Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Волшебник с большой дороги"

Российские книжные магазины готовятся к штурму: 7 февраля там появится новый «Гарри Поттер».
Вот и у нас начинается продажа последнего, пятого романа Джоан Кетлин Роулинг «Гарри Поттер и Орден Феникса». Это, пожалуй, самый легендарный проект на рынке искусства: книга бывшей английской домохозяйки принесла самую значительную прибыль в истории шоу-бизнеса новейшего времени и враз изменила все представления о том, каковы законы функционирования этого рынка и в чем состоит его будущее. Оказалось, что люди во всем мире готовы только за первый уик-энд продаж отдать четверть миллиарда долларов не за какие-нибудь умопомрачительные супершоу или сногсшибательные компьютерные эффекты, а за обыкновенную книжку — и даже, заметьте, без картинок. Наши соотечественники также готовы на многое: поддержать Запад на 700 000 экземпляров, заплатить почти 300 рублей за каждый (по российским стандартам — это высокая цена) и даже выдержать самое главное испытание — полгода до появления перевода.

Конечно, «Гарри Поттер» доказал, что в подлунном мире со времен Шекспира ничего особенно не изменилось и книга по-прежнему способна вызвать массовый ажиотаж. Но при этом из-за своего феноменального успеха «Поттер» попал в поле действия законов новейшего медийного пространства и связанного с ним шоу-бизнеса, с которыми такая архаичная отрасль человеческой деятельности, как литература, до последнего времени не особенно соприкасалась. Когда выходит новый блокбастер или CD, то они очень быстро становятся доступны потребителям во всем мире — даже если говорить исключительно о легальном рынке. С книгой ситуация оказалась несколько иной — и книгоиздательский рынок к этому, очевидно, был не готов. Чтобы купить авторские права и сделать более-менее качественный перевод, необходимо куда больше времени, чем для изготовления, например, дублированной версии фильма. И до последнего времени в этом не было никакой проблемы — даже самые популярные авторы вполне выдерживали полугодичное ожидание. Однако всемирная «поттеромания» решительно изменила ситуацию: весь цивилизованный мир уже наконец-то узнал, какие необратимые изменения произошли в душе Гарри и что там у него вышло с Сириусом, Гермионой и Роном и даже с какими-нибудь дементорами и сквибами, а ты сиди и томись в ожидании еще черт знает сколько времени. Неправильно все как-то.

И это почувствовали не только рядовые Интернет-пользователи (в Сети, конечно, переводы появились куда раньше — правда, по большей части совершенно варварские), но и крупные игроки книжного рынка. Так, например, издательство «Эксмо» выпустило последнюю детскую книжку Мадонны по-русски в день ее мирового релиза. Мадонна, конечно, не «Гарри Поттер» — ни по стилистике, ни по объему, но сам факт чрезвычайно показателен. Не менее солидное издательство «Росмэн» придумало классную пиар-акцию: заранее продавать книги по фиксированной цене через почту — с гарантированным ее получением в день начала продаж, что заодно подправило и имидж нашей почты как унылой и совершенно непродуктивной советской институции, куда обращаются сейчас одни пенсионеры. А далее решило действовать классическим путем — то есть собрало блестящую команду переводчиков (Бабков, Голышев, Мотылев — все «звезды» первой величины) и добросовестно готовило качественный перевод.

Никто не спорит — в принципе, получить прекрасный перевод для читателя всегда главное, но в ситуации с такой беспрецедентной популярностью все же начинают действовать и другие законы, а именно «быстрого реагирования». На вызовы времени нужно как-то отвечать: может быть, нанимать большую команду переводчиков, может быть — менять саму структуру подготовки перевода (соединять каким-то образом черновую работу группы «негров» и отделочную — мэтров), а может быть (самое крамольное предположение), и жертвовать качеством ради оперативности. Все-таки совокупный тираж всех пяти книг в 250 млн., толпы детишек в круглых поттеровских очках по всему миру и доход, сделавший Роулинг богаче самой английской королевы, — это просто так, на кривой кобыле старых книгоиздательских устоев, уже не объедешь. Хорошо, если феномен «Поттера» так и останется единственным исключением, но если этого не произойдет — к чему есть все основания, — то эта самая «быстрота реагирования» превратится из настоятельного пожелания в насущную потребность. «Все сразу и прямо сейчас» — как к нему ни относись, но это закон постиндустриального мира .

Make love, no Гарри Поттер!

Эдуард Лимонов считает, что на досуге можно заниматься чем-нибудь куда более интересным, чем лить воду на мельницу доходов шоу-бизнеса.

«Профиль»: Эдуард Вениаминович, читали ли вы «Гарри Поттера» или, может быть, фильмы смотрели?

Эдуард Лимонов: Нет.

«П.»: А каково ваше отношение к Поттеру как к феномену массовой культуры?

Э.Л.: Ну мало ли чем люди зарабатывают деньги! К кумирам толпы я отношусь с большим скептицизмом. Я наблюдал немало всяких увлечений толпы за мою уже достаточно долгую жизнь, и те, о ком говорили несколько лет назад, потом исчезали в пучине забвения. Эти временные кумиры обывателей — они мне безразличны. Я к этому никак не отношусь — для того, кто преодолел в свое время все эти вещи и себя самого тоже… ему это неинтересно становится рано или поздно. И тем более какие-то там истории приглаженных волшебников.

«П.»: А что вы сами читали в детстве?

Э.Л.: Ой, я не помню — это так давно было. Я так мало читал детских книг — и западных, и русских, другие у меня заботы были…

«П.»: Какие?

Э.Л.: В войну играл больше, чем читал… Книгами я довольно поздно увлекся. Мы рыли себе землянку, бегали вокруг дома, стреляли, охотились друг на друга.

Сейчас любую дрянь можно продать… Какую-нибудь слащавую дрянь вроде Коэльо или второстепенного писателя Сент-Экзюпери. В это вложены деньги. И все это — туфта и обман, безусловно.

«П.»: А вы сами на досуге что предпочитаете: читать, смотреть кино, слушать музыку?

Э.Л.: Я предпочитаю свой досуг проводить с женщинами.

«П.»: А вам никогда не приходило в голову написать детскую книгу?

Э.Л.: Упаси господи!

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK