Фестиваль "Каро.Арт": алые паруса по-итальянски и сказка про диктаторов
С 10 по 15 октября в Москве пройдет II фестиваль КАРО.Арт. С 19 по 22 октября часть картин покажут в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре. В программе – важные фестивальные премьеры, прогремевшие на мировых смотрах, в том числе картины, которые не появятся в российском прокате. А также новое заметное российское кино, культовая классика и даже клипы группы Shortparis и разговор с ее участниками Николаем Комягиным и Данилой Холодковым. Встречи с самыми разными деятелями культуры вообще составляют важную часть программы «КАРО.Арт». Например, после премьеры киноверсии спектакля «Упражнения и танцы Гвидо» о том, как бенедиктинский монах на рубеже X–XI веков создал ноты и современную систему записи музыки, состоится встреча с композитором постановки Владимиром Мартыновым и режиссером картины Георгием Исаакяном. После показа записи спектакля «Планета Максимус» придет пообщаться со зрителями актер Александр Петров. Премьеру своего последнего фильма «Сказка» посетит классик Александр Сокуров, которому потом можно будет задать вопросы. Рассказываем подробнее о некоторых из фильмов программы.
- «Химера» Аличе Рорвахер
- «Анатомия падения» Жюстин Трие
- «Отпуск в октябре» Романа Михайлова и программа «Остров Русский»
- «Скарлет» Пьетро Марчелло
- «Сказка» Александра Сокурова
«Химера» Аличе Рорвахер
Смотр откроет последняя работа итальянской постановщицы Аличе Рорвахер из основного Каннского конкурса 2023 года. В прокат его обещают выпустить в конце декабря – январе. Рорвахер обладает своим неповторимым режиссерским почерком: в ее картинах в разных пропорциях перемешаны сказка и драма, социальное и библейское, реалистическое и пасторальное. На Каннском же фестивале почти 10 лет назад произошел дебют Рорвахер с нежным фильмом «Чудеса» о взрослении девочки на семейной ферме по производству меда. Он завоевал вторую по важности награду – Гран-при.
Вторую картину постановщицы «Счастливый Лазарь» отметили в Канне призом за лучший сценарий. «Химера», на съемках которой Рорвахер и ее оператор Элен Лувар использовали разные типы пленки, получила отличные отзывы критиков. В каком-то смысле картины Рорвахер можно отнести к жанру магического реализма, дыхание которого чувствуется и в «Химере».
Главную роль в фильме сыграл Джош О’Коннор, знакомый зрителям, например, по сериалу «Корона». Он изобразил британского археолога, который обладает даром чувствовать, где находятся гробницы с ценнейшими древними артефактами. Это умение очень помогает его знакомым – расхитителям гробниц. Герой вообще способен чувствовать мир глубже, чем большинство других людей, и его главной задачей на самом деле является поиск двери в загробный мир, где находится его возлюбленная. Орфей ищет свою Эвридику.
«Анатомия падения» Жюстин Трие
Психологический триллер «Анатомия падения» в этом году завоевал «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского фестиваля. Французская постановщица Жюстин Трие таким образом стала третьей женщиной в истории после Джейн Кэмпион («Пианино») и Жюли Дюкурно («Титан»), которой вручили одну из самых престижных наград киномира. Картина, которую не может как минимум по этим причинам пропустить ни один уважающий себя киноман, выходит в российский прокат уже 19 октября, но на фестивале ее покажут на неделю раньше.
Трие несколько лет назад уже участвовала в каннском основном конкурсе со своей картиной «Соблазн» (в оригинале Sibyl) о бывшей писательнице, ставшей психотерапевтом, и о ее клиентке-актрисе. Одну из ролей в фильме исполнила немецкая актриса Сандра Хюллер («Тони Эрдманн») – в «Анатомии падения» она играет уже главную роль. Ее героиню, писательницу Сандру, обвиняют в убийстве собственного мужа. Его тело обнаружили под окном их супружеского дома во Французских Альпах. Сандра уверяет, что невиновна, что муж, вероятно, совершил самоубийство, но во время расследования выясняются все новые странные детали, так что ни в чем уже нельзя быть уверенным.
«Отпуск в октябре» Романа Михайлова и программа «Остров Русский»
"Заклятие. Зло внутри": хоррор о культурной идентичности мигрантов
Богата интересными работами программа «Остров Русский», посвященная новейшему авторскому российскому кино. Покажут, например, вызвавший много восторгов на только что завершившемся фестивале «Маяк» в Геленджике фильм Михаила Местецкого «Год рождения». Исполнитель главной роли Эльдар Калимулин получил на этом смотре награду. Медитативное роуд-муви Ильи Поволоцкого «Блажь» демонстрировали до этого на Каннском фестивале в важной синефильской программе «Двухнедельник режиссеров». Фильм, рассказывающий о путешествии по стране отца и дочери с кинопроектором, стал игровым дебютом режиссера-документалиста Поволоцкого.
Можно будет увидеть и картины, которые оценили зрители кинофестиваля в Выборге: «Свет» Антона Коломейца (приз за лучший фильм и диплом за лучший актерский ансамбль в Выборге), «Лиссабон» Светланы Филипповой с театральными звездами Марией Смольниковой и Олегом Ягодиным в главных ролях и «Отпуск в октябре» Романа Михайлова.
Роман Михайлов – определенно, один из самых необычных и самобытных молодых независимых режиссеров сегодня. Он появился в мире кино словно из ниоткуда и стал снимать по несколько фильмов в год, каждый из которых притягивает к себе эстетствующую публику. Михайлов пришел в кино из математики, писательства, театральной режиссуры, и этот необычный сплав, а также, конечно, сам склад личности и мистический взгляд режиссера на мир и делают его картины столь неожиданными.
«Отпуск в октябре» многие считают его лучшей картиной. Главную роль исполнила Мария Мацель, которая запомнилась поклонникам сериала «Перевал Дятлова», а сейчас блистает в сериале «Черное облако». Ее героиня в «Отпуске в октябре», молодая актриса Света, мечтает о больших ролях в серьезном драматическом кино. Однажды она попадает в большой болливудский проект, но съемки почему-то проходят на русском Севере, а на площадке творится черт знает что: никто не знает сценария, все месяцами живут в маленькой гостинице и вообще, кажется, играют в какую-то игру. Границы между жизнью, кино и сном стираются – так же, как и границы временные.
«Скарлет» Пьетро Марчелло
«Скарлет» – еще один фильм из каннского «Двухнедельника режиссеров», и его вряд ли можно будет увидеть в широком прокате. Итальянский режиссер Пьетро Марчелло пришел из документалистики и до сих пор периодически переключается на неигровое кино (картина «Для Лучо» о жизни музыканта Лучо Даллы на фоне истории Италии XX века). Впрочем, документальное и игровое у Марчелло зачастую перемешиваются до неразличимости.
Один из его ранних фильмов «Прекрасная и потерянная» рассказывает реальную историю итальянского фермера, который по собственной инициативе пытался привести в порядок заброшенную охотничью резиденцию неаполитанских Бурбонов. Марчелло начал снимать самого фермера Томмазо Честроне, но в 2013 году тот умер. Тогда режиссер передал роль рассказчика подобранному Томмазо бычку, который становится проводником в мир главного героя. Среди действующих лиц также появляются персонажи итальянской комедии дель арте.
Одним из самых известных фильмов Пьетро Марчелло стал «Мартин Иден», принимавший участие в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Действие романа Джека Лондона Марчелло перенес в Неаполь XX века. В картине «Скарлет» Марчелло продолжает интересным образом взаимодействовать с классикой мировой литературы. На сей раз во Франции оказываются персонажи «Алых парусов» Александра Грина. Многие почувствовали в этой романтической картине обаяние старого французского кино и дух фильмов Жака Деми («Шербурские зонтики»). В роли того самого юноши, чьего появления с Алыми парусами ждет героиня, занят Луи Гаррель.
«Сказка» Александра Сокурова
Мировая премьера картины Александра Сокурова, одного из главных мэтров современного российского кино и наставника талантливых молодых режиссеров, прошла на фестивале в Локарно больше года назад. В нескольких европейских странах, а также в Японии фильм выходил в прокат. В России же его можно было увидеть на петербургском смотре «Пример интонации». В общем, показ на закрытии «КАРО.арт» дает редкую возможность посмотреть эту картину в Москве, да еще и обсудить с создателем.
А обсудить в этом сновидческом фильме есть что: среди героев – Гитлер, Сталин, Муссолини и Черчилль, которые оказались в чистилище, где могут беседовать друг с другом и со своими двойниками. Для воссоздания тиранов были использованы кадры реальной хроники. Сокуров утверждает, что сценарий фильма основан на реальных речах его персонажей. При этом весь мир «Сказки» – изысканный, похожий на гравюру. В общем, картина получилась в высшей степени экспериментальной и при всей серьезности темы наполненной черным юмором.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".