Наверх
21 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Здравствуй, Дедушка Мороз! Ты скелетов нам принес?"

«Весело, весело встретим Новый год!» — радостно прыгали детишки под черной елочкой, украшенной скелетами. А с неба падали огромные черные снежинки…Нет, это не краткое содержание праздничной серии про «Семейку Адамс», а рекомендация по встрече Нового года для тех, кто причисляет себя к стильным мира сего. В этом году в моде черно-белая гамма. Причем это относится не только к новогодним нарядам, но и к елочным украшениям. Впрочем, считает дизайнер студии Baker Кирилл Гусев, «так как black-style елочных украшений пришел из модных коллекций одежды, то это не тренд, а конъюнктурная мода на сезон».

Лично в моем детстве вопрос, какого цвета серпантин актуален в этом году, не стоял. Предновогодняя истерика по украшению жилища заключалась в одном: изловчиться купить на базаре елку, а не палку, и достать с антресолей ящик с игрушками. Дальше по известному сценарию: елка — зеленая, наверху — звезда или шпиль, на ветках — разноцветные шарики и вечно серебристый «дождик» с гирляндами. Под елкой — снегурочка и дед-мороз из ваты, в комнате пахнет мандаринами. С Новым годом, дорогие товарищи!

А теперь оказалось, что елки-то бывают разные — черные, белые, красные, не говоря уже про игрушки…

Стиль обходится дорого

«Мама, посмотри, какая смешная невеста! Только почему-то от нее один скелетик остался», — радовалась на выставке елочных игрушек девочка лет девяти. «Страсть Господня, от таких игрушек инфаркт хватит», — бурчала мама, пребывая в предобморочном состоянии от цен. Стильная черная елочка, как, впрочем, и традиционная, усыпанная белым искусственным снегом, обойдется в 500—1000 евро в зависимости от размера.

«Скелеты раскупили сразу, мы приобрели их немного, не ожидали, что на них будет такой спрос», — поделилась представитель бельгийской компании GudwilI Татьяна Воротникова. Елочные игрушки «потусторонней» тематики, вроде скелетов жениха и невесты, вампиров и потомков Дракулы и разные напольные «ужастики», призванные заменить Снегурочку и Деда Мороза, обойдутся от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.

Филигранное следование стилю обязывает: не всякая елка подойдет для игрушечных монстров и декадансных черных шаров. В угоду моде от зеленой живой красавицы, к вящей радости экологов, придется отказаться. «Черные игрушки хороши на серебристой елке, на зеленую я бы их вешать не стала — будут смотреться, как грязное пятно, — говорит дизайнер «Холидей классикс» Наталья Демская. — А скелеты, по-моему, больше подходят для Хэллоуина, нежели для Нового года».

Впрочем, тема «ужастиков» в дизайне совсем не нова. «Пару лет назад черепа с костями украшали одежду модных дизайнерских домов, и эта тема докатилась наконец и до елочных украшений, — комментирует дизайнер Елена Лазаренко. — Но шары и фигурки сказочных персонажей никто не отменял, модная тенденция — это, скорее, преобладание определенного цвета в украшении елки: сегодня все шары черные, а завтра — желтые. И все эти тенденции создают байеры для выкачивания ваших денег».

Поэтому не стоит удивляться, что новогодняя черно-белая гамма, с которой в этом году носятся те же байеры, находит отклик в душе нашего покупателя со скрипом. По словам руководителя проекта «Новогодняя ночь» Максима Городнова, черные елочные аксессуары удастся внедрить на рынок года через два-три: «Пока же черным елкам радуются в основном продвинутые дизайнеры».
Кошечки или скелеты?    И правда, черная елка, украшенная дизайнером, будет хорошо смотреться в салоне в специально созданном антураже, а на фоне ваших обоев может и разочаровать. Ведь в Новый год хочется радости, буйства цвета. Душа простых людей по-прежнему жаждет праздника и феерии, поэтому консерваторам дизайнеры рекомендуют украшать елку стеклянными бусами и игрушками в виде цветов, фруктов и бабочек. «Такие игрушки пользуются особой популярностью на Севере России, — продолжает Воротникова. — Люди скучают по лету и солнцу, и хочется чего-то яркого, тропического».

В этом году вернулась мода и на разноцветные стеклянные дутые фигурки сказочных персонажей, которые производятся ограниченным тиражом — 100 экземпляров. Их любят наши знаменитости, например Александр Масляков и Ксения Собчак. Татьяна Воротникова поясняет: «Даже если какой-то богатый человек захочет 101-ю такую игрушку, ему откажут».

По-прежнему востребованы авторские елочные игрушки, как, например, от знаменитого американского дизайнера Кристофера Радко. Сказочные фигурки из стекла в его мастерской выдувают вручную, над каждой работают не менее четырех человек (цена от 3 тыс. до 5 тыс. рублей). Для эстетов-интеллектуалов, не желающих проводить Новый год в компании «живых мертвецов», дизайнер Викторина Петросян (дочь Евгения Петросяна) создала коллекцию персонажей из спектаклей Дягилевских сезонов в Париже по эскизам Льва Бакста — елочные Одалиска, Мурини, Индийский юноша, Щелкунчик.

Что более судьбоносно: кошечки в костюмах французского королевского двора XVIII века или семья скелетов — дело вкуса. Для кошечек под елкой сделают домик, для скелетов — склепик.

В этом году появилась еще одна тенденция, которая имеет больше шансов прижиться на новогодней российской почве, нежели персонажи классических триллеров. Владелица бутика эксклюзивных подарков Viva Татьяна Витько заметила, что на ежегодной международной ярмарке в Нью-Йорке «европейские компании представили коллекции игрушек «а-ля рус», из войлока, — валенки всех размеров и трогательных зверушек в эстетике 60-х». Да и на минувшей Рождественской ярмарке в ЦДХ валяных игрушек было хоть отбавляй.

Макушкой вниз

В прошлом году дизайнеры предлагали елки, расширяющиеся кверху, а в этом актуальны елки-сосны (на голом металлическом шесте еловые ветки в виде шара. — «Профиль») и половинчатые елки. Половинки хвойных деревьев наверняка порадуют обладателей небольших квартир. Главное — найти свободный кусок стены. И комната освобождается, и украшений надо ровно вполовину меньше, и подарки под такой елкой выглядят внушительнее. Еще одно дизайнерское изобретение — елка на потолке макушкой вниз, — в общем, не ново. Говорят, именно таким образом рекомендовал ставить елки Петр Первый. В США последние два года елка-перевертыш пользуется изрядной популярностью: сработал лозунг «Под перевернутой елкой остается больше места для подарков». А в некоторых отечественных психушках уже полвека именно так елки и ставят, говорят, у больных от этого просыпается чувство юмора. Украшать рекомендуется лишь нижнюю часть елки-перевертыша.

Но центр елочной моды, как, впрочем, и любой — в Париже, в Центре Жоржа Помпиду. Там на ежегодной елочной выставке известные дизайнеры изгаляются кто во что горазд: Дом Givenchy предложил елку с черным снегом на ветвях, а кутюрье Джон Гальяно произвел фурор елкой в виде гигантского черного градусника с красной ниткой ртути посередине. Стильно, эффектно, но жутковато…

Однако нашим даже самым-самым продвинутым модникам до такого экстрима все же далеко. В России больше шансов для создания спроса на игрушки в стиле винтаж или подлинные старые украшения, десятилетиями хранившиеся на пыльных антресолях.

«Ну какая может быть мода на елки? — удивляется дизайнер Оксана Ярмольник. — Моде следуют люди, ограниченные в своих творческих возможностях. Лично я не собираюсь покупать экзотическую елку или украшать ее вурдалаками и скелетами. Моя елка должна быть родом из детства. Опять же, когда ты каждый год достаешь игрушки мам и пап, бабушек и дедушек — это уже семейная традиция. В этих игрушках — история нашей страны»

И правильно, а то вся эта чернуха напоминает страшилку из пионерского детства: «Черная-черная рука, с черным-черным шаром тянулась к черной-черной елке, а из черного-черного телевизора…»

С Новым годом! С новым счастьем!    



История игрушек

В России первые елки появились в XIX веке на крышах и заборах питейных заведений — в качестве украшений. «Даже не могу сказать, с чем это связано», — говорит Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.

Собственно украшать елки стали в 1860—1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину.

Шары тогда были тяжелыми — тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденновцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.

Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.

В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. «Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками. Мелких игрушек тогда было мало. Я и сам так делал», — смеется Романов.

Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим потребителям российские производители, — это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия, которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко.

Ина Селиванова
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK