27 июля 2024
USD 85.41 -1.14 EUR 93.17 -1.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Великая ирония": Вуди Аллен снова гостит во Франции
Вуди Аллен кинофильмы Культура

"Великая ирония": Вуди Аллен снова гостит во Франции

В прокате спустя менее чем месяц после премьеры на Венецианском кинофестивале новая, 50-я, работа мэтра Вуди Аллена. В США ему как режиссеру теперь, после обвинений в насилии, выдвинутых его приемной дочерью Дилан, совсем не рады. Так что если раньше обитатель Нью-Йорка Аллен периодически снимал кино в Англии («Матч поинт»), Испании («Вики Кристина Барселона»), Италии («Римские приключения») или Франции («Полночь в Париже») ради творческого удовольствия и разнообразия (отчасти и из-за финансирования), то теперь у него просто нет выбора.

Великая ирония

Кадр из фильма "Великая ирония"

©Кинокомпания "Вольга"

Действие предыдущей ленты Аллена «Фестиваль Рифкина» развивалось во время кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне – и, конечно, премьера картины состоялась именно на этом смотре. «Великую иронию» Аллен поставил в Париже с местными актерами и на французском языке, но попала она в программу не Каннского фестиваля, а Венецианского. Фильм показывали вне конкурса, и он получил отличные оценки прессы.

"Голда. Судный день": Хелен Миррен перевоплотилась в премьер-министра Израиля

Оператором выступил, как и в предыдущих четырех картинах Аллена, глыба Витторио Стораро, снявший, например, «Апокалипсис сегодня» и многие знаковые работы Бернардо Бертолуччи. Это значит, что кадр в фильме заливает магический теплый золотистый свет, в котором артисты и парижские пейзажи выглядят до неприличия прекрасными. Но романтизацией Вуди при этом не занимается: он, как и всегда, ироничен.

Если в двух предыдущих работах Вуди Аллена, да и вообще во многих его фильмах, на первом плане герой – мужчина, то в «Великой иронии» в центре истории все-таки женщина. Точнее, даже две, но обо всем по порядку.

Фанни Фурнье работает в аукционном доме в Париже. Однажды на улице она встречает своего школьного дальнего знакомого Алена. Вместе они учились во французском лицее в Нью-Йорке. Героев изобразили не самые пока известные, но весьма выразительные актеры Лу де Лааж («Путешественница во времени») и Нильс Шнайдер («Банды Парижа», «Воображаемая любовь»).

Выясняется, что в школе Ален был до смерти влюблен в Фанни – красивую, умную, талантливую, непосредственную. Та его еле помнит, но теперешний Ален, ставший писателем, напоминает ей о той, кем она хотела стать. Фанни близка богемная жизнь, и мансарда, которую снимает Ален, ей милее огромной дорогой квартиры, где она обитает. В общем, сразу становится очевидно, что между героями завяжется страстный роман.

Великая ирония

Кадр из фильма "Великая ирония"

Кинокомпания "Вольга"

Но есть одно но. Дело в том, что Фанни несколько лет назад вышла замуж за богатого мужчину неопределенного рода занятий. Он «делает богатых людей еще богаче». Ее мужа Жана Фурнье сыграл Мельвиль Пупо, который все чаще появляется в образах персонажей весьма неоднозначных, а то и вовсе отрицательных (недавняя роль абьюзера в картине «Только ты и я» Валери Донзелли). Жан балует жену и окружает ее любовью, как может, но ей скучно общаться с его поверхностными богатыми друзьями, обсуждающими не литературу и искусство, а еду. И еще ей неприятно чувствовать себя трофейной женой. Кажется, Фанни по-своему даже любит мужа, но все-таки она жаждет чувства более яркого, романтического и всеобъемлющего.

Аллен уморительно потешается над увлечением Жана игрушечными поездами, но за этим есть и второй план: большой ребенок, незрелый человек, который не может позволить, чтобы что-то пошло не по его плану, может натворить дел.

"Первый день моей жизни": фильм-психотерапия от автора "Идеальных незнакомцев"

Жан обожает проводить время на охоте, от чего Фанни не в восторге. А вот ее мать (Валери Лемерсье), периодически гостящая у пары, как раз разделяет увлечения зятя и еще всячески его защищает перед дочерью. Ведь он гораздо лучше предыдущего ее возлюбленного – бедного музыканта, разбившего Фанни сердце!

Именно из-за этой истории Фанни так охотно ответила на ухаживания Жана, души в ней не чающего. Только вот не утихают слухи о том, что он мог иметь отношение к давнему исчезновению своего партнера по бизнесу. Но Фанни в них не верит и посему не беспокоится, что ее измена может иметь последствия чересчур драматические.

Как известно, Вуди Аллен всю жизнь снимает одно и то же кино, и «Великая ирония» – безусловно, тоже один из эпизодов этого длинного-предлинного сериала о парадоксах отношений мужчин и женщин и превратностях судьбы. Французский язык поначалу немного сбивает с толку: кажется, что «Великую иронию» мог бы снять и кто-то из французских авторов. Но чем дальше, тем больше Аллен становится узнаваем.

Например, кто еще может быть настолько нежен и насмешлив по отношению к своим персонажам? Какой еще постановщик способен срежиссировать эпизод одновременно комический и потенциально трагический, ироничный и душераздирающий? К тому же являющийся развязкой фильма, ставящей в нем эффектную точку? В середине картины темп и насыщенность повествования обидным образом проседают, но вот финал, как и всегда, получился у Вуди Аллена феерическим и неожиданным. Как и сама жизнь, полная случайностей, ударов судьбы и ее же добрых подарков.

Великая ирония

Кадр из фильма "Великая ирония"

Кинокомпания "Вольга"

Мораль «Великой иронии» также амбивалентна: она одновременно утешительна и печальна. Жизнь – великий подарок, ведь шанс родиться всего один на сотни миллиардов. Посему очень важно эту жизнь не запороть. Но можем ли мы по-настоящему на это повлиять, если роль случая и удачи столь велика?

"Посредники": лауреат "Золотой пальмовой ветви" вновь исследует современную семью

Рассуждает на эту тему в своем новом романе писатель Ален, но сам этот персонаж, с которым, видимо, в данном случае себя ассоциирует Вуди Аллен, набросан довольно широкими мазками. Это просто очередной герой-романтик и интеллектуал, посвятивший себя творчеству и любви. Он не карикатурен, но и недостаточно проработан.

Гораздо интереснее в фильме Фанни, способная вызвать у зрителя самые разные эмоции. Можно осудить ее за то, что она вышла замуж за человека ей неподходящего. С другой стороны, можно ли осуждать женщину, которая явно пострадала от плохого отношения в прошлом и наконец встретила человека, готового окружить ее заботой и любовью?

Можно со скепсисом отнестись к тому, как в течение фильма она несколько раз меняет свое отношение к обоим возлюбленным. Но и этого делать, вообще-то, не стоит: героиня, пережившая негативный опыт, действительно ценит хорошее к себе отношение и отсекает от сердца тех, кто, как она думает, поступает с ней непорядочно.

Аллен, вновь прикидываясь совсем не серьезным, на самом деле в очередной раз тонко анализирует человеческую психологию. Очень интересна и харизматична также мать героини. Поначалу она раздражает, но потом, как и Фанни, располагает к себе тем, что оказывается человеком, который готов признать свою неправоту. «Великая ирония» внезапно оказывается еще и нежной историей отношений между матерью и дочерью, находящих со временем взаимопонимание.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль