26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Жигулевский синдром"

Архивная публикация 2008 года: "Жигулевский синдром"

Почему «сдуваются» региональные экономические форумы? Год назад тогдашний глава МЭРТ Герман Греф на пресс-конференции по итогам XI Петербургского международного экономического форума заявил, что правительство намерено оказывать всемерную поддержку развитию региональных экономических форумов страны. Глава экономического ведомства дал понять, что из всего многообразия российских форумных инициатив выживут и станут заметным явлением на внутриэкономическом ландшафте страны только самые конкурентоспособные и эффективные. На тот прошлогодний период, по оценке Германа Грефа, в безусловные лидеры по всем этим критериям вышли Петербургский и Сочинский экономические форумы. Была также отмечена работа Байкальского и Красноярского форумов.
Впрочем, форумный «список Грефа» уже вскоре стал нуждаться в существенных дополнениях, поскольку в начале июля 2007 года в Самаре стартовал принципиально новый межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики». Соорганизаторами этого форума, сразу же сделавшего серьезную заявку на статус общероссийского и даже международного экономического мероприятия, стали Минэкономразвития РФ и правительство Самарской области во главе с прежним губернатором Константином Титовым. «С учетом того, что в работе форума приняли участие представители восьми государств, было предложено придать ему статус международного», — заявил год назад тогдашний министр экономразвития, инвестиций и торговли правительства Самарской области Габибулла Хасаев.
После уверенного старта «Самарской инициативы», которую поддержали предварительным визитом в регион Владимир Путин и команда руководителей федеральных министерств и ведомств, самарскому форуму был дан «зеленый свет» для рывка в первую строчку форумных лидеров. Оставалось лишь определить пути развития «Самарской инициативы» и то, кто должен быть ведущим кластерной инициативы.
С приходом нового губернатора Самарской области Владимира Артякова казалось, что этот вопрос решен. Новый региональный глава являлся выходцем из крупнейшей госкорпорации, руководил АвтоВАЗом. Но ожидаемого прорыва на Втором межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива» не произошло. То, что с развитием «Cамарской инициативы» не все ладно, экспертам стало понятно еще в первый день форума, когда выяснилось, что в президентскую резиденцию «Волжский утес», где проходило мероприятие, в отличие от прошлого года, не приехал никто из статусных фигур российской политики, экономики, науки и бизнеса.
Форум, по замечанию газеты «Коммерсант», проигнорировали даже заместители министров и главы агентств. О нем промолчали федеральные телеканалы, про него скупо, а зачастую и критически отписались центральные СМИ. Даже сам хозяин Второй «Самарской инициативы» губернатор Артяков вдруг сконфуженно заявил, что «мы еще являемся новичками в линейке российских форумов» и что, мол, покуда нельзя равнять Cамарский форум с большими общероссийскими и тем более международными. Как будто и не было прошлогодних успехов и заявлений, словно бы после шага вперед пришлось попятиться назад под лукаво-оправдательные объяснения.
Казалось бы, организаторы нынешнего форума в Жигулях предусмотрели все детали, чтобы по антуражу превзойти прошлогодний «титовский» дебют. Под проведение форума удалось добиться использования знаменитой президентской резиденции «Волжский утес». К причалам были пришвартованы флагманы Волжской флотилии — белоснежные теплоходы «Алексей Толстой» и «Федор Шаляпин». Организаторы позаботились и о массовости мероприятия: вместо 500 прошлогодних участников в этот раз было зарегистрировано целых 700. Глава области Владимир Артяков изначально позиционировал мероприятие как уникальное, не имеющее аналогов, «забыв» о наличии форумных собратьев в Санкт-Петербурге, Сочи и в других регионах. Однако же картина отчего-то складывалась так, что к усилиям организаторов Второй «Самарской инициативы» возникало больше вопросов, чем находилось ответов.
По замечанию главы компании экономического консалтинга «Бакстер-групп» Дмитрия Гусева, организаторы «Самарской инициативы» серьезно просчитались с актуальностью форумной проблематики. С этим можно согласиться, учитывая, например, явное мелкотемье отдельных поворотов жигулевской повестки. «Вместо вопросов макроэкономики, которые вполне логично напрашивались из заявленной тематики, обсуждались проблемы вертолетного маршрута для доставки самарских авиапассажиров в аэропорт «Курумоч». Не прозвучало ни дискуссии о путях развития кластеров, ни инновационных инициатив. К слову сказать, президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин откровенно сказал, что кластеры — это не новое явление, а новые слова, то есть фактически признал, что ничего революционного в самарской инициативе нет.
Представитель Газбанка (Самара) Лина Павлова отметила, что «форум на поверку оказался всего лишь местным междусобойчиком».
По всей видимости, изюминкой Самарского форума должна была стать презентация инициативы губернатора Владимира Артякова по созданию региональной госкорпорации, которую новые областные власти намерены сформировать при поддержке Внешэкономбанка для структурного объединения под единым центром административного единоначалия всех основных направлений регионального бизнеса. Однако эта идея еще на дальних подступах к Самарскому форуму приобрела сомнительный оттенок. Так, партия «Единая Россия» в лице председателя думского комитета по собственности Виктора Плескачевского раскритиковала создание региональной госкорпорации как несистемного и даже противоречащего новым внутриполитическим реалиям образования. Да и Внешэкономбанк вначале осторожно дал понять, что вопрос участия в этом проекте далеко не так прост и совсем не решен, а в рамках самого форума хоть и пошел на предварительное соглашение с самарским облправительством, но с серьезными оговорками и подписанием всего только протокола о намерениях. Сыграла свою роль и неустойчивость позиции авторов самарской госкорпоративной инициативы. Вначале будущее экономическое новообразование во всеуслышание называлось именно региональной госкорпорацией, затем в интервью «Российской газете» губернатор Артяков попытался отыграть ситуацию назад и внести коррективы в формулировки, взявшись объяснять, что-де создается просто корпорация в форме АО. Однако на официальных площадках за этой самарской инициативой уже закрепился устойчивый ярлык: например, на созданном при участии президентской администрации интернет-ресурсе, посвященном развитию регионов, проект Артякова однозначно назван именно региональной госкорпорацией. «Непонятны ее (региональной госкорпорации) функции, права и обязанности. Если она будет заменять региональные органы исполнительной власти, то зачем нужны такие органы?» — недоумевает аналитик «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Любопытный факт: вне рамок обсуждения форума остался важный для области вопрос, связанный с производством автокомпонентов. Совсем недавно глава Ростехнологий Чемезов заявил о создании в Самарской области холдинга по налаживанию такого производства — его возглавит топ-менеджер РАО ЕЭС Владимир Аветисян. Однако ни Чемезов, ни Аветисян в Самару не прибыли. И вопрос о холдинге в повестке дня даже не стоял.
Весь этот сумбурный пролог Самарского форума не мог не сказаться на его результатах и вполне закономерном снижении статуса с отсутствием федеральных персон и практически полном замалчивании «жигулевских новостей» в российских СМИ. Таким образом федеральный центр деликатно дал понять, что не готов делить ответственность за новые самарские инициативы с их радикально настроенными родоначальниками и уж, конечно, больше не рассматривает «Самарскую инициативу» как конкурентоспособную площадку, еще недавно планировавшуюся в одном ряду с Санкт-Петербургским, Красноярским и Кубанским экономическими форумами.

Почему «сдуваются» региональные экономические форумы? Год назад тогдашний глава МЭРТ Герман Греф на пресс-конференции по итогам XI Петербургского международного экономического форума заявил, что правительство намерено оказывать всемерную поддержку развитию региональных экономических форумов страны. Глава экономического ведомства дал понять, что из всего многообразия российских форумных инициатив выживут и станут заметным явлением на внутриэкономическом ландшафте страны только самые конкурентоспособные и эффективные. На тот прошлогодний период, по оценке Германа Грефа, в безусловные лидеры по всем этим критериям вышли Петербургский и Сочинский экономические форумы. Была также отмечена работа Байкальского и Красноярского форумов.
Впрочем, форумный «список Грефа» уже вскоре стал нуждаться в существенных дополнениях, поскольку в начале июля 2007 года в Самаре стартовал принципиально новый межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики». Соорганизаторами этого форума, сразу же сделавшего серьезную заявку на статус общероссийского и даже международного экономического мероприятия, стали Минэкономразвития РФ и правительство Самарской области во главе с прежним губернатором Константином Титовым. «С учетом того, что в работе форума приняли участие представители восьми государств, было предложено придать ему статус международного», — заявил год назад тогдашний министр экономразвития, инвестиций и торговли правительства Самарской области Габибулла Хасаев.
После уверенного старта «Самарской инициативы», которую поддержали предварительным визитом в регион Владимир Путин и команда руководителей федеральных министерств и ведомств, самарскому форуму был дан «зеленый свет» для рывка в первую строчку форумных лидеров. Оставалось лишь определить пути развития «Самарской инициативы» и то, кто должен быть ведущим кластерной инициативы.
С приходом нового губернатора Самарской области Владимира Артякова казалось, что этот вопрос решен. Новый региональный глава являлся выходцем из крупнейшей госкорпорации, руководил АвтоВАЗом. Но ожидаемого прорыва на Втором межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива» не произошло. То, что с развитием «Cамарской инициативы» не все ладно, экспертам стало понятно еще в первый день форума, когда выяснилось, что в президентскую резиденцию «Волжский утес», где проходило мероприятие, в отличие от прошлого года, не приехал никто из статусных фигур российской политики, экономики, науки и бизнеса.
Форум, по замечанию газеты «Коммерсант», проигнорировали даже заместители министров и главы агентств. О нем промолчали федеральные телеканалы, про него скупо, а зачастую и критически отписались центральные СМИ. Даже сам хозяин Второй «Самарской инициативы» губернатор Артяков вдруг сконфуженно заявил, что «мы еще являемся новичками в линейке российских форумов» и что, мол, покуда нельзя равнять Cамарский форум с большими общероссийскими и тем более международными. Как будто и не было прошлогодних успехов и заявлений, словно бы после шага вперед пришлось попятиться назад под лукаво-оправдательные объяснения.
Казалось бы, организаторы нынешнего форума в Жигулях предусмотрели все детали, чтобы по антуражу превзойти прошлогодний «титовский» дебют. Под проведение форума удалось добиться использования знаменитой президентской резиденции «Волжский утес». К причалам были пришвартованы флагманы Волжской флотилии — белоснежные теплоходы «Алексей Толстой» и «Федор Шаляпин». Организаторы позаботились и о массовости мероприятия: вместо 500 прошлогодних участников в этот раз было зарегистрировано целых 700. Глава области Владимир Артяков изначально позиционировал мероприятие как уникальное, не имеющее аналогов, «забыв» о наличии форумных собратьев в Санкт-Петербурге, Сочи и в других регионах. Однако же картина отчего-то складывалась так, что к усилиям организаторов Второй «Самарской инициативы» возникало больше вопросов, чем находилось ответов.
По замечанию главы компании экономического консалтинга «Бакстер-групп» Дмитрия Гусева, организаторы «Самарской инициативы» серьезно просчитались с актуальностью форумной проблематики. С этим можно согласиться, учитывая, например, явное мелкотемье отдельных поворотов жигулевской повестки. «Вместо вопросов макроэкономики, которые вполне логично напрашивались из заявленной тематики, обсуждались проблемы вертолетного маршрута для доставки самарских авиапассажиров в аэропорт «Курумоч». Не прозвучало ни дискуссии о путях развития кластеров, ни инновационных инициатив. К слову сказать, президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин откровенно сказал, что кластеры — это не новое явление, а новые слова, то есть фактически признал, что ничего революционного в самарской инициативе нет.
Представитель Газбанка (Самара) Лина Павлова отметила, что «форум на поверку оказался всего лишь местным междусобойчиком».
По всей видимости, изюминкой Самарского форума должна была стать презентация инициативы губернатора Владимира Артякова по созданию региональной госкорпорации, которую новые областные власти намерены сформировать при поддержке Внешэкономбанка для структурного объединения под единым центром административного единоначалия всех основных направлений регионального бизнеса. Однако эта идея еще на дальних подступах к Самарскому форуму приобрела сомнительный оттенок. Так, партия «Единая Россия» в лице председателя думского комитета по собственности Виктора Плескачевского раскритиковала создание региональной госкорпорации как несистемного и даже противоречащего новым внутриполитическим реалиям образования. Да и Внешэкономбанк вначале осторожно дал понять, что вопрос участия в этом проекте далеко не так прост и совсем не решен, а в рамках самого форума хоть и пошел на предварительное соглашение с самарским облправительством, но с серьезными оговорками и подписанием всего только протокола о намерениях. Сыграла свою роль и неустойчивость позиции авторов самарской госкорпоративной инициативы. Вначале будущее экономическое новообразование во всеуслышание называлось именно региональной госкорпорацией, затем в интервью «Российской газете» губернатор Артяков попытался отыграть ситуацию назад и внести коррективы в формулировки, взявшись объяснять, что-де создается просто корпорация в форме АО. Однако на официальных площадках за этой самарской инициативой уже закрепился устойчивый ярлык: например, на созданном при участии президентской администрации интернет-ресурсе, посвященном развитию регионов, проект Артякова однозначно назван именно региональной госкорпорацией. «Непонятны ее (региональной госкорпорации) функции, права и обязанности. Если она будет заменять региональные органы исполнительной власти, то зачем нужны такие органы?» — недоумевает аналитик «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Любопытный факт: вне рамок обсуждения форума остался важный для области вопрос, связанный с производством автокомпонентов. Совсем недавно глава Ростехнологий Чемезов заявил о создании в Самарской области холдинга по налаживанию такого производства — его возглавит топ-менеджер РАО ЕЭС Владимир Аветисян. Однако ни Чемезов, ни Аветисян в Самару не прибыли. И вопрос о холдинге в повестке дня даже не стоял.
Весь этот сумбурный пролог Самарского форума не мог не сказаться на его результатах и вполне закономерном снижении статуса с отсутствием федеральных персон и практически полном замалчивании «жигулевских новостей» в российских СМИ. Таким образом федеральный центр деликатно дал понять, что не готов делить ответственность за новые самарские инициативы с их радикально настроенными родоначальниками и уж, конечно, больше не рассматривает «Самарскую инициативу» как конкурентоспособную площадку, еще недавно планировавшуюся в одном ряду с Санкт-Петербургским, Красноярским и Кубанским экономическими форумами.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».