Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ВРЕМЯ, НАЗАД!"

В ближайшем будущем религиозным организациям может быть возвращена значительная часть изъятого у них имущества. Однако эти планы способны вызвать в российском обществе серьезное напряжение.    В начале января на встрече с патриархом Кириллом премьер-министр Владимир Путин пообещал, что в 2010 году Русской православной церкви будет полностью передан Новодевичий монастырь. Сейчас там размещается филиал Государственного исторического музея. За Новодевичьим могут последовать и другие сооружения, некогда принадлежавшие РПЦ и другим религиозным организациям, — 10 февраля был наконец опубликован текст законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», разработка которого велась несколько лет. В настоящее время этот документ дорабатывается в правительстве РФ. Если он будет принят, то религиозные организации смогут получить в собственность не только храмы, но и земли, архивные документы, музейные ценности и коллекции. Идея возврата религиозным организациям некогда изъятого у них имущества у многих россиян вызывает симпатию: люди видят в этом восстановление исторической справедливости. Однако есть у реституции и противники.

   Большевики целенаправленно лишали церковь ее собственности. 8 ноября 1917 года вышел знаменитый декрет «О земле», в соответствии с которым церковь и приходское духовенство лишались права собственности на землю. За этим последовал декрет от 4 (17) декабря «О земельных комитетах», по которому все сельскохозяйственные земли, включая церковные и монастырские, отошли к государству. 11 (24) декабря 1917 года выходит декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения — церковь лишается семинарий, училищ, академий и всего связанного с ними имущества.
   Декрет 20 января (2 февраля) 1918 года лишил церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. После многие ценности были попросту разграблены или проданы за границу, но значительная часть ушла в музеи. С этого времени прекратились всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям. Отныне религиозные общества могли получить необходимые для совершения религиозного культа здания и предметы не иначе, как на условиях «бесплатного пользования» и с разрешения местных и центральных властей. Во исполнение декрета у церкви было отобрано 6 тыс. храмов и монастырей. Как «особо ценные памятники истории или архитектуры» они подлежали охране со стороны государства.
   Следующая волна изъятия церковных ценностей прокатилась после Гражданской войны. В 1921 году ВЦИК разрешил религиозным организациям сбор средств в помощь голодающим. В результате было собрано 4 650 810 рублей 67 копеек золотом. Сначала пожертвования, которые собирали религиозные общины, были добровольными. Но в 1922 году вышел декрет ВЦИК, который предписал местным советам изымать все ценности, не исключая предметов богослужебного назначения.

   Имущественный статус церкви не менялся вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Тог-да впервые в но-вой России про-изошел возврат части храмов Русской православной церкви. В 2000-е годы тема возвращения ценностей снова широко обсуждалась. В начале 2006 года руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков заявил, что иконы, которые сегодня находятся в музеях и не представляют большой художественной ценности, должны быть возвращены церкви, а в конце того же года Михаил Швыдкой, тогда глава Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура), выступил за возвращение церкви всех культурных ценностей, принадлежавших ей до революции, при условии, что будет гарантирована их сохранность. Тогда же с новой силой вспыхнули споры о возможности передачи церкви полномочий музеев.
   Против возврата ценностей активно выступили представители музеев. Они считают, что иконы — это не только святыни, но и произведения искусства, нуждающиеся в соответствующей охране, требующие изучения и реставрации. По мнению музейного сообщества, церковь не может обеспечить ни одно из этих условий. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» «церковной атакой на музеи» и заявил, что «музей — такая же святыня, как храм, музейный фонд неприкосновенен».
   Впрочем, дело не сводится только к судьбе музейных экспонатов. Спор имеет более широкий, политический смысл. Как известно, еще в 1918 году был принят декрет, согласно которому Русская православная церковь отделялась от государства. Объявлялась свобода вероисповедания: граждане могли исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Свобода совести закреплена и нынешней Конституцией России. В возвращении церкви ценностей многие усматривают не только восстановление справедливости, но и тенденцию к клерикализации общества, размыванию его светских основ. Ведь помимо уже упоминавшегося законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» есть еще один законопроект, который снимает запрет на государственное финансирование памятников истории и культуры, которые переданы в собственность религиозным организациям. То есть власть допускает мысль, что церковное имущество может содержаться, пусть частично, не за счет верующих, а за счет всех налогоплательщиков, среди которых, кстати, немало атеистов. А это — уже совсем другая песня, которая в перспективе может породить в обществе весьма серьезные проблемы.

   ЦИФРЫ
   К 1917 году в ведении РПЦ находились 1245 обителей, 914 монастырей, 65 скитов, 48 монастырских подворий, 84 архиерейских дома, 134 религиозные общины, 78 тыс. церквей.
   В конце 1970-х годов у РПЦ осталось 7,5 тыс. храмов, 18 монастырей, 3 духовные семинарии, 2 духовные академии. В 2006 году церквей в России насчитывалось более 27 тыс.

   {PAGE}

   МУЗЕИ-ХРАМЫ И МУЗЕИ-МОНАСТЫРИ, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ МУЗЕЕФИКАЦИИ КОМПЛЕКСА МОНАСТЫРСКИХ ПОСТРОЕК
   1. Соловецкий монастырь; в составе Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Архангель-ская обл.
   2. Успенский монастырь; в составе Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода», г. Александров Владимирской обл.
   3. Спасо-Евфимиев монастырь; в составе Суздальского историко-художественного музея, г. Суздаль Владимир-ской обл.
   4. Михайло-Архангельский монастырь; в составе Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея, г. Юрьев-Польский Владимирской обл.
   5. Кирилло-Белозерский монастырь; в составе Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, г. Кириллов Вологодской обл.
   6. Спасо-Суморин монастырь; в составе Тотемского музейного объединения, г. Тотьма Вологодской обл.
   7. Ферапонтов монастырь; в составе Музея фресок Дионисия, с. Ферапонтово Вологодской обл.
   8. Костромской Ипатьевский монастырь; в составе Костромского объединенного музея-заповедника, г. Кострома.
   9. Новодевичий монастырь; в составе историко-архитектурного музея «Новодевичий монастырь», г. Москва.
   10. Спасо-Андроников монастырь; в составе Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, г. Москва.
   11. Новоиерусалимский Воскресенский монастырь; в составе историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Московская обл.
   12. Спасо-Преображенский монастырь; в составе Старорусского краеведческого музея, г. Старая Русса Новгородской обл.
   13. Спасо-Преображенский монастырь; в составе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, г. Ярославль.
   14. Горицкий Успенский монастырь; в составе Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, г. Переславль-Залесский Ярославской обл.
   15. Товарищество с ограниченной ответственностью «Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник», Республика Карелия.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK