26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: ""Железный занавес" США"

Архивная публикация 1999 года: ""Железный занавес" США"

Ситуацию комментирует президент Международного союза металлургов (МСМ) Серафим КОЛПАКОВ.Проблемы отечественных металлургов на рынке США начались в сентябре прошлого года. Тогда крупнейшие американские производители металлопродукции и руководители профсоюза сталелитейной промышленности обратились к Биллу Клинтону с обращением, в котором говорилось, что импорт российского металла наносит ущерб американским производителям. В этой связи предлагалось ввести антидемпинговые пошлины на пути российской продукции.
Перед угрозой введения пошлин задним числом крупнейшие российские экспортеры уже в ноябре прошлого года приостановили поставки в США горячекатаных рулонов.
22 февраля 1999 года министерства торговли России и США парафировали два соглашения сроком действия на 5 лет -- "О приостановлении антидемпингового разбирательства в отношении поставок горячекатаных рулонов из России на рынок США" и "Всеобъемлющее соглашение по стали, регламентирующее условия и объемы поставок российской металлопродукции на американский рынок".
Согласно первому документу вводился шестимесячный мораторий на поставку горячекатаных рулонов из России, устанавливалась минимальная цена в размере $255 за тонну (с учетом транспортных расходов в России), а также годовая квота в размере 750 тысяч тонн. Реальная рыночная цена на американском рынке без учета "международных" транспортных расходов (а из-за них цена возрастает на $20--40 на каждую тонну металлопродукции) существенно ниже. Становится понятным, что при данных договоренностях рынок США будет попросту закрыт для российских экспортеров.
Что касается объемов квоты, можно привести для сравнения следующую цифру: в 1998 году три ведущих российских комбината (НЛМК, ММК и "Северсталь") поставили на американский рынок около 3,5 млн. тонн данной продукции.
И если первый документ создает хотя бы видимость того, что американская сторона пошла навстречу российским металлургам, то вторая бумага -- "Всеобъемлющее соглашение по стали" -- окончательно лишает наших металлургов возможности присутствия на американском рынке. В частности, ограничения накладываются на поставки всех видов продукции, включая слябы и чугун. Учитывая, что американская сталелитейная промышленность испытывает дефицит в данных товарах, соглашение теряет элементарный экономический смысл.
Но американская сторона не ограничилась в данном документе лишь квотами, оставив за собой право возбуждать очередные антидемпинговые расследования, нарушая таким образом декларируемые ею же правила свободной торговли.
При этом доводы Минторга РФ о том, что подписание соглашения оставит нам право в дальнейшем добиваться пересмотра его отдельных положений, представляются абсолютно беспочвенными. Напротив, у американцев появится возможность уклоняться от решения вопросов, связанных с доступом на рынок США, ссылаясь на имеющиеся договорные обязательства.
Консолидированная позиция крупнейших металлургических предприятий России была следующей. Предприятия соглашались идти на уступки в вопросе о приостановлении антидемпингового расследования в отношении горячекатаных рулонов, осознавая, что в текущем году это будет означать полное закрытие американского рынка, а в дальнейшем предоставит крайне призрачные перспективы для экспорта. Однако отечественные предприятия шли на это, рассчитывая на понимание с американской стороны по мере снижения сложившейся напряженности.
Но в настоящее время политическая ситуация в корне изменилась, и надеяться на то, что США, подписав столь жесткое соглашение, в дальнейшем пойдут на уступки, не очень-то приходится. Хотя обращение Бориса Ельцина к Биллу Клинтону об урегулировании вопроса об экспорте российской стали позволяет надеяться, что вопрос наконец начнет обсуждаться на самом высоком межгосударственном уровне.
Впрочем, отечественные металлургические комбинаты испытывают трудности не только на рынке США. Недавно Китай начал процесс против наших электротехнических сталей, причем явно с подачи японских производителей, стремящихся попросту монополизировать китайский рынок. Есть проблемы и с поставками в Европу. Сейчас мы поставляем в Европу в основном полупродукты, на которых и работает европейская металлургическая промышленность. Поставки продукции более высокого передела ограничены низкими квотами, пересмотра которых в сторону значительного увеличения мы сейчас требуем.
На фоне отсутствия внятной политики властей по защите интересов отечественных товаропроизводителей на внешних рынках абсолютно нелогичным и экономически не обоснованным выглядит решение предыдущего правительства по введению 5-процентной экспортной пошлины на продукцию черной металлургии.
Мы, конечно, полностью отдаем себе отчет в трудностях правительства по наполнению доходной части бюджета, но тем не менее хотели бы в очередной раз разъяснить свою позицию.
В условиях отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке экспорт для отечественных металлургов, к сожалению, остается едва ли не единственным инструментом выживания предприятий и источником поступления "живых" денег, идущих на модернизацию производства, своевременную выплату заработной платы и налогов. Во многом от экспортной деятельности металлургических предприятий сегодня зависят не только масштабные поступления средств в государственный бюджет, но и социально-политическая обстановка в многомиллионных российских регионах.
За последние десять лет конъюнктура мирового рынка черных металлов существенно ухудшилась. Рынок переживает кризис перепроизводства. В мире появилось большое число новых предприятий с современным металлургическим производством, которые составили серьезную конкуренцию традиционным участникам рынка. Снизилось потребление стали. Эти факторы обусловили резкое падение цен на основные виды металлопродукции.
Для российских металлургов положение усугубляется дискриминационной политикой в торговых отношениях со стороны стран ЕС, США и Канады, к которым постепенно присоединяются другие государства, о чем сказано выше.
На этом фоне введение экспортной пошлины означает для отечественной металлургии снижение конкурентоспособности российской продукции, неизбежные трудности с реализацией инвестиционных программ по реструктуризации и модернизации предприятий в условиях финансового кризиса, отставание отечественной металлургии от ведущих металлопроизводящих стран, потерю рынков сбыта, наконец, непредсказуемые социальные последствия.
Кроме того, экспортная пошлина была введена через несколько дней после заслушивания Программы развития металлургии до 2005 года на Комиссии по оперативным вопросам правительства РФ, где выступали руководители Минэкономики и предприятий. Это свидетельствует о полном непонимании властями ситуации в отрасли и отсутствии элементарной скоординированности всех ветвей исполнительной власти.
Таким образом, введение экспортной пошлины -- это, по сути, новый конфискационный налог, который приведет к усугублению ситуации в одной из базовых отраслей российской экономики.
Дальше правительство повело себя еще более непоследовательно, заявив устами представителя Минэкономики о намерении снизить недавно введенные экспортные пошлины на лом черных металлов. Предприятия черной металлургии давно выступали за введение экспортной пошлины на лом, говоря о необходимости поставить хоть какую-то преграду на пути фактического разграбления национального металлофонда.
Лом черных металлов является одной из основных составляющих металлургического производства, определяющих загрузку его мощностей. В 90-е годы резко сократилось потребление металлопродукции машиностроительными отраслями, что стало ключевым фактором негативной тенденции в сфере ломообразования. В то же время с 1996 года в результате высокой доходности приобретает массовый характер экспорт металлолома в страны ближнего и дальнего зарубежья, что было вызвано отменой пошлин на вывоз лома из России. Так, в 1998 году экспорт лома составил 7,5 млн. тонн, что превысило уровень 1997 года на 40,6%. Отрасль стала испытывать катастрофический дефицит сырья. Эта ситуация отрицательно сказалась на деятельности металлургических предприятий и, соответственно, величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Только благодаря введению пошлин часть лома была переориентирована с экспортных поставок на внутренний рынок. Планы по отмене экспортных пошлин на лом могут вновь создать нездоровую экономическую ситуацию в металлургической промышленности -- отрасли, являющейся одним из основных налогоплательщиков России.
Международный союз металлургов неоднократно подчеркивал, что в ходе реформирования экономики металлургия в силу ее объективных особенностей оказалась в неравном положении по сравнению с другими отраслями. Уровень налоговой нагрузки при действующем законодательстве в металлургии оказался в два раза выше, чем по промышленности в целом. Как наиболее энергоемкая и транспортоемкая отрасль (на нее приходится примерно четверть железнодорожных перевозок в стране), металлургия оказалась под особым ценовым давлением естественных монополистов.
Выход, наверное, один: на государственном уровне должна быть принята и реально осуществляться программа защиты национальных экономических интересов, а экономическая политика государства в отношении одной из базовых отраслей российской экономики должна быть продуманной и последовательной.

Ситуацию комментирует президент Международного союза металлургов (МСМ) Серафим КОЛПАКОВ.Проблемы отечественных металлургов на рынке США начались в сентябре прошлого года. Тогда крупнейшие американские производители металлопродукции и руководители профсоюза сталелитейной промышленности обратились к Биллу Клинтону с обращением, в котором говорилось, что импорт российского металла наносит ущерб американским производителям. В этой связи предлагалось ввести антидемпинговые пошлины на пути российской продукции.

Перед угрозой введения пошлин задним числом крупнейшие российские экспортеры уже в ноябре прошлого года приостановили поставки в США горячекатаных рулонов.

22 февраля 1999 года министерства торговли России и США парафировали два соглашения сроком действия на 5 лет -- "О приостановлении антидемпингового разбирательства в отношении поставок горячекатаных рулонов из России на рынок США" и "Всеобъемлющее соглашение по стали, регламентирующее условия и объемы поставок российской металлопродукции на американский рынок".

Согласно первому документу вводился шестимесячный мораторий на поставку горячекатаных рулонов из России, устанавливалась минимальная цена в размере $255 за тонну (с учетом транспортных расходов в России), а также годовая квота в размере 750 тысяч тонн. Реальная рыночная цена на американском рынке без учета "международных" транспортных расходов (а из-за них цена возрастает на $20--40 на каждую тонну металлопродукции) существенно ниже. Становится понятным, что при данных договоренностях рынок США будет попросту закрыт для российских экспортеров.

Что касается объемов квоты, можно привести для сравнения следующую цифру: в 1998 году три ведущих российских комбината (НЛМК, ММК и "Северсталь") поставили на американский рынок около 3,5 млн. тонн данной продукции.

И если первый документ создает хотя бы видимость того, что американская сторона пошла навстречу российским металлургам, то вторая бумага -- "Всеобъемлющее соглашение по стали" -- окончательно лишает наших металлургов возможности присутствия на американском рынке. В частности, ограничения накладываются на поставки всех видов продукции, включая слябы и чугун. Учитывая, что американская сталелитейная промышленность испытывает дефицит в данных товарах, соглашение теряет элементарный экономический смысл.

Но американская сторона не ограничилась в данном документе лишь квотами, оставив за собой право возбуждать очередные антидемпинговые расследования, нарушая таким образом декларируемые ею же правила свободной торговли.

При этом доводы Минторга РФ о том, что подписание соглашения оставит нам право в дальнейшем добиваться пересмотра его отдельных положений, представляются абсолютно беспочвенными. Напротив, у американцев появится возможность уклоняться от решения вопросов, связанных с доступом на рынок США, ссылаясь на имеющиеся договорные обязательства.

Консолидированная позиция крупнейших металлургических предприятий России была следующей. Предприятия соглашались идти на уступки в вопросе о приостановлении антидемпингового расследования в отношении горячекатаных рулонов, осознавая, что в текущем году это будет означать полное закрытие американского рынка, а в дальнейшем предоставит крайне призрачные перспективы для экспорта. Однако отечественные предприятия шли на это, рассчитывая на понимание с американской стороны по мере снижения сложившейся напряженности.

Но в настоящее время политическая ситуация в корне изменилась, и надеяться на то, что США, подписав столь жесткое соглашение, в дальнейшем пойдут на уступки, не очень-то приходится. Хотя обращение Бориса Ельцина к Биллу Клинтону об урегулировании вопроса об экспорте российской стали позволяет надеяться, что вопрос наконец начнет обсуждаться на самом высоком межгосударственном уровне.

Впрочем, отечественные металлургические комбинаты испытывают трудности не только на рынке США. Недавно Китай начал процесс против наших электротехнических сталей, причем явно с подачи японских производителей, стремящихся попросту монополизировать китайский рынок. Есть проблемы и с поставками в Европу. Сейчас мы поставляем в Европу в основном полупродукты, на которых и работает европейская металлургическая промышленность. Поставки продукции более высокого передела ограничены низкими квотами, пересмотра которых в сторону значительного увеличения мы сейчас требуем.

На фоне отсутствия внятной политики властей по защите интересов отечественных товаропроизводителей на внешних рынках абсолютно нелогичным и экономически не обоснованным выглядит решение предыдущего правительства по введению 5-процентной экспортной пошлины на продукцию черной металлургии.

Мы, конечно, полностью отдаем себе отчет в трудностях правительства по наполнению доходной части бюджета, но тем не менее хотели бы в очередной раз разъяснить свою позицию.

В условиях отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке экспорт для отечественных металлургов, к сожалению, остается едва ли не единственным инструментом выживания предприятий и источником поступления "живых" денег, идущих на модернизацию производства, своевременную выплату заработной платы и налогов. Во многом от экспортной деятельности металлургических предприятий сегодня зависят не только масштабные поступления средств в государственный бюджет, но и социально-политическая обстановка в многомиллионных российских регионах.

За последние десять лет конъюнктура мирового рынка черных металлов существенно ухудшилась. Рынок переживает кризис перепроизводства. В мире появилось большое число новых предприятий с современным металлургическим производством, которые составили серьезную конкуренцию традиционным участникам рынка. Снизилось потребление стали. Эти факторы обусловили резкое падение цен на основные виды металлопродукции.

Для российских металлургов положение усугубляется дискриминационной политикой в торговых отношениях со стороны стран ЕС, США и Канады, к которым постепенно присоединяются другие государства, о чем сказано выше.

На этом фоне введение экспортной пошлины означает для отечественной металлургии снижение конкурентоспособности российской продукции, неизбежные трудности с реализацией инвестиционных программ по реструктуризации и модернизации предприятий в условиях финансового кризиса, отставание отечественной металлургии от ведущих металлопроизводящих стран, потерю рынков сбыта, наконец, непредсказуемые социальные последствия.

Кроме того, экспортная пошлина была введена через несколько дней после заслушивания Программы развития металлургии до 2005 года на Комиссии по оперативным вопросам правительства РФ, где выступали руководители Минэкономики и предприятий. Это свидетельствует о полном непонимании властями ситуации в отрасли и отсутствии элементарной скоординированности всех ветвей исполнительной власти.

Таким образом, введение экспортной пошлины -- это, по сути, новый конфискационный налог, который приведет к усугублению ситуации в одной из базовых отраслей российской экономики.

Дальше правительство повело себя еще более непоследовательно, заявив устами представителя Минэкономики о намерении снизить недавно введенные экспортные пошлины на лом черных металлов. Предприятия черной металлургии давно выступали за введение экспортной пошлины на лом, говоря о необходимости поставить хоть какую-то преграду на пути фактического разграбления национального металлофонда.

Лом черных металлов является одной из основных составляющих металлургического производства, определяющих загрузку его мощностей. В 90-е годы резко сократилось потребление металлопродукции машиностроительными отраслями, что стало ключевым фактором негативной тенденции в сфере ломообразования. В то же время с 1996 года в результате высокой доходности приобретает массовый характер экспорт металлолома в страны ближнего и дальнего зарубежья, что было вызвано отменой пошлин на вывоз лома из России. Так, в 1998 году экспорт лома составил 7,5 млн. тонн, что превысило уровень 1997 года на 40,6%. Отрасль стала испытывать катастрофический дефицит сырья. Эта ситуация отрицательно сказалась на деятельности металлургических предприятий и, соответственно, величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Только благодаря введению пошлин часть лома была переориентирована с экспортных поставок на внутренний рынок. Планы по отмене экспортных пошлин на лом могут вновь создать нездоровую экономическую ситуацию в металлургической промышленности -- отрасли, являющейся одним из основных налогоплательщиков России.

Международный союз металлургов неоднократно подчеркивал, что в ходе реформирования экономики металлургия в силу ее объективных особенностей оказалась в неравном положении по сравнению с другими отраслями. Уровень налоговой нагрузки при действующем законодательстве в металлургии оказался в два раза выше, чем по промышленности в целом. Как наиболее энергоемкая и транспортоемкая отрасль (на нее приходится примерно четверть железнодорожных перевозок в стране), металлургия оказалась под особым ценовым давлением естественных монополистов.

Выход, наверное, один: на государственном уровне должна быть принята и реально осуществляться программа защиты национальных экономических интересов, а экономическая политика государства в отношении одной из базовых отраслей российской экономики должна быть продуманной и последовательной.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».