26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Ярославский мудрый"

Архивная публикация 2002 года: "Ярославский мудрый"

Анатолий Лисицын за десять лет руководства Ярославской областью научился находить общий язык со всеми. Крупному капиталу он не препятствует скупать наиболее привлекательные местные предприятия, федеральному центру демонстрирует полную лояльность, а свой электорат удерживает сильной социальной политикой.Лично известен

Обратная сторона нарочито подчеркиваемой Лисицыным личной скромности -- его пристрастие к грандиозным проектам.
В первое время губернаторства Лисицына часто сравнивали с Черномырдиным -- областной голова страдал тогда редкостным косноязычием. Десять лет общественной деятельности сделали из него неплохого оратора: сегодня он общается легко и просто и умеет "чувствовать" аудиторию. Что видно и из результатов выборов: уже дважды -- в 1995 и 1999 годах -- за Лисицына на губернаторских выборах отдали свои голоса более 70% избирателей.
Свою команду Лисицын сформировал в первые годы губернаторства (а главой области он стал по указу президента Бориса Ельцина в 1991-м) и в подборе кадров не ошибся: костяк команды (9 из 15 человек), сформированной десять лет назад, успешно работает с ним до сих пор.
Как руководитель Лисицын старается выглядеть демократичным -- всегда выслушает мнение подчиненных, но следует принципу "мы посоветовались, и я решил".
Создав в области свою вертикаль власти, Лисицын успешно встроился в вертикаль федеральную. Ярославский губернатор никогда не скрывал своего стремления к тесным отношениям с руководством страны. Гайдар, Черномырдин, Сосковец, Примаков, Лужков, Касьянов числились или до сих пор числятся среди личных знакомых Лисицына. Например, с Михаилом Касьяновым Анатолий Лисицын знаком с 1993 года, когда Касьянов работал еще в Министерстве финансов. Сегодня их связывают и совместный отдых, и совместные деловые поездки, последней из которых был визит в Польшу в мае 2001 года.
Выстраивание хороших личных отношений с властями Лисицын удачно дополняет и активным участием в федеральной политике. Он работает в президиуме Госсовета при президенте России, где возглавляет комиссию по реформированию ВПК. Говорят, что Лисицын на хорошем счету у Путина, который, став президентом, посетил Ярославскую область одной из первых.
С ярославскими бизнесменами и промышленниками у Лисицына полное взаимопонимание, а с некоторыми даже приятельские отношения. Так, с Яковом Якушевым, которого в народе именуют не иначе как владельцем заводов, магазинов и пароходов, Лисицын изредка на пару играет в бильярд или болеет за любимые спортивные команды. Среди друзей Лисицына числится и Николай Тонков -- гендиректор Ярославского шинного завода. Эти свои связи с предпринимателями губернатор умело использует: когда областной казне требуются деньги, Лисицын не стесняется намекнуть тому же Якушеву или Тонкову, что, мол, неплохо бы поделиться. Случаи отказа на подобные просьбы неизвестны.
К критике со стороны СМИ Лисицын относится спокойно, за что его называют толстокожим. Подчиненных же губернатор всегда наставляет: "Подставились -- терпите. Ошибки чиновников -- это хлеб для журналистов".
В публичном пространстве Лисицын усиленно демонстрирует щепетильность во всем, что касается его доходов и условий жизни. К примеру, долгое время губернатор прожил с семьей (женой, дочерью, зятем и внуком) в малогабаритной трехкомнатной квартире. Задумав улучшить жилищные условия, губернаторская семья официально взяла кредит под покупку квартиры в новом доме.
Обратная сторона нарочитой бытовой скромности Лисицына -- его пристрастие к грандиозным (в масштабах области) проектам. Самый известный из них -- Ледовый дворец, представляющий собой копию санкт-петербургского. К строительству арены приступили в начале 90-х годов. Получив поддержку Черномырдина, Лисицын попросил у областной Думы дать разрешение на заем в $39 млн. Это было начало. Потом губернатор искал дополнительных инвесторов и кредиторов, выбивал деньги из федеральной казны. В списке спонсоров строительства Ледового дворца сегодня называют "ЛУКойл", ТНК, "Газпром", МПС, мэрию Москвы, иностранные компании. Кем сколько вложено -- никто в ярославской обладминистрации точно сказать не может. В общей сложности в лед Арены-2000 закатано более $118 млн. долларов.
Лисицын утверждает, что ни одной копейки бюджетных средств на дворец затрачено не было. И гордится, что универсальный культурно--спортивный комплекс площадью свыше 33 тыс. кв. метров на 9097 мест, несмотря ни на что, построен и успешно функционирует. Не бывает недели, чтобы здесь не проводилось соревнование или концерт -- причем при полном аншлаге. Но даже при таких темпах есть сомнения, что эта громадина хоть когда-нибудь себя окупит.
Лицом к олигархам

От полного краха в начале 90-х годов ярославскую промышленность, опору которой еще с советских времен составляют предприятия ВПК, спасла нефтепереработка. Сейчас губернские власти делают ставку на привлечение иностранных инвестиций и подъем местного машиностроения.
Еще со времен сталинской индустриализации Ярославская область развивалась как регион, насыщенный предприятиями ВПК. По счастью, помимо оборонных мощностей при Советах в губернии возвели мощный нефтеперерабатывающий завод. И сегодня основа благополучия областного бюджета -- нефтепереработка. Не случайно весь областной центр оклеен рекламными плакатами: "Славнефть" -- основа экономики Ярославля" (Ярославский НПЗ и Ярославнефтеоргсинтез контролируются "Славнефтью"). Эти предприятия выпускают 5,7% российского бензина и дизельного топлива, 7,1% топочного мазута. Сегодня на продукцию нефтепереработки приходится 60% экспорта области.
А вот со всей остальной промышленностью дела обстоят не столь радужно. Не будем подробно описывать судьбу местных предприятий в первой половине 90-х годов, она ничем не отличается от среднероссийской ситуации -- неудачные попытки конверсии, простои производства, невыплаты зарплаты и т.д.
Однако в последние три года положение в ярославской индустрии постепенно меняется к лучшему. Не в последнюю очередь благодаря тому, что Лисицын не противится приходу в губернию крупного капитала.
Пример тому -- автомобильная промышленность. В прошлом году "Сибирский алюминий" с одобрения Лисицына получил контроль над тремя ярославскими заводами по производству дизелей и топливной аппаратуры (ТМЗ, ЯМЗ и ЯЗТА). "СибАлу" эти производства стали нужны после приобретения Горьковского автозавода.
Другой пример: в 1999 году Ярославский шинный завод (ЯШЗ) был присоединен к Сибирско-Уральской нефтегазовой компании (СИБУР). И сейчас мощности предприятия загружены на 100%. Каждая пятая выпускаемая в России шина -- из Ярославля. Ежегодно предприятие вкладывает до $15 млн. собственных средств в модернизацию производства.
Росту промышленного производства способствует и налоговая политика областных властей. Инвесторам здесь предлагается ряд льгот. Например, предприятию снижается ставка налога на имущество, если в течение двух лет оно вкладывает средства в увеличение объема собственного производства. Такими льготами в 2001 году пользовались 26 предприятий области.
В прошлом году заработал также закон, по которому предприятиям, увеличивающим свои платежи в областной бюджет, 80% от этого увеличения возвращается.
Для предприятий с иностранным капиталом есть дополнительные льготы -- они сразу после регистрации (если доля иностранного инвестора в уставном капитале составляет не менее 10%) освобождаются от уплаты налога на прибыль на два года. И это приносит свои плоды.
В 1997 году ярославцам удалось перебить у Казахстана инвестиционный проект фирмы Kodak. Уже через два года в Переславле-Залесском на базе некогда знаменитой компании "Славич", выпускавшей кинофотопленку, было запущено производство по конечной обработке фотобумаги и расфасовке фотохимикатов. Объем инвестиций составил $17 млн.
В 1996--1998 годах был реализован инвестиционный проект с германской фирмой Sasib, которая на увеличение выпуска сигарет с фильтром инвестировала табачной фабрике "Балканская звезда" $82 млн.
В развитие производства и реконструкцию варочного цеха АО "Ярпиво" Baltic Beveridges Holding в 1998 году вложил $55 млн.
Итальянскую фирму ZANUSSI ярославцы в позапрошлом году "раскрутили" на $37 млн. для производства компрессоров.
В целом же инвестиции в основной капитал в Ярославской области увеличились -- в сопоставимых ценах -- с 6 млрд. рублей в 1999 году до 13 млрд. в году 2001-м.
От сердца к сердцу

Доверие своих избирателей Лисицын оправдывает в полной мере -- более 80% расходов областного бюджета идет на социальные нужды.
Лисицын прекрасно понимает: инвестиции, налоговые льготы и проценты промышленного производства -- все это крайне далеко от избирателя. А вот ситуация с зарплатами, пенсиями и пособиями напрямую влияет на число голосов, получаемых на выборах.
Губернаторские надбавки к зарплате в области получают библиотекари (30% от тарифной сетки), врачи (50%) и молодые педагоги (30%). Долгов по зарплате в Ярославской области нет.
Уже два года в области действует программа внедрения новых технологий в здравоохранение. Область закупает новое современное диагностическое и лечебное оборудование. Два прибора японского производства, купленные для онкологического диспансера, и три американских диагностических аппарата обошлись областной казне в $800 тыс.
В 2000 году Лисицын развернул в области реформу сельского среднего образования. Для этого была создана система базовых (объединившая 17 лучших) сельских школ, каждую из которых оснастили современной компьютерной техникой. Остальные школы на селе попросту закрыли, оставив в них лишь начальные классы. Для доставки детворы в базовые школы на Курянском автозаводе заказано 55 автобусов. Родители восприняли новшество на ура: проезд бесплатный, кроме того, дети ездят в школу и обратно под присмотром воспитателя.
Во сколько обошлось это новаторство бюджету, неизвестно, но эта губернаторская образовательная программа была признана лучшей и удостоена гранта фонда Сороса в размере $16,5 тыс.
На спонсорские деньги проводится в Ярославской области и губернаторская акция "От сердца к сердцу": детей, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, по экстренным показаниям оперируют в лучших клиниках страны и зарубежья. За два последних года прооперированы 134 ребенка.
Еще одно направление, привлекающее пристальное внимание губернатора, -- развитие туризма. Ведь на территории области находятся такие известные, входящие в Золотое кольцо России города, как Ярославль, Углич, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Однако за последнее десятилетие вся туристическая инфраструктура Золотого кольца пришла в упадок.
Одна из главных проблем -- отсутствие комфортабельных гостиниц. В Ростове Великом, например, из шести функционировавших в начале 90-х интуристовских гостиниц осталось лишь две, и одновременно они могут принять не более 50 человек. Не лучше ситуация и в самом Ярославле, где в более-менее приличном состоянии осталось всего три гостиницы.
А между тем туризм -- одна из потенциальных "золотых жил" для областной казны. Ведь даже сейчас -- при ужасающем состоянии туристической инфраструктуры -- найти свободные места в гостиницах Ярославля очень непросто. Бронировать номера приходится за месяц. Туристов размещают в общежитиях, санаториях и на частных квартирах.
Чтобы стимулировать развитие отрасли, в 2000 году обладминистрация выступила гарантом в инвестиционном проекте по строительству малых гостиниц европейского класса (стоимость проекта оценивается в $10 млн., срок окупаемости -- 8--9 лет). Лисицын заявил, что власть готова предоставить инвесторам налоговые льготы до выхода проектов на полную окупаемость. Сегодня уже подано несколько заявок на участие. Параллельно была сделана ставка на возрождение местных промыслов.
Были открыты музеи Мыши, Русских валенок и Русской водки, гончарни и кузницы. В Рыбинске создана целая улица мастеров.
В 2001 году Лисицын учредил специальный приз губернатора (500 тыс. рублей), который вручается победителю конкурса "Лучшее предприятие туристической отрасли", проводимого среди турфирм, гостиниц и предприятий общественного питания.
Усилия властей постепенно дают плоды: в прошлом году область приняла 300 тысяч туристов, что втрое больше, чем в 1996-м.

Некоторые основные социально-экономические показатели Ярославской области

Анатолий Лисицын за десять лет руководства Ярославской областью научился находить общий язык со всеми. Крупному капиталу он не препятствует скупать наиболее привлекательные местные предприятия, федеральному центру демонстрирует полную лояльность, а свой электорат удерживает сильной социальной политикой.Лично известен


Обратная сторона нарочито подчеркиваемой Лисицыным личной скромности -- его пристрастие к грандиозным проектам.

В первое время губернаторства Лисицына часто сравнивали с Черномырдиным -- областной голова страдал тогда редкостным косноязычием. Десять лет общественной деятельности сделали из него неплохого оратора: сегодня он общается легко и просто и умеет "чувствовать" аудиторию. Что видно и из результатов выборов: уже дважды -- в 1995 и 1999 годах -- за Лисицына на губернаторских выборах отдали свои голоса более 70% избирателей.

Свою команду Лисицын сформировал в первые годы губернаторства (а главой области он стал по указу президента Бориса Ельцина в 1991-м) и в подборе кадров не ошибся: костяк команды (9 из 15 человек), сформированной десять лет назад, успешно работает с ним до сих пор.

Как руководитель Лисицын старается выглядеть демократичным -- всегда выслушает мнение подчиненных, но следует принципу "мы посоветовались, и я решил".

Создав в области свою вертикаль власти, Лисицын успешно встроился в вертикаль федеральную. Ярославский губернатор никогда не скрывал своего стремления к тесным отношениям с руководством страны. Гайдар, Черномырдин, Сосковец, Примаков, Лужков, Касьянов числились или до сих пор числятся среди личных знакомых Лисицына. Например, с Михаилом Касьяновым Анатолий Лисицын знаком с 1993 года, когда Касьянов работал еще в Министерстве финансов. Сегодня их связывают и совместный отдых, и совместные деловые поездки, последней из которых был визит в Польшу в мае 2001 года.

Выстраивание хороших личных отношений с властями Лисицын удачно дополняет и активным участием в федеральной политике. Он работает в президиуме Госсовета при президенте России, где возглавляет комиссию по реформированию ВПК. Говорят, что Лисицын на хорошем счету у Путина, который, став президентом, посетил Ярославскую область одной из первых.

С ярославскими бизнесменами и промышленниками у Лисицына полное взаимопонимание, а с некоторыми даже приятельские отношения. Так, с Яковом Якушевым, которого в народе именуют не иначе как владельцем заводов, магазинов и пароходов, Лисицын изредка на пару играет в бильярд или болеет за любимые спортивные команды. Среди друзей Лисицына числится и Николай Тонков -- гендиректор Ярославского шинного завода. Эти свои связи с предпринимателями губернатор умело использует: когда областной казне требуются деньги, Лисицын не стесняется намекнуть тому же Якушеву или Тонкову, что, мол, неплохо бы поделиться. Случаи отказа на подобные просьбы неизвестны.

К критике со стороны СМИ Лисицын относится спокойно, за что его называют толстокожим. Подчиненных же губернатор всегда наставляет: "Подставились -- терпите. Ошибки чиновников -- это хлеб для журналистов".

В публичном пространстве Лисицын усиленно демонстрирует щепетильность во всем, что касается его доходов и условий жизни. К примеру, долгое время губернатор прожил с семьей (женой, дочерью, зятем и внуком) в малогабаритной трехкомнатной квартире. Задумав улучшить жилищные условия, губернаторская семья официально взяла кредит под покупку квартиры в новом доме.

Обратная сторона нарочитой бытовой скромности Лисицына -- его пристрастие к грандиозным (в масштабах области) проектам. Самый известный из них -- Ледовый дворец, представляющий собой копию санкт-петербургского. К строительству арены приступили в начале 90-х годов. Получив поддержку Черномырдина, Лисицын попросил у областной Думы дать разрешение на заем в $39 млн. Это было начало. Потом губернатор искал дополнительных инвесторов и кредиторов, выбивал деньги из федеральной казны. В списке спонсоров строительства Ледового дворца сегодня называют "ЛУКойл", ТНК, "Газпром", МПС, мэрию Москвы, иностранные компании. Кем сколько вложено -- никто в ярославской обладминистрации точно сказать не может. В общей сложности в лед Арены-2000 закатано более $118 млн. долларов.

Лисицын утверждает, что ни одной копейки бюджетных средств на дворец затрачено не было. И гордится, что универсальный культурно--спортивный комплекс площадью свыше 33 тыс. кв. метров на 9097 мест, несмотря ни на что, построен и успешно функционирует. Не бывает недели, чтобы здесь не проводилось соревнование или концерт -- причем при полном аншлаге. Но даже при таких темпах есть сомнения, что эта громадина хоть когда-нибудь себя окупит.

Лицом к олигархам


От полного краха в начале 90-х годов ярославскую промышленность, опору которой еще с советских времен составляют предприятия ВПК, спасла нефтепереработка. Сейчас губернские власти делают ставку на привлечение иностранных инвестиций и подъем местного машиностроения.

Еще со времен сталинской индустриализации Ярославская область развивалась как регион, насыщенный предприятиями ВПК. По счастью, помимо оборонных мощностей при Советах в губернии возвели мощный нефтеперерабатывающий завод. И сегодня основа благополучия областного бюджета -- нефтепереработка. Не случайно весь областной центр оклеен рекламными плакатами: "Славнефть" -- основа экономики Ярославля" (Ярославский НПЗ и Ярославнефтеоргсинтез контролируются "Славнефтью"). Эти предприятия выпускают 5,7% российского бензина и дизельного топлива, 7,1% топочного мазута. Сегодня на продукцию нефтепереработки приходится 60% экспорта области.

А вот со всей остальной промышленностью дела обстоят не столь радужно. Не будем подробно описывать судьбу местных предприятий в первой половине 90-х годов, она ничем не отличается от среднероссийской ситуации -- неудачные попытки конверсии, простои производства, невыплаты зарплаты и т.д.

Однако в последние три года положение в ярославской индустрии постепенно меняется к лучшему. Не в последнюю очередь благодаря тому, что Лисицын не противится приходу в губернию крупного капитала.

Пример тому -- автомобильная промышленность. В прошлом году "Сибирский алюминий" с одобрения Лисицына получил контроль над тремя ярославскими заводами по производству дизелей и топливной аппаратуры (ТМЗ, ЯМЗ и ЯЗТА). "СибАлу" эти производства стали нужны после приобретения Горьковского автозавода.

Другой пример: в 1999 году Ярославский шинный завод (ЯШЗ) был присоединен к Сибирско-Уральской нефтегазовой компании (СИБУР). И сейчас мощности предприятия загружены на 100%. Каждая пятая выпускаемая в России шина -- из Ярославля. Ежегодно предприятие вкладывает до $15 млн. собственных средств в модернизацию производства.

Росту промышленного производства способствует и налоговая политика областных властей. Инвесторам здесь предлагается ряд льгот. Например, предприятию снижается ставка налога на имущество, если в течение двух лет оно вкладывает средства в увеличение объема собственного производства. Такими льготами в 2001 году пользовались 26 предприятий области.

В прошлом году заработал также закон, по которому предприятиям, увеличивающим свои платежи в областной бюджет, 80% от этого увеличения возвращается.

Для предприятий с иностранным капиталом есть дополнительные льготы -- они сразу после регистрации (если доля иностранного инвестора в уставном капитале составляет не менее 10%) освобождаются от уплаты налога на прибыль на два года. И это приносит свои плоды.

В 1997 году ярославцам удалось перебить у Казахстана инвестиционный проект фирмы Kodak. Уже через два года в Переславле-Залесском на базе некогда знаменитой компании "Славич", выпускавшей кинофотопленку, было запущено производство по конечной обработке фотобумаги и расфасовке фотохимикатов. Объем инвестиций составил $17 млн.

В 1996--1998 годах был реализован инвестиционный проект с германской фирмой Sasib, которая на увеличение выпуска сигарет с фильтром инвестировала табачной фабрике "Балканская звезда" $82 млн.

В развитие производства и реконструкцию варочного цеха АО "Ярпиво" Baltic Beveridges Holding в 1998 году вложил $55 млн.

Итальянскую фирму ZANUSSI ярославцы в позапрошлом году "раскрутили" на $37 млн. для производства компрессоров.

В целом же инвестиции в основной капитал в Ярославской области увеличились -- в сопоставимых ценах -- с 6 млрд. рублей в 1999 году до 13 млрд. в году 2001-м.

От сердца к сердцу


Доверие своих избирателей Лисицын оправдывает в полной мере -- более 80% расходов областного бюджета идет на социальные нужды.

Лисицын прекрасно понимает: инвестиции, налоговые льготы и проценты промышленного производства -- все это крайне далеко от избирателя. А вот ситуация с зарплатами, пенсиями и пособиями напрямую влияет на число голосов, получаемых на выборах.

Губернаторские надбавки к зарплате в области получают библиотекари (30% от тарифной сетки), врачи (50%) и молодые педагоги (30%). Долгов по зарплате в Ярославской области нет.

Уже два года в области действует программа внедрения новых технологий в здравоохранение. Область закупает новое современное диагностическое и лечебное оборудование. Два прибора японского производства, купленные для онкологического диспансера, и три американских диагностических аппарата обошлись областной казне в $800 тыс.

В 2000 году Лисицын развернул в области реформу сельского среднего образования. Для этого была создана система базовых (объединившая 17 лучших) сельских школ, каждую из которых оснастили современной компьютерной техникой. Остальные школы на селе попросту закрыли, оставив в них лишь начальные классы. Для доставки детворы в базовые школы на Курянском автозаводе заказано 55 автобусов. Родители восприняли новшество на ура: проезд бесплатный, кроме того, дети ездят в школу и обратно под присмотром воспитателя.

Во сколько обошлось это новаторство бюджету, неизвестно, но эта губернаторская образовательная программа была признана лучшей и удостоена гранта фонда Сороса в размере $16,5 тыс.

На спонсорские деньги проводится в Ярославской области и губернаторская акция "От сердца к сердцу": детей, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, по экстренным показаниям оперируют в лучших клиниках страны и зарубежья. За два последних года прооперированы 134 ребенка.

Еще одно направление, привлекающее пристальное внимание губернатора, -- развитие туризма. Ведь на территории области находятся такие известные, входящие в Золотое кольцо России города, как Ярославль, Углич, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Однако за последнее десятилетие вся туристическая инфраструктура Золотого кольца пришла в упадок.

Одна из главных проблем -- отсутствие комфортабельных гостиниц. В Ростове Великом, например, из шести функционировавших в начале 90-х интуристовских гостиниц осталось лишь две, и одновременно они могут принять не более 50 человек. Не лучше ситуация и в самом Ярославле, где в более-менее приличном состоянии осталось всего три гостиницы.

А между тем туризм -- одна из потенциальных "золотых жил" для областной казны. Ведь даже сейчас -- при ужасающем состоянии туристической инфраструктуры -- найти свободные места в гостиницах Ярославля очень непросто. Бронировать номера приходится за месяц. Туристов размещают в общежитиях, санаториях и на частных квартирах.

Чтобы стимулировать развитие отрасли, в 2000 году обладминистрация выступила гарантом в инвестиционном проекте по строительству малых гостиниц европейского класса (стоимость проекта оценивается в $10 млн., срок окупаемости -- 8--9 лет). Лисицын заявил, что власть готова предоставить инвесторам налоговые льготы до выхода проектов на полную окупаемость. Сегодня уже подано несколько заявок на участие. Параллельно была сделана ставка на возрождение местных промыслов.

Были открыты музеи Мыши, Русских валенок и Русской водки, гончарни и кузницы. В Рыбинске создана целая улица мастеров.

В 2001 году Лисицын учредил специальный приз губернатора (500 тыс. рублей), который вручается победителю конкурса "Лучшее предприятие туристической отрасли", проводимого среди турфирм, гостиниц и предприятий общественного питания.

Усилия властей постепенно дают плоды: в прошлом году область приняла 300 тысяч туристов, что втрое больше, чем в 1996-м.


Некоторые основные социально-экономические показатели Ярославской области

ПоказателиНа 1.01.2000На 1.01.2001На 1.06.2002

Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)126% -- 5-е место (111%)**117% -- 19-е место (112%)112,0% -- 12-е место (104,9%)

Индекс потребительских цен133,1% -- 74-е место (136,5%)120,1% -- 45-е место (120,2%)108,3% -- 49-е место (109,0%)

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в общей численности населения региона)22,5%*** -- 44-е место (23,4%)27,7% -- 69-е место (29,9%)***27,3% -- 78-е место (32,4%)***

Среднемесячная начисленная заработная плата занятых в экономике1290,1 рубля -- 27-е место (1522,6 рубля)1905,8 рубля -- 38-е место (2223,4 рубля)4297,2 рубля -- 34-е место (4522 рубля)

Просроченная задолженность по заработной плате174 млн. рублей94 млн. рублей177,7 млн. рублей

Средний размер назначенных месячных пенсий511,2 рубля -- 50-е место (521,5 рубля)839,9 рубля -- 29-е место (823,4 рубля)1082,4 рубля -- 34-е место (1096,5 рубля)

Общая численность зарегистрированных безработных11,2 тыс. человек10,2 тыс. человек9,4 тыс. человек

Данные по Чеченской Республике не учитываются.


* Место среди других субъектов РФ.


** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.


*** Без учета данных по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу.

СВЕТЛАНА МОРГУНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».