- это, прежде всего, полная прозрачность всех происходящих на предприятии процессов. Когда вы знаете, что происходит в каждый конкретный момент, вы способны принимать самые точные и эффективные решения.
В Березниковской компании "Уралкалий" (крупнейший в России производитель калийных удобрений, около 13% общемирового объема производства), расположенной на севере Пермской области, нашли свой способ совершенствования. Здесь запущена в действие комплексная система управления ресурсами предприятия на базе Oracle applications. Стратегическая цель проекта -- полное понимание и эффективное управление затратами компании. В первую очередь, это оперативный и постоянный анализ, который позволяет эффективно использовать ресурсы предприятия.
О системе управления, внедренной на "Уралкалии", рассказывает директор по экономике и финансам компании Артур МАРКАРЯН.
-- Артур Петрович, каких результатов удалось добиться с момента запуска системы Oracle?
-- Запуск -- это не один день, а поэтапный процесс. Официально запуск состоялся первого июля, когда мы допустили пользователей к работе в системе. За неделю до этого в систему вводились заказы на отгрузку и производственные задания. Первого июля у нас фактически заработали два блока -- сбыт и производство, отделения погрузки начали выписывать документацию и проводить операции в системе Oracle. В тот же день диспетчеры загрузили в программу производственные задания на комбайновые комплексы и обогатительные фабрики. Через несколько дней к системе подключились финансисты, затем -- снабженцы, бухгалтеры.
Что же мы получили в итоге? Самое главное, что люди сегодня живут в едином информационном пространстве. Безусловно, имеются ошибки, этого никто не отрицает, но их количество уменьшается, растет уровень понимания работы системы. Нам удалось автоматизировать весь низовой уровень. То есть все работники, совершающие операции учетного характера, работают в едином информационном поле, с едиными параметрами. А конкретные результаты будут потом. Они отразятся в цифрах, обороте, скорости закрытия периодов, сокращении количества совершаемых ошибок.
-- Сколько стоило "Уралкалию" внедрение системы на предприятии?
-- Непосредственно внедрение системы Oracle обошлось нам около $4 млн.
-- Можно ли уже сегодня говорить об эффекте от внедрения Oracle?
-- Я думаю, что эффект можно предположить, а по итогам года его можно будет даже рассчитать. На сегодняшний день "Уралкалий" -- это предприятие с годовым бюджетом более 10 млрд. рублей. То есть расходы на внедрение -- $4 млн. -- составили 1% от годового бюджета предприятия. А эффект от того, что мы упорядочили движение денег, где-то сократили расходы, более жестко их контролируем, более логично оцениваем, равен нескольким процентам от этого оборота.
Приведу только один пример. Мы внедрили так называемый модуль ремонтов. Ежегодно на ремонты и капитальное строительство мы тратим около 2 млрд. рублей. Контроль за расходованием таких немалых денег был крайне слабый. У нас не было хорошей аналитики, и на сегодняшний день мы не можем четко сказать, что, в каком объеме и как часто мы ремонтировали. Вся документация велась на бумажных носителях и была достаточно разрознена. Теперь же ситуация изменилась. Система позволяет нам очень жестко и четко контролировать ремонтные расходы. Мы ожидаем, что эффект от внедрения только одного этого блока позволит нам получить экономию при ремонтах минимум на 5--10%. А это суммы, которые перекрывают затраты на внедрение системы.
-- Можно ли говорить об окупаемости системы как таковой?
-- А разве мы можем оценить окупаемость инвестиций в систему образования, здравоохранения? Наверное, нет. Даже покупая какое-то диагностическое оборудование, мы не можем сказать, что оно окупится через столько-то лет. Это просто более качественный, более высокий уровень диагностики, который поможет предупредить болезни, а значит -- снизить уровень заболеваемости.
То же самое происходит и на предприятии. Мы говорим, что у нас большая организация, что мы живем в ситуации, когда управление затратами является ключевым аспектом. Система -- это инструмент к управлению затратами. Если годовой бюджет предприятия составляет, например, $1 млн., а оно покупает систему за 4 млн. -- это, конечно, безумие. Безусловно, нужно учитывать масштабы бизнеса: чем крупнее предприятие, чем значительнее бизнес, тем больше надо прилагать усилий для того, чтобы его контролировать.
У нас есть большое преимущество -- все подразделения "Уралкалия" находятся в одной географической зоне, на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга. А когда предприятие огромное, когда оно разбросано по всей стране, как, например, РАО ЕЭС, люди тратят куда более значительные деньги для того, чтобы внедрить подобные системы.
-- На встрече с вице-премьером правительства РФ Борисом Алешиным генеральный директор "Уралкалия" Максим Широков сказал, что интегрированная система, которая вводится на вашем предприятии, не имеет аналогов в России и может быть сравнима лишь с системой, действующей в РАО ЕЭС. Как вы прокомментируете это заявление?
-- У нас проведено более масштабное, более комплексное внедрение системы, чем в РАО ЕЭС. Потому что мы одновременно внедрили значительное количество модулей. У нас было сразу автоматизировано производство, снабжение, сбыт, весь финансовый блок. Плюс к этому мы еще подключаем проекты. Этого вообще никто в России еще не делал, мы первые.
Нас, кстати, крайне удивило, что подобного полноценного внедрения на отечественных предприятиях очень мало. В основном автоматизируется сбыт, снабжение, финансы. Если взять совокупность внедренных у нас модулей и масштаб решенных задач, то таких, как мы, на сегодняшний день в России нет. А ряд реализованных у нас мероприятий вообще является уникальным. Самое главное, что система охватывает значительную часть операций, совершаемых внутри предприятия. Сбыт, наверное, на 99% автоматизирован, бухгалтерия -- на 95%.
-- А почему другие крупные компании не спешат внедрять подобную систему?
-- Я думаю, что на самом-то деле они спешат. Сейчас ситуация такая, что приходится соответствовать требованиям времени.
Вообще, сейчас можно говорить о существовании двух разных способов внедрения системы. Первый предполагает поэтапное внедрение, модуль за модулем. Согласно второму нужно внедрять все и сразу. Мы пошли по второму пути и, как я считаю, оказались правы. По опыту знаю, что все поэтапные модульные внедрения, которые были осуществлены на территории России, не несли глобальных перемен. Они просто улучшали работу подразделений. Если же мы хотим изменить организационный процесс внутри компании, поэтапное внедрение не годится.
-- Как правило, одна из основных проблем перед запуском системы -- профессиональная подготовка людей к работе в новых условиях. Решена ли эта проблема на вашем предприятии?
-- У нас проводилась масштабная учеба. Многие работники (особенно хочу отметить операторов отгрузки) в свои выходные дни просто приходили и сидели рядом с разработчиками -- смотрели, учились. Оказалось, на отгрузке у нас меньше всего проблем возникло, хотя именно за этот участок мы боялись больше всего. Диспетчеры рудоуправлений также вникали в устройство системы и теперь с большим удовольствием работают в ней. Безусловно, есть и такие службы, работники которых легкомысленно отнеслись к процессу обучения. Посчитали, наверное, что все равно ничего не заработают, поэтому учиться незачем. Сейчас они находятся перед выбором: либо им придется быстро нагонять упущенное, либо...
-- Артур Петрович, понятно, что запуск такого сложного проекта -- хлопотное дело. И все-таки, по большому счету, вы довольны результатом?
-- Очень. Не скрою, пришлось принять немало решений, долго консультироваться и объяснять своим коллегам-директорам -- что делается, для чего делается, доказывать, что именно так нужно сделать, а не иначе, находить компромиссы.
Я не хочу сказать, что мы создали идеальный продукт, -- это и невозможно. Я очень четко понимаю: чтобы система работала идеально, нужно долго ее шлифовать, на это уйдет полгода-год. Но мы создали продукт, который работает, -- это очень важно. И оценить качество этого продукта можно будет очень скоро. Я считаю, что на данном этапе результатом можно гордиться.

Большинство крупных промышленных предприятий стремится сегодня к оптимизации управления производством. Каждый идет к этому своим особым путем. Наиболее эффективным считается использование автоматических систем управления.Совершенствование управления -- это, прежде всего, полная прозрачность всех происходящих на предприятии процессов. Когда вы знаете, что происходит в каждый конкретный момент, вы способны принимать самые точные и эффективные решения.

В Березниковской компании "Уралкалий" (крупнейший в России производитель калийных удобрений, около 13% общемирового объема производства), расположенной на севере Пермской области, нашли свой способ совершенствования. Здесь запущена в действие комплексная система управления ресурсами предприятия на базе Oracle applications. Стратегическая цель проекта -- полное понимание и эффективное управление затратами компании. В первую очередь, это оперативный и постоянный анализ, который позволяет эффективно использовать ресурсы предприятия.

О системе управления, внедренной на "Уралкалии", рассказывает директор по экономике и финансам компании Артур МАРКАРЯН.

-- Артур Петрович, каких результатов удалось добиться с момента запуска системы Oracle?

-- Запуск -- это не один день, а поэтапный процесс. Официально запуск состоялся первого июля, когда мы допустили пользователей к работе в системе. За неделю до этого в систему вводились заказы на отгрузку и производственные задания. Первого июля у нас фактически заработали два блока -- сбыт и производство, отделения погрузки начали выписывать документацию и проводить операции в системе Oracle. В тот же день диспетчеры загрузили в программу производственные задания на комбайновые комплексы и обогатительные фабрики. Через несколько дней к системе подключились финансисты, затем -- снабженцы, бухгалтеры.

Что же мы получили в итоге? Самое главное, что люди сегодня живут в едином информационном пространстве. Безусловно, имеются ошибки, этого никто не отрицает, но их количество уменьшается, растет уровень понимания работы системы. Нам удалось автоматизировать весь низовой уровень. То есть все работники, совершающие операции учетного характера, работают в едином информационном поле, с едиными параметрами. А конкретные результаты будут потом. Они отразятся в цифрах, обороте, скорости закрытия периодов, сокращении количества совершаемых ошибок.

-- Сколько стоило "Уралкалию" внедрение системы на предприятии?

-- Непосредственно внедрение системы Oracle обошлось нам около $4 млн.

-- Можно ли уже сегодня говорить об эффекте от внедрения Oracle?

-- Я думаю, что эффект можно предположить, а по итогам года его можно будет даже рассчитать. На сегодняшний день "Уралкалий" -- это предприятие с годовым бюджетом более 10 млрд. рублей. То есть расходы на внедрение -- $4 млн. -- составили 1% от годового бюджета предприятия. А эффект от того, что мы упорядочили движение денег, где-то сократили расходы, более жестко их контролируем, более логично оцениваем, равен нескольким процентам от этого оборота.

Приведу только один пример. Мы внедрили так называемый модуль ремонтов. Ежегодно на ремонты и капитальное строительство мы тратим около 2 млрд. рублей. Контроль за расходованием таких немалых денег был крайне слабый. У нас не было хорошей аналитики, и на сегодняшний день мы не можем четко сказать, что, в каком объеме и как часто мы ремонтировали. Вся документация велась на бумажных носителях и была достаточно разрознена. Теперь же ситуация изменилась. Система позволяет нам очень жестко и четко контролировать ремонтные расходы. Мы ожидаем, что эффект от внедрения только одного этого блока позволит нам получить экономию при ремонтах минимум на 5--10%. А это суммы, которые перекрывают затраты на внедрение системы.

-- Можно ли говорить об окупаемости системы как таковой?

-- А разве мы можем оценить окупаемость инвестиций в систему образования, здравоохранения? Наверное, нет. Даже покупая какое-то диагностическое оборудование, мы не можем сказать, что оно окупится через столько-то лет. Это просто более качественный, более высокий уровень диагностики, который поможет предупредить болезни, а значит -- снизить уровень заболеваемости.

То же самое происходит и на предприятии. Мы говорим, что у нас большая организация, что мы живем в ситуации, когда управление затратами является ключевым аспектом. Система -- это инструмент к управлению затратами. Если годовой бюджет предприятия составляет, например, $1 млн., а оно покупает систему за 4 млн. -- это, конечно, безумие. Безусловно, нужно учитывать масштабы бизнеса: чем крупнее предприятие, чем значительнее бизнес, тем больше надо прилагать усилий для того, чтобы его контролировать.

У нас есть большое преимущество -- все подразделения "Уралкалия" находятся в одной географической зоне, на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга. А когда предприятие огромное, когда оно разбросано по всей стране, как, например, РАО ЕЭС, люди тратят куда более значительные деньги для того, чтобы внедрить подобные системы.

-- На встрече с вице-премьером правительства РФ Борисом Алешиным генеральный директор "Уралкалия" Максим Широков сказал, что интегрированная система, которая вводится на вашем предприятии, не имеет аналогов в России и может быть сравнима лишь с системой, действующей в РАО ЕЭС. Как вы прокомментируете это заявление?

-- У нас проведено более масштабное, более комплексное внедрение системы, чем в РАО ЕЭС. Потому что мы одновременно внедрили значительное количество модулей. У нас было сразу автоматизировано производство, снабжение, сбыт, весь финансовый блок. Плюс к этому мы еще подключаем проекты. Этого вообще никто в России еще не делал, мы первые.

Нас, кстати, крайне удивило, что подобного полноценного внедрения на отечественных предприятиях очень мало. В основном автоматизируется сбыт, снабжение, финансы. Если взять совокупность внедренных у нас модулей и масштаб решенных задач, то таких, как мы, на сегодняшний день в России нет. А ряд реализованных у нас мероприятий вообще является уникальным. Самое главное, что система охватывает значительную часть операций, совершаемых внутри предприятия. Сбыт, наверное, на 99% автоматизирован, бухгалтерия -- на 95%.

-- А почему другие крупные компании не спешат внедрять подобную систему?

-- Я думаю, что на самом-то деле они спешат. Сейчас ситуация такая, что приходится соответствовать требованиям времени.

Вообще, сейчас можно говорить о существовании двух разных способов внедрения системы. Первый предполагает поэтапное внедрение, модуль за модулем. Согласно второму нужно внедрять все и сразу. Мы пошли по второму пути и, как я считаю, оказались правы. По опыту знаю, что все поэтапные модульные внедрения, которые были осуществлены на территории России, не несли глобальных перемен. Они просто улучшали работу подразделений. Если же мы хотим изменить организационный процесс внутри компании, поэтапное внедрение не годится.

-- Как правило, одна из основных проблем перед запуском системы -- профессиональная подготовка людей к работе в новых условиях. Решена ли эта проблема на вашем предприятии?

-- У нас проводилась масштабная учеба. Многие работники (особенно хочу отметить операторов отгрузки) в свои выходные дни просто приходили и сидели рядом с разработчиками -- смотрели, учились. Оказалось, на отгрузке у нас меньше всего проблем возникло, хотя именно за этот участок мы боялись больше всего. Диспетчеры рудоуправлений также вникали в устройство системы и теперь с большим удовольствием работают в ней. Безусловно, есть и такие службы, работники которых легкомысленно отнеслись к процессу обучения. Посчитали, наверное, что все равно ничего не заработают, поэтому учиться незачем. Сейчас они находятся перед выбором: либо им придется быстро нагонять упущенное, либо...

-- Артур Петрович, понятно, что запуск такого сложного проекта -- хлопотное дело. И все-таки, по большому счету, вы довольны результатом?

-- Очень. Не скрою, пришлось принять немало решений, долго консультироваться и объяснять своим коллегам-директорам -- что делается, для чего делается, доказывать, что именно так нужно сделать, а не иначе, находить компромиссы.

Я не хочу сказать, что мы создали идеальный продукт, -- это и невозможно. Я очень четко понимаю: чтобы система работала идеально, нужно долго ее шлифовать, на это уйдет полгода-год. Но мы создали продукт, который работает, -- это очень важно. И оценить качество этого продукта можно будет очень скоро. Я считаю, что на данном этапе результатом можно гордиться.

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».