26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Железная фрау"

Архивная публикация 2005 года: "Железная фрау"

Секрет блестящей карьеры Ангелы Меркель прост: она умеет приспосабливаться к обстоятельствам и работать локтями. Теперь у нее есть шанс стать первой в истории женщиной-канцлером. Или, по-немецки, фрау канцлерин.

Секрет блестящей карьеры Ангелы Меркель прост: она умеет приспосабливаться к обстоятельствам и работать локтями. Теперь у нее есть шанс стать первой в истории женщиной-канцлером. Или, по-немецки, фрау канцлерин.

«Беги, Ангела, беги»

Как заметил первый федеральный министр из ГДР в правительстве Гельмута Коля и товарищ Меркель по партии Гюнтер Краузе, «Ангела — милая молодая женщина, но если вы неосторожно повернетесь к ней спиной, вы рискуете получить пинок под зад».

Это замечательное качество жизнь воспитывала в ней с детства. Ангела родилась в 1954 году в Гамбурге. Она была третьим ребенком в семье провинциального лютеранского пастора Хорста Каснера. Когда ей было три месяца, отец эмигрировал вместе со всей семьей в ГДР, хотя подавляющее большинство восточных немцев стремились тогда на Запад Германии. Дело не в симпатиях к коммунистам — просто отцу Каснеру поручили приход в забытом богом городке Темплин, который в свое время оказался в советской зоне оккупации. Епархиальное начальство приказало — дисциплинированный пастор не смог отказаться.

Ее мать Герлинда Каснер отправилась вслед за мужем. В ГДР жена пастора не могла рассчитывать на место школьной учительницы, поэтому Герлинда всю свою нереализованную педагогическую страсть вылила на Ангелу. Девочка начала рано говорить, но уверенно пошла только в пять лет. «Беги, девочка, беги, иначе ты будешь здесь никем» — так говорила она Ангеле, когда малышка боялась спуститься с лестницы. Столь же сурово утешала она дочь, когда та приходила в слезах из школы.

В школе Ангелу не любили. Одноклассники изводили насмешками девочку с толстыми ногами, в очках, в ортопедической обуви и с пластинкой на зубах. Она отвечала по-своему. Тогда самой уважаемой наукой была физика, и Ангела стала лучшей по этому предмету. А еще она знала, что «учиться у СССР — значит побеждать» — эти плакаты висели в школьных коридорах, — и Ангела лучше всех выучила русский язык. И даже выиграла две республиканские олимпиады по русскому.

Впрочем, учителя эту пай-девочку тоже недолюбливали — за скрытность и склочный характер. По крайней мере, ее классный руководитель Чарли Хорн ничего хорошего о своей воспитаннице сказать не захотел: «Я вам ничего вообще не скажу об Ангеле Меркель, были эпизоды, о которых я не хочу сегодня вспоминать».

Кстати, во время нынешней избирательной кампании Меркель встретилась с Джорджем Бушем-младшим. Она пыталась убедить его в том, что канцлер Герхард Шредер — плохой партнер. За это нобелевский лауреат Гюнтер Грасс назвал ее ябедой. Похоже, этот порок у нынешнего лидера ХДС появился не вчера.

Как стать Меркель?

Те, кто думает, что правый политик Ангела Меркель с детских лет была в оппозиции к коммунистическому режиму, ошибаются. Как и многие нынешние видные российские политики, она — выходец из комсомола. Причем в социализм и ГДР она верила вполне искренне.

Правда, Ангела все-таки позволяла себе легкую фронду. Например, вступила в «клуб нецелованных», как называли молодежную организацию христианских демократов. Но для дочери священника членство в такой организации было делом естественным, и в школе смотрели на это сквозь пальцы. Ведь в комсомоле она оставалась.

По окончании школы с золотой медалью Ангела поступает на физфак университета в Лейпциге — именно с этого города начнется потом падение ГДР. Бывшие однокашники вспоминают, что будущий лидер христианских демократов старалась ничем не выделяться среди ровесников. Ходила в джинсах и кроссовках, автостопом объездила почти все страны соцлагеря, снимала комнатенку с кроватью, шкафом, столом и туалетом в коридоре, старалась прибиться к любой компании. В общем, стремилась быть как все. Видимо, из этих соображений Ангела и вышла замуж. Своей нынешней фамилией она обязана Ульриху Меркелю, который был на год старше ее.

Первый брак Ангелы разрушила политика. После того как она с отличием окончила университет, семья переехала в Берлин. Здесь новоиспеченной фрау Меркель предложили стать внештатным осведомителем «Штази». Отказ обошелся дорого — Меркель долго не брали на работу учительницей ни физики, ни русского языка. Когда в семье стало совсем туго с деньгами, начался разлад с мужем. Значит, туда ему и дорога, решила Ангела. И ушла, оставив себе фамилию мужа и главное семейное достояние — стиральную машину.

«Я ей тогда сказала: оставь мужу хоть что-нибудь на память, — язвит коллега Меркель по академии Габриелла Отто. — Но Ангела возразила, что это он должен быть счастлив, раз она оставляет себе его фамилию».

И ведь как в воду глядела! Ангела не стала менять фамилию, когда вышла замуж во второй раз. Она была уже достаточно известным политиком, для которого узнаваемая фамилия составляла важный капитал. И кто бы сейчас вспомнил про какого-то Ульриха Меркеля?

Вскоре Меркель помогли устроиться в аспирантуру Академии наук — как и в СССР, в ГДР научным учреждениям иногда позволяли либеральничать. Однако денег не хватало по-прежнему. Ангела живет в маленькой съемной квартирке на окраине Берлина на 650 марок в месяц (по официальному курсу — около 200 советских рублей, но жизнь в ГДР была дороже, чем в СССР). Отец, приехав на ее тридцатилетие, только и сказал: «М-да, далеко ты не пошла».

Но Меркель не унывает. После развода главным содержанием жизни становится физика, и она с головой уходит в свои элементарные частицы. Кроме науки у нее есть еще Маркс и Христос, ее комната завалена книгами Поппера, Грасса, Белля, Булгакова, Гоголя, Солженицына. По дороге в академию она покупает не глянцевые журналы, а газету английских коммунистов The Morning Star. Проблемы международного коммунистического движения Меркель мало волнуют — ей нужен английский язык. Тогда же она начала зачитываться сочинениями отца германской рыночной экономики Людвига Эрхарда.

Правда, открыто говорить о своих новых политэкономических взглядах Меркель не торопилась. Слава диссидента ее явно не привлекала. Демонстрируя свою лояльность, она даже добилась избрания на пост секретаря комитета комсомола в академии.

«Вы знаете, чем она тогда занималась? — возмущается сегодня Габриелла Отто. — Вела у нас в комитете агитпроп! Да-да, агитировала за социализм в гэдээровских цветах!» Стоит, правда, добавить, что сами подружки Меркель по академии эти политинформации прилежно посещали.

Коварство и любовь

Тихая «совковая» жизнь закончилась в конце 80-х годов, когда социалистическая Германия начала стремительно клониться к закату. Меркель решила, что пора заняться настоящим делом.

Когда в 1989 году пала Берлинская стена, Ангела уже была известна как активист Партии демократического обновления — германского аналога нашей Демплатформы КПСС. Лотар де Мезьер, последний глава кабинета министров ГДР, доверил ей пост заместителя пресс-секретаря правительства.

Меркель сделала удачный выбор. После объединения Германии правящая тогда партия ХДС приняла в свои ряды очень многих «обновленцев» и стала активно продвигать демократических политиков из бывшей ГДР. О напористом, образованном и честолюбивом политике заговорили. Надо отдать должное и самой Ангеле. Свою первую предвыборную кампанию на Балтийском побережье она провела великолепно.

Для того чтобы впервые попасть в бундестаг, от дочери священника потребовалось не только умение разговаривать с избирателями, но и отменное здоровье. «Она сидела с нами в пивной, слушала не перебивая, задавала вопросы. И она не пропустила ни одной рюмки шнапса, — вспоминает Иохимм Хубер, пожилой рыбак из Дарса, небольшой деревушки на Рюгене. — И обещала, обещала, обещала, и мы голосовали за нее на выборах в бундестаг. Как всегда, эти обещания так и остались невыполненными. Но мы верили ей. Ведь уже никому нельзя было верить, но должен хоть кто-то хотя бы уметь слушать».

Вскоре молодого депутата от ХДС заметили партийные боссы. Возможно, дело в личной симпатии, которую она смогла внушить даже такому прожженному политику, как Гельмут Коль. Его Ангела также слушала не перебивая, и он ей поверил, как и рюгенские рыбаки. Кроме того, по словам самого Коля, ему понравилось, как Меркель четко и научно излагает свои мысли.

Так или иначе, Коль дал Меркель пост в правительстве, где она неплохо зарекомендовала себя, занимаясь вопросами женщин и молодежи. Этим не ограничилось — вскоре Коль сделал ее заместителем главы правящей партии ХДС, а немного погодя Меркель вознеслась на третью ступеньку в партийной иерархии и стала секретарем ХДС. Она сделала фантастическую карьеру — и все благодаря Гельмуту Колю.

И что вместо благодарности? Когда «Акела промахнулся» и на бывшего канцлера посыпались обвинения в том, что ХДС принимал деньги от своих «олигархов» на партийные нужды, «девочка», как Коль называл Меркель, ударила ниже пояса. Она потребовала от партийного актива сменить руководство ХДС и начать партийное «обновление». Рассказывают, что в те дни Коль был похож то ли на обманутого любовника, то ли на разгневанного отца.

Так же легко она расправилась и с председателем партии Шойбле, прикованным к инвалидной коляске ближайшим соратником Коля. Напор, ораторский талант, карьерная страсть сделали Ангелу привлекательной для молодых членов ХДС, которые увидели в ней свой шанс. Она выгодно выделялась на фоне прежних лидеров христианских демократов, которых после прихода к власти Шредера охватила апатия. И в апреле 2000 года Меркель стала главой влиятельнейшей, хотя и оппозиционной партии.

Во время выборов в бундестаг в 2002 году Ангела уступила место кандидата в канцлеры союзнику по коалиции, руководителю партии ХСС баварцу Эдмунду Штойберу. Но избиратели ему не поверили, и ХДС-ХСС проиграла очередные выборы. Больше она никому не уступала и к нынешним выборам подошла кандидатом в канцлеры от христианских демократов.

Победа-поражение

Впрочем, не исключено, что участие в нынешних выборах в этой роли станет потолком ее карьеры. По результатам выборов в бундестаг блок ХДС-ХСС и свободных демократов опережает СДПГ с «зелеными» всего на три голоса. Сформировать устойчивое парламентское большинство Меркель вряд ли удастся, поэтому не исключено, что христианским демократам придется создавать «большую» коалицию с заклятыми соперниками из СДПГ. В этом случае на пост канцлера могут выдвинуть компромиссную фигуру. А Меркель останется ни с чем.

Ей не простят проигрыша — прежде всего ее товарищи по партии. Три месяца назад, когда Шредер решился пойти на досрочные выборы, отрыв ХДС от социал-демократов составлял почти 30%. На выборах их разделили всего 300 тыс. голосов — менее 1%. Если ХДС окончательно упустит победу, Меркель придется взять всю ответственность на себя.

Как отмечает большинство немецких комментаторов, судьбу выборов решили нюансы. Программы обеих партий почти неразличимы. И христианские демократы, и социалисты признают необходимость реформ и предлагают примерно одинаковые рецепты вывода экономики из стагнации. В итоге многие избиратели решили, что никакой особенной разницы между ней и Шредером нет и что от Шредера хотя бы понятно, чего ждать.

Меркель упрекала Шредера в евразийстве, но ее американизм сыграл против нее. Три года назад Шредер выиграл выборы благодаря тому, что выступил с резкой критикой планов США начать войну в Ираке.

Наконец, выяснилось, что даже страстный и искренний карьеризм — плохая замена харизмы. На экране телевизора Меркель проигрывала Шредеру, которого за умение держаться в кадре называют «телеканцлером».

Но самый коварный удар ей нанесла жена Шредера Дорис. Та спросила, как может Меркель говорить о проблемах женщин, если у нее нет детей. Да, фрау Шредер сказала некрасиво, рассуждали немцы, но ведь это правда. В итоге, как показали опросы, женщины предпочитали голосовать за Шредера, а не за Меркель.

Возможно, тогда Ангела Меркель впервые поняла, до чего неприятно воевать с женщиной.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».