3 декабря 2024
USD 107.18 -0.57 EUR 112.8 -1.51
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Камера для ОСАГО: чем может обернуться отмена страховки при регистрации машины
автомобили Автомобили ОСАГО

Камера для ОСАГО: чем может обернуться отмена страховки при регистрации машины

С 1 марта 2025 года полис ОСАГО больше не понадобится при регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции. Соответствующий закон, принятый Государственной думой, подписал в июле президент РФ. С одной стороны, решение изъять этот пункт выглядит логичным. С другой – небольшая экономия для одних автовладельцев может привести к дополнительным расходам для других.

Автострахование

©Валентин Антонов/ТАСС

Формально депутаты просто «пошли навстречу просьбам трудящихся», многие из которых, оказывается, не начинают ездить на машине сразу после постановки ее на учет. Видимо, купили авто просто так, для красоты – пусть себе стоит. Но ведь они при этом уже потратились, а еще вынуждены и страховку приобрести. Непорядок! О том, что можно купить страховой полис на любой срок, буквально на пару дней (такой закон вступил в силу несколько месяцев тому назад) эти люди, наверное, не слышали даже…

При регистрации автомобиля ОСАГО будет не нужен

Именно такой довод – экономия средств автомобилистов – приводили депутаты. Был и другой, весомее: сокращение несвойственных госструктуре задач. Ведь кто продает полис ОСАГО? Страховая компания, то есть коммерческая организация. А почему его наличие/отсутствие должны проверять сотрудники Госавтоинспекции? По тому же принципу отменили несколько лет назад требование предъявлять справку о состоянии здоровья водителя при проведении техосмотра автомобиля.

При этом, как верно замечали депутаты, требование иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств никто не отменял. Отсутствие страховки при движении автомобиля является нарушением закона, за это предусмотрен штраф по статье 12.37 КоАП (500–800 руб.; если оплатить сразу, то вдвое меньше). Впрочем, опираясь на собственный опыт, могу отметить, что полис ОСАГО при остановке автомобиля сотрудники ДПС практически никогда не спрашивают. Да и останавливают ныне редко, разве что во время проведения очередных рейдов. Поэтому, как считает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, принятое решение еще более ослабит контроль государства за наличием договора ОСАГО у автовладельцев.

Ведь и сейчас на дорогах страны довольно много автомобилей без страховки. Встретиться с таким в ДТП никому не пожелаю! Среди моих друзей двое оказались в подобной ситуации. В одном случае удалось вытребовать нужную на ремонт сумму (но не полностью) через год, после нескольких судебных заседаний; в другом – увы, ни копейки. Да, к системе ОСАГО накопилось немало претензий (выплачивают меньше, чем хотелось бы; отказывают по формальным поводам и т. д.), но это все-таки гарантия того, что хотя бы большую часть необходимых денег получишь от страховщиков. В противном случае – «это твои проблемы, и решай их сам».

Сколько по дорогам колесит авто без полиса ОСАГО? Много! По оценке РСА, доля незастрахованных автовладельцев в целом по РФ по итогам 2023-го составила 8,3% (годом раньше – 9,6%). При этом есть регионы-молодцы, где доля незастрахованных водителей совсем небольшая: в Татарстане таких водителей 0,9%, в Самарской области – 1,6%, в Москве – 1,8%. А есть регионы, где полис, видимо, покупать не принято. Так, в Ингушетии доля водителей без ОСАГО в 2023-м составила 77,8%, в Чечне – 60,7%... Да, пожалуй, туда я на машине не поеду.

Семь баллов, три попытки: что изменилось в правилах сдачи экзаменов и получении водительских прав

Почему люди не страхуют свою ответственность, как положено по закону? Во-первых, виновата привычка надеяться на авось: «я опытный, внимательный, со мной ничего не случится, и зачем тогда мне страховка?» Во-вторых, конечно, денег жалко: в среднем годовой полис обходится в 7,5 тыс. руб. А в-третьих, все равно никто на дороге не проверяет, есть он или нет.

Проверка наличия договора ОСАГО при регистрации транспортного средства касалась, в общем-то, небольшой части автомобилей (примерно 7–8 млн из 50 млн), но все-таки это был хоть какой-то стимул. С 1 марта будущего года и его не станет. Следовательно, количество автомобилей без полиса может еще более увеличиться. Чтобы этого не произошло, нужно, по мнению Евгения Уфимцева, как можно скорее вводить альтернативные механизмы контроля за водителями, которые не оформляют ОСАГО. Лучшим вариантом, уточнил глава РСА, могла бы стать проверка наличия договора ОСАГО при помощи дорожных камер.

Вообще, эта тема обсуждается давно, и уже много лет я слышу: вот в этом году обязательно система заработает… осталось несколько технических моментов доработать… опробуем в тестовом режиме… Каждый из участников не раз говорил о готовности со своей стороны. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году заявлял, что город готов ввести систему автоматической фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных. Тестовый режим в столице отработали примерно пять лет назад, и что дальше? Причины, почему не запущена такая функция камер, называются самые разные. Главная – необыкновенная сложность процесса совмещения баз данных РСА и МВД (совместили все-таки, по словам чиновников, еще года 3–4 назад). И, естественно, невозможность допуска новой группы людей к личным данным автомобилистов (вроде тоже уже проблему решили).

Под пристальным взглядом: влияют ли дорожные камеры на безопасность движения

«Сейчас есть понимание, какие действия необходимо предпринять для запуска проекта. В частности, представляется правильным внести поправки в КоАП, которые ограничат наложение штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО, если такое нарушение было выявлено с помощью камер, одним разом в сутки», – предлагает Евгений Уфимцев. Действующая редакция КоАП, уточнил глава РСА, не содержит подобного ограничения, поэтому штраф, выставляемый неоднократно, может стать «существенным финансовым бременем для автомобилистов». Вот! Опять же непрерывная забота о материальном положении простых автомобилистов. Хоть и злостных нарушителей.

Страховщики направили в МВД, Центробанк и Министерство финансов обращение с просьбой (даже с требованием) как можно скорее запустить функцию фиксации автомобилей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер. В Российском союзе автостраховщиков подготовили проект поправок в КоАП, которые нормируют количество фиксаций полисов ОСАГО за один день с помощью видеокамер, согласовали их с профильным комитетом Госдумы. И в МВД возражений по этому поводу вроде бы не возникло. Дело за малым: внести их в Госдуму, рассмотреть и принять. Впрочем, когда это случится, пока неизвестно. Обещают, что в ближайшее время.

Согласно проекту, поправки в ст. 12.37 КоАП уточняют, сколько раз за сутки водителей могут наказывать за отсутствие полисов ОСАГО на основе данных с камер. Как указано в документе, штраф можно будет оформить только один раз. Сейчас штраф составляет 800 руб., но якобы уже идет обсуждение, не повысить ли его до 5 тыс. руб. Чтобы было хотя бы сопоставимо с ценой полиса.

Полоса торможения: Минтранс хочет вернуть штраф за превышение средней скорости

В Госавтоинспекции тоже вроде бы не против таких изменений. По словам главы ГАИ Михаила Черникова, в его ведомстве давно готовы к запуску фотовидеофиксации машин без ОСАГО. Правда, после устранения ряда проблем. Пути решения обсуждали недавно на совместном совещании рабочей группы, созданной чуть больше года назад, куда вошли представители Банка России, Минфина, МВД и РСА. Очередность была предложена следующая:

  • внесение изменений в статью 12.37 КоАП, чтобы водители – нарушители без ОСАГО получали такие штрафы не чаще одного раза в сутки;
  • определить, что фиксация отсутствия полисов ОСАГО камерами будет происходить, только если водитель нарушил ПДД. То есть камера зафиксировала нарушение (к примеру, превышение скорости или выезд на обочину), и сразу должна запуститься проверка полиса;
  • МВД должно, со своей стороны, обеспечить запуск проекта не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП.

Часть автовладельцев принципиально игнорирует обязанность заключать договора ОСАГО, обращает внимание Российский союз автостраховщиков, и сложившуюся практику нужно срочно менять. Потому что, в случае если водитель без страховки станет виновником ДТП, расходы на починку и восстановление здоровья потерпевшим приходится взыскивать через суды, подавая гражданский иск. А денег у виновников чаще всего нет. «При этом от приобретения полиса, скорее всего, отказываются наиболее "аварийные" водители, цена для которых будет высокой, – отмечают в РСА. – То есть проникновение ОСАГО снижается в первую очередь в наиболее рисковом сегменте автомобилистов».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".