10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Выбор Кудрина"

Архивная публикация 2011 года: "Выбор Кудрина"

Министр финансов мечтает о сокращении госрасходов, но в реальности придется обложить страну новыми налогами.

Министр финансов мечтает о сокращении госрасходов, но в реальности придется обложить страну новыми налогами.

Министр финансов мечтает о сокращении госрасходов, но в реальности придется обложить страну новыми налогами.

Диалектика цели и средств в экономике на первый взгляд проще, чем в политике. Это в политике цель оправдывает средства. В экономике важнее, чтобы средств банально хватило для достижения цели. Правда, иногда погоня за средствами превращается в цель.

ПОВЫСИМ НАЛОГИ!

Президентам не везет в дни рождения. 4 августа рынок "поздравил" Барака Обаму с 50-летием резким падением котировок. 13 сентября, в свой день рождения, Дмитрий Медведев получил своеобразное "поздравление" Алексея Кудрина. В интервью Reuters тот непривычно резко раскритиковал политику российского правительства и президента. Вот первое высказывание Кудрина: "Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал. Притом что они (решения) иногда идут вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета".

Министр финансов уточняет, что одновременное увеличение пенсий и снижение взносов, назначение которых, в частности, - это пополнение Пенсионного фонда, - одно из таких "предвыборных решений", но далеко не единственное. Еще один удар по макроэкономической устойчивости нанесен оборонкой. Вот комментарий министра финансов: "Объявленная цифра 20 триллионов рублей (прирост расходов на нужды вооруженных сил до 2020 года. - "Профиль") в долгосрочной перспективе источниками не обеспечена вообще. Это потребует повышения налогов". Напомним, что и план сокращения взносов, и идею перевооружения армии в свое время озвучил и поддержал лично президент Медведев.

Внутренние предвыборные угрозы, с которыми сталкивается российская экономика, усугубляются возможностью очередной волны мирового кризиса, вероятность которой Кудрин оценивает выше, чем в начале года (тогда он назвал 25%). Зарубежные экономисты с ним солидарны. Кудрин делает вывод, важный для понимания его кредо: "Это существенное повышение риска. Для таких систем, как наша, если мы не можем быстро снизить расходы, правильнее повысить налоги. Это обеспечивает большую стабильность и бюджетной системы, и экономики в целом".

На заявление министра о безальтернативности увеличения налогов после выборов отреагировали очень важные люди. Например, глава правительства Владимир Путин. На форуме в Сочи он заявил: "Общая налоговая нагрузка по отношению к ВВП страны не должна увеличиваться, поиск резервов должен идти за счет более рационального использования бюджетных средств и наведения порядка в налоговом администрировании". Не остался в стороне и помощник президента Аркадий Дворкович - он так прокомментировал заявление Кудрина о неизбежности роста налогов: "Ни за что!"

Возражения звучные. Вот только, когда дело доходит до конкретных решений, чаще прав оказывается Кудрин. Даже в тех случаях, когда решения принимаются вопреки его мнению, как это было со снижением ставок социальных платежей. Министр финансов всегда "отыгрывается", наглядно показывая непоследовательность слов и действий своих начальников.

СОКРАТИМ РАСХОДЫ!

Однако все же нет ли тут странности? Ведь раньше Кудрин горячо - разумеется, по шкале собственного политического темперамента - выступил за сокращение госрасходов и присутствия государства в экономике, то есть находился на вполне либеральных позициях.

Как же тогда быть с заявленным повышением налогов в качестве средства борьбы с последующими волнами кризиса в условиях, когда промышленность еще далеко не восстановилась после первой волны? Это шаг в совершенно противоположную от либерализма сторону. Но никакого противоречия нет. Все дело в "ширине шагов".

Кудрин - человек, поставленный следить за тем, чтобы российская финансовая система не потеряла устойчивости. В этой связи предметом его особой заботы является бюджет. Сбалансировать бюджет можно, как известно, двумя способами - сокращая расходы или увеличивая доходы. И, конечно, Кудрину, как рыночнику-либералу, больше нравится сокращение расходов и уменьшение вмешательства государства в экономику. И, как экономист, он даже готов предложить целую программу вполне либеральных реформ. Обратимся ко второй порции высказываний Кудрина. Он уверен, у "следующего премьера будет, безусловно, определенный кредит на проведение реформ". "Пенсионная, военная, ЖКХ - я назвал примерный рейтинг важности реформ для себя", - заявил министр. Перед российской экономикой, по сути, две острейшие проблемы, которые практически невозможно эффективно решать одновременно, - это стимулирование подъема экономики и сдерживание инфляции. Кудрин пытается разбить эту горькую парочку. Ведь в его плане помимо перечисленного значатся "защита прав собственности, более объективный арбитраж споров, снижение доли государства в бизнесе, сокращение государственных административных функций, увеличение полномочий и самостоятельности регионов и муниципалитетов".

Пожалуй, никогда Кудрин так системно не высказывался о продолжении реформ в России. А его самое сенсационное заявление звучит так: "Если проводить реформы активно - то это не скучно. И если мы готовы их проводить, то я готов работать на лю-бых позициях, которые этому бы способствовали. Если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно. Поэтому - посмотрим".

Это ли не заявка на роль будущего премьера?

Политика, проводимая сегодня Кудриным, уже приве-ла к некоторому замедлению темпа роста цен. Если до кризиса рост госрасходов превышал 30% в год, в 2011 году он пока - прежде всего усилиями министра финансов - удерживается на отметке в 10%. Если параллельно удастся удержать рост ВВП на уровне 4% в год (как надеется правительство, в чем его поддерживает Всемирный банк), будет достигнут прорыв в решении одной из главных задач. При инфляции ниже 6% в год существенно проще выстраивать стимулы экономического подъема, о чем свидетельствует мировой опыт. Так что если кудриномика сделает шаг вправо, дальше будет проще. Беда только в том, что Кудрин пока не главный человек в этой стране. Да к тому же выборы на носу. И "игры в предвыборные решения" в самом разгаре. И гораздо более вероятным выглядит другой сценарий - не сокращения, а увеличения расходов. А в этой ситуации министру Кудрину, стоящему на страже бюджета, придется оставить мечты о либеральных реформах и заняться своими прямыми обязанностями - сведением концов с концами. Добиться же этого можно бу-дет только с помощью повышения налогов. И Алексей Леонидович, конечно, справится со своей задачей. Правда, увеличение налогового бремени в условиях и так не слишком быстрого экономического роста - верный способ столкнуть страну в кризис. Но в краткосрочной перспективе все будет нормально.

Перед российской экономикой, по сути, две острейшие проблемы, которые практически невозможно эффективно решать одновременно, - это стимулирование подъема экономики и сдерживание инфляции. Кудрин пытается разбить эту горькую парочку. Пожалуй, никогда он так системно не высказывался о продолжении реформ в России. А его самое сенсационное заявление звучит так: "Если проводить реформы активно - то это не скучно. И если мы готовы их проводить, то я готов работать на любых позициях, которые этому бы способствовали. Если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно. Поэтому - посмотрим". Это ли не заявка на роль будущего премьера?

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».