26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "За бензином – в очередь"

Архивная публикация 2006 года: "За бензином – в очередь"

Импорт бензина в Россию?! И такое возможно. Российские нефтяные компании утверждают, что в начале этого лета на внутреннем рынке впервые ощущался дефицит нефтепродуктов. Этот неожиданный фактор называют одной из причин заметного роста цен на топливо, который могли наблюдать автолюбители всей страны.

Сейчас дефицит топлива можно предотвратить, делая запасы в периоды низкого спроса и снижая объемы экспорта нефтепродуктов. Но это — временная передышка и сиюминутные меры.

Главная проблема кроется в другом: если положение в нефтепереработке не изменится, то уже к 2010 году может сложиться ситуация, когда России придется импортировать моторное топливо.

Всего на данный момент в стране действует 25 более или менее крупных нефтеперерабатывающих заводов. Все они — наследие Советского Союза, в постперестроечное время не было построено ни одного крупного НПЗ. Суммарная проектная мощность первичной переработки на всех российских НПЗ составляет 260 млн. тонн нефти в год. В прошлом году, по данным Росстата, на них переработано 207 млн. тонн нефти, то есть загрузка НПЗ в настоящее время составляет около 80% — резервы еще есть.

Как в прошлом, так и в нынешнем году рекордные экспортные пошлины на нефть и высокие цены на ГСМ на внутреннем рынке заставляют расти объемы переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, в январе—июле в России было переработано почти 125 млн. тонн нефти, что на 5,8% больше, чем за тот же период 2005 года. Нетрудно подсчитать, что если переработка будет расти теми же темпами (а сомневаться в этом пока нет оснований), то уже через четыре года российские НПЗ будут загружены на 100%.

Необходимо также учитывать, что объем переработки нефти отнюдь не дает представления о выпуске моторного топлива. Дело в том, что в основном в России выпускаются мазут, газойль и дизтопливо низкого качества, а производство, к примеру, автомобильных бензинов в 2005 году составило всего 32 млн. тонн!

Между тем российский парк легковых автомобилей стремительно растет. Автомобилизация населения России уже сейчас составляет около 37%, а через три года автовладельцем станет уже каждый второй россиянин. По данным ГИБДД, на начало 2006 года парк легковых автомобилей в стране составлял 25568700 машин. Ажиотаж и многомесячные очереди на покупку новых иномарок в этом году всем известны, а строящиеся в России автозаводы и, как следствие, снижение цен на качественные авто, могут в разы увеличить количество автомобилей. А значит, и спрос на бензин.

Однако силами российских заводов удовлетворить этот растущий спрос будет невозможно. В начале года отечественные НПЗ производили 4,8 л бензина в день на каждую зарегистрированную в России легковую машину. Эксперты прогнозируют, что к 2011 году в день будет производиться лишь около 3,2 л бензина на автомобиль, а к 2015 году и того меньше — около 2,6 л. Очевидно, что этого недостаточно — только для поездок из дома на работу и обратно многие москвичи и жители Подмосковья тратят гораздо больше топлива.

При этом в настоящее время в России строится лишь один новый нефтеперерабатывающий завод — он будет расположен в Нижнекамске (Республика Татарстан), его мощность составит 7 млн. тонн нефти в год. Другим мощностям в ближайшее время взяться неоткуда: даже если нефтяные компании, ранее заявлявшие о планах строительства НПЗ в Ленинградской и Московской областях, приступят к реализации этих проектов, к 2010 году ни один завод не будет введен в эксплуатацию.

Проблему можно было бы решить модернизацией действующих НПЗ, однако у нефтяных компаний сейчас существуют лишь точечные планы модернизации НПЗ и увеличения выхода светлых нефтепродуктов. Вплотную модернизацией занимается, пожалуй, лишь «ЛУКОЙЛ», уже производящий топливо евростандартов. Остальные нефтяные компании заняты в основном переделом собственности.

Эксперты утверждают, что за четыре года ситуация коренным образом не изменится — на строительство и модернизацию заводов требуется много времени и огромные инвестиции. По различным оценкам, российская нефтепереработка требует от $15 млрд. до $30 млрд. инвестиций — иначе уже к 2010 году в стране возникнет настоящий дефицит бензина, и правительству придется либо снижать импортные пошлины на ГСМ, либо вводить талоны. Согласитесь, и то, и другое — явный абсурд для нефтедобывающей страны, занимающей по экспорту нефти лидирующие позиции в мире.

Импорт бензина в Россию?! И такое возможно. Российские нефтяные компании утверждают, что в начале этого лета на внутреннем рынке впервые ощущался дефицит нефтепродуктов. Этот неожиданный фактор называют одной из причин заметного роста цен на топливо, который могли наблюдать автолюбители всей страны.

Сейчас дефицит топлива можно предотвратить, делая запасы в периоды низкого спроса и снижая объемы экспорта нефтепродуктов. Но это — временная передышка и сиюминутные меры.

Главная проблема кроется в другом: если положение в нефтепереработке не изменится, то уже к 2010 году может сложиться ситуация, когда России придется импортировать моторное топливо.

Всего на данный момент в стране действует 25 более или менее крупных нефтеперерабатывающих заводов. Все они — наследие Советского Союза, в постперестроечное время не было построено ни одного крупного НПЗ. Суммарная проектная мощность первичной переработки на всех российских НПЗ составляет 260 млн. тонн нефти в год. В прошлом году, по данным Росстата, на них переработано 207 млн. тонн нефти, то есть загрузка НПЗ в настоящее время составляет около 80% — резервы еще есть.

Как в прошлом, так и в нынешнем году рекордные экспортные пошлины на нефть и высокие цены на ГСМ на внутреннем рынке заставляют расти объемы переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, в январе—июле в России было переработано почти 125 млн. тонн нефти, что на 5,8% больше, чем за тот же период 2005 года. Нетрудно подсчитать, что если переработка будет расти теми же темпами (а сомневаться в этом пока нет оснований), то уже через четыре года российские НПЗ будут загружены на 100%.

Необходимо также учитывать, что объем переработки нефти отнюдь не дает представления о выпуске моторного топлива. Дело в том, что в основном в России выпускаются мазут, газойль и дизтопливо низкого качества, а производство, к примеру, автомобильных бензинов в 2005 году составило всего 32 млн. тонн!

Между тем российский парк легковых автомобилей стремительно растет. Автомобилизация населения России уже сейчас составляет около 37%, а через три года автовладельцем станет уже каждый второй россиянин. По данным ГИБДД, на начало 2006 года парк легковых автомобилей в стране составлял 25568700 машин. Ажиотаж и многомесячные очереди на покупку новых иномарок в этом году всем известны, а строящиеся в России автозаводы и, как следствие, снижение цен на качественные авто, могут в разы увеличить количество автомобилей. А значит, и спрос на бензин.

Однако силами российских заводов удовлетворить этот растущий спрос будет невозможно. В начале года отечественные НПЗ производили 4,8 л бензина в день на каждую зарегистрированную в России легковую машину. Эксперты прогнозируют, что к 2011 году в день будет производиться лишь около 3,2 л бензина на автомобиль, а к 2015 году и того меньше — около 2,6 л. Очевидно, что этого недостаточно — только для поездок из дома на работу и обратно многие москвичи и жители Подмосковья тратят гораздо больше топлива.

При этом в настоящее время в России строится лишь один новый нефтеперерабатывающий завод — он будет расположен в Нижнекамске (Республика Татарстан), его мощность составит 7 млн. тонн нефти в год. Другим мощностям в ближайшее время взяться неоткуда: даже если нефтяные компании, ранее заявлявшие о планах строительства НПЗ в Ленинградской и Московской областях, приступят к реализации этих проектов, к 2010 году ни один завод не будет введен в эксплуатацию.

Проблему можно было бы решить модернизацией действующих НПЗ, однако у нефтяных компаний сейчас существуют лишь точечные планы модернизации НПЗ и увеличения выхода светлых нефтепродуктов. Вплотную модернизацией занимается, пожалуй, лишь «ЛУКОЙЛ», уже производящий топливо евростандартов. Остальные нефтяные компании заняты в основном переделом собственности.

Эксперты утверждают, что за четыре года ситуация коренным образом не изменится — на строительство и модернизацию заводов требуется много времени и огромные инвестиции. По различным оценкам, российская нефтепереработка требует от $15 млрд. до $30 млрд. инвестиций — иначе уже к 2010 году в стране возникнет настоящий дефицит бензина, и правительству придется либо снижать импортные пошлины на ГСМ, либо вводить талоны. Согласитесь, и то, и другое — явный абсурд для нефтедобывающей страны, занимающей по экспорту нефти лидирующие позиции в мире.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».