19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Ни конца ни края
военный конфликт Ливия США Турция Экспертное мнение

Ни конца ни края

Внешним силам в Ливии нужна победа, а не урегулирование

Пандемия коронавируса не остановила войны и конфликты на Ближнем Востоке. Напротив, в некоторых горячих точках наметилась эскалация. Так, в Ливии стремительное контрнаступление сил Правительства национального согласия (ПНС) едва не привело к разгрому Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Турция перебрасывает на помощь ПНС флот, беспилотники, танки, артиллерию и боевиков из Сирии. В свою очередь, соседний Египет подтягивает бронетанковые части к границе и угрожает военным вмешательством, чтобы не допустить триумфа исламистов. Эти события заставляют задуматься, какие силы определяют судьбу Ливии.

©

Тандем Турция – Катар надеется привести к власти ПНС, в котором значительным влиянием пользуются исламисты, а коалиция ОАЭ – Египет – Франция делает ставку на условно светскую ЛНА. Считается, что Египет и ОАЭ видят в ПНС угрозу своей безопасности и требуют от Хафтара более жестких действий, именно поэтому он фактически саботировал минувшей зимой миротворческие усилия Москвы.

За власть и ресурсы

В этой ситуации Турция принялась открыто перебрасывать в Ливию войска, технику и снаряжение. Для Анкары ставки в Ливии почти так же высоки, как в Сирии, поскольку в этой стране накладываются друг на друга два важных направления турецкой внешней политики. В Ливии Турция соперничает не только с Египтом и ОАЭ, но также со своими старыми недругами – Грецией и Кипром. Не исключено, что на решительное вмешательство в ливийский кризис президента Эрдогана вдохновила российская кампания в Сирии. Ведь в результате этой не слишком обременительной операции Москва не только укрепила свои позиции в регионе, но и обеспечила рекламу продукции своего военно-промышленного комплекса.

Интересно, что Турция действует с молчаливого одобрения США. С одной стороны, американцы видят в Хафтаре потенциального союзника Москвы. С другой – Дональд Трамп стремится переложить на чужие плечи проблему восстановления Ливии, которую его предшественник и лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама помог превратить в несостоявшееся государство.

Тут уместно вспомнить недавнюю статью экс-шефа Пентагона Роберта Гейтса в Foreign Affairs. В ней он признает: в 2011 году США допустили на ливийском направлении две «стратегические ошибки». Первая заключалась в расширении гуманитарной воздушной кампании по защите мирного населения и превращению ее в операцию по свержению режима Каддафи, который на самом деле не представлял непосредственной угрозы национальным интересам США. Вторая – отсутствие планов наведения порядка в стране (например, восстановления вооруженных сил, формирования адекватной ливийским реалиям избирательной системы) с участием самих США и привлечением международного сообщества.

Идлиб как кульминация сирийской войны

Показательно, что на операцию по свержению Каддафи из американского бюджета было потрачено около $1 млрд, а на постконфликтное урегулирование не удалось найти и четверти этой суммы. Гейтс признает, что в результате действий коалиции Ливия погрузилась в хаос гражданской войны, став очагом нестабильности и рассадником терроризма.

Выводы из произошедшего с Ливией можно сделать только очень грустные. Сильные игроки могут вмешиваться в дела других стран, доводя их до катастрофического состояния, но потом отказываются брать на себя ответственность не только за постконфликтное восстановление, но даже за элементарное урегулирование и поведение своих союзников.

Война в Ливии будет продолжаться, пока внешние силы не устанут бороться и не договорятся. Пока же, как только одна из сторон конфликта начинает брать верх, внешние спонсоры вмешиваются, чтобы восстановить статус-кво и попытаться обеспечить превосходство уже своим прокси. Зимой–весной этого года войскам Хафтара не дали захватить Триполи, а теперь можно с уверенностью утверждать, что силам ПНС не позволят разгромить Хафтара.

И так может продолжаться годами. Если у региональных игроков сохранится решимость идти до конца, то разорвать порочный круг будет невозможно. Между тем процесс политического урегулирования кризиса в Ливии находится в тупике. Стороны конфликта в принципе готовы вести переговоры, но только с позиции силы, то есть де-факто диктовать оппонентам условия капитуляции, а для этого нужны решительные военные успехи, добиться которых не представляется возможным.

Автор – старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».