28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Гималаи и смерть
Культура

Гималаи и смерть

Действие сразу двух премьер этой недели разворачивается в Гималаях. Правда, фильмы эти диаметрально противоположны: большая голливудская история «Эверест» Бальтазара Кормакура и камерная история из России «Спасение» Ивана Вырыпаева. «Эверест» пересекается (тематически) и с другим новым релизом: «Моей мамой» Нанни Моретти. Обе картины посвящены, помимо прочего, смерти. Все три ленты были участницами важных фестивалей: «Эверест» – Венецианского, «Спасение» – «Кинотавра», «Моя мама» – Каннского.

«Спасение», режиссер Иван Вырыпаев

«Спасение» – четвертый полнометражный фильм Ивана Вырыпаева, одного из знаковых людей как для новой волны российского кино, так и для театральной «новой драмы». Вырыпаев – художественный руководитель театра «Практика», драматург, сценарист, кино- и театральный режиссер, актер, автор фильмов «Эйфория», «Кислород», «Танец Дели». На «Кинотавре» исполнительница главной роли в «Спасении», театральная художница Полина Гришина, для которой это дебют в кино, получила приз за лучшую женскую роль. Несмотря на это у фильма нашлись и противники. Такая ситуация для картин Вырыпаева вообще привычна: одни их восхваляют, другие разносят в пух и прах. Одни восторгаются его художественным языком и – хочется сказать – текстами его картин, другие находят их претенциозными и бездарными. Но мы не станем сомневаться в таланте режиссера, хотя бы потому что такие полярные мнения никогда не вызывают работы ординарные.

Главная героиня «Спасения», двадцатипятилетняя сестра Анна из Польши, отправляется служить в миссию католического прихода в Гималаях. Когда оказывается, что девушку не смогут сразу встретить и отвезти в нужное место и ей необходимо занять себя в совершенно незнакомом ей мире, ее это пугает. Собственно, пугает ее внешний мир вообще. Но, встречаясь с разными людьми, Анна постепенно преодолевает свой страх и обретает внутреннюю гармонию.

«Спасение» заимствует многое у предыдущих картин Вырыпаева. Так же, как и в «Эйфории», в новой работе режиссера совершенно гипнотические пейзажи, становящиеся полноправными участниками действия. Но если в «Эйфории» метафизический оттенок приобретали Донские пейзажи, то в «Спасении» – виды и красоты Тибета, а именно края Ладакх – части тибетской Индии. Так же, как и в «Эйфории», здесь мало диалогов. В «Спасении» всего два больших диалога (один – сестры Анны с героиней музы и жены Вырыпаева Каролины Грушки – о подобии устройства человека и пылесоса, и второй – с героем Казимира Лиске – преимущественно о группе U2). Как и в «Кислороде», в картине важна тема религии в современном мире. Для «Спасения» она ключевая. Здесь, к сожалению, не обойтись без спойлеров. Весь фильм сестра Анна, все больше принимая внешний мир, будто бы идет к тому, чтобы изменить судьбу и бросить свое занятие. Анну легко можно сравнить с героиней «Оскароносной» польской «Иды» Павла Павликовского. Ида также (и даже в большей степени) проходила испытание мирской жизнью и выдерживала его. Внезапно для зрителя его выдерживает и сестра Анна, которая убеждается в том, что избрала верный путь: ведь Бог существует. «Спасение» – фильм очень светлый. Вырыпаев, чьи картины достаточно мрачны, вдруг говорит о том, что мир, вообще-то, прекрасен. Сестра Анна, лишенная страстей, присущих обычно персонажам режиссера и связанных в первую очередь с любовью, этого мира больше не боится. Но это не заставляет ее окунуться в его омут. Интереснее всего концепция религии, к которой приходит сестра. В насквозь буддийском Тибете она видит службу в единственном католическом храме. Христос на всех изображениях похож на Будду: зрителям забавно, а местных прихожан это совсем не смущает. Все это не важно, ведь Бог – во всем: в воздухе Гималайских гор, в звездном небе, в прохожих, и даже в летающей тарелке, которая то ли привиделась Анне, то ли на самом деле появилась над Тибетом. Видимо, именно такого, растворенного в природе и окружающем мире Бога, близкого к пантеистической концепции, и обрела сестра Анна. Оттого мир и кажется ей удивительным.

Забавная деталь: в одном из эпизодов героиня в исполнении изумительной, естественной и красивой Полины Гришиной, покупает в местном магазине вязаную шапку и становится похожа не на монахиню, а на обычного хипстера (очки ей также в помощь).

Сам Вырыпаев говорит о том, что для него это в первую очередь фильм о России. «Образ моей страны я представил в виде главной героини. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема – коммуникации с "другим" миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя».

«Эверест», режиссер Бальтазар Кормакур

UPI
©UPI

Основанный на реальной трагической истории «Эверест» открывал Венецианский фестиваль этого года. Тогда писали, что фильм нельзя назвать стандартным голливудским блокбастером. Оказалось, что, к счастью, это действительно так.

Картина рассказывает о знаменитом коммерческом восхождении на Эверест в 1996 году. Тогда в лагере, где участники готовились к нему, скопилось огромное количество народу. Две группы альпинистов решили объединиться, чтобы помогать друг другу. Но началась снежная буря, и в результате погибло несколько человек.

От голливудской картины с подобным сюжетом и целым роем актеров-звезд ждешь вполне определенных схем. Исландец Бальтазар Кормакур, зная это и играя со зрителем, выдает в первой половине фильма эпизод, из подобных которому, согласно нашим ожиданиям, и должна состоять вся картина. Персонаж Джоша Бролина, довольно противный поначалу богатый тип, во время подготовки к финальной части экспедиции оступается на узком мостике над пропастью и вот-вот сорвется вниз. Ну, начинается – думает зритель. Но «Эверест» сворачивает с проторенной другими фильмами дорожки. Сначала нам долго рассказывают о том, что происходит с организмом человека на высоте, почему нужна кислородная маска (которую принципиально не использует знаменитый российско-казахстанский альпинист Анатолий Букреев, изображенный исландцем Ингваром Эггертом Сигюрдссоном), etc. А потом показывают, как действительно люди чаще всего умирают в условиях непогоды на сумасшедшей высоте. В фильме героев не засыпает камнями, не накрывает сумасшедшими лавинами. Они не падают с лестниц или мостов. Они никуда не убегают: они еле идут. Тихо замерзают. Или засыпают и незаметно ни для кого падают вниз. Это страшно, и каждая новая смерть в фильме разрывает душу.

О трагедии выжившими участниками событий было написано сразу несколько книг, и у каждого, конечно, – своя версия этой истории. Авторы картины никого явно не обвиняют в том, что жертв в 1996-м могло быть и меньше. Но мысли о том, что принятые некоторыми из героев неверные решения напрямую повлияли на исход событий, не покидают. В такой ситуации, как в никакой другой, видно, что для того чтобы хэппи-энд в жизни отменился, необходимо только раз ошибиться.

У каждого из персонажей «Эвереста» есть своя мотивация для покорения вершины. Почтальон в исполнении звезды арт-кино Джона Хоукса хочет рассказать детям в школе своего городка о том, что даже простой парень может исполнить свои мечты. Стремится вдохновить их своим примером. Герой Джоша Бролина говорит о том, что в обычной жизни его накрывает туча депрессии, которая исчезает в горах. Но любое обоснование в конце концов не кажется убедительным. Главная ценность человека – его жизнь, и гора слишком легко может ее отнять.

«Моя мама», режиссер Нанни Моретти

A-One Films
©A-One Films

Вслед за каннскими «Страшными сказками» Маттео Гарроне в прокат вышла еще одна картина итальянского режиссера из программы основного конкурса фестиваля: «Моя мама» мэтра Нанни Моретти. Мировая пресса после показа в Канне выставила ленте одни из самых высоких оценок на фестивале, однако призов она не получила. Это не лучший фильм обладателя «Золотой пальмовой ветви» за «Комнату сына» Моретти, но многие его эпизоды наполнены истинной теплотой и жизнью. Для режиссера это очень личная картина. У главной героини Маргариты (любимая Нанни Моретти Маргерита Буй) и ее брата (сам режиссер) медленно умирает мать. Такой же опыт незадолго до этого был и у самого Моретти.

Маргарита – режиссер, и во время сильных переживаний она все равно вынуждена работать над фильмом. С ним связан комической пласт «Моей мамы». Центральную роль в социальной ленте Маргариты играет Джон Туртурро (изображающий самого себя). Оказывается, что он не может запомнить ни строчки текста, взбалмошен и любит приврать (говорит, что снимался у Кубрика). «Моя мама» – рефлексия не только о смерти, но и о творчестве, о необходимости творца создавать что-то новое для себя, ломать шаблоны, и о том, что сделать это не так просто.

Моретти в «Моей маме» также приходит к горькому выводу о том, что человек может быть слеп, нечуток и по отношению к себе самому, и по отношению к своим близким. Бывший бойфренд говорит Маргарите о том, что она не очень приятный человек: люди рядом с ней бывают напряжены, ей ничего не нравится, она разрушает все вокруг. Для героини, кажется, это открытие. Как и то, что ее мать, преподававшая всю жизнь латынь, была для своих учеников чем-то большим, чем просто профессором: она учила их жизни. Маргарита упустила что-то очень важное о своей маме, и этого уже не восполнить. Но, несмотря ни на что, в фильме нет надрыва, он по-хорошему спокоен и даже уютен, не в последнюю очередь благодаря прекрасной театральной актрисе Джулии Лаццарини, сыгравшей ту самую маму.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама