22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Худший человек на свете": портрет поколения миллениалов
кинофильмы Культура

"Худший человек на свете": портрет поколения миллениалов

В прокат вышел «Худший человек на свете» норвежского режиссера Йоакима Триера. Картина влюбила в себя многих во время прошлогоднего Каннского фестиваля в том числе благодаря игре исполнительницы главной роли Ренате Реинсве, которой жюри отдало приз за лучшую женскую роль. На грядущей церемонии вручения «Оскара» фильм тоже будет представлен: в номинациях лучший оригинальный сценарий и лучший зарубежный фильм. А еще большим поклонником ленты стал режиссер Пол Томас Андерсон.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Худший человек на свете", норвежского режиссера Йоакима Триера

©Скриншот трейлера фильма / SF STUDIOS / Arte France Cinéma / kino-teatr.ru

"Пэм и Томми": сериал о том, как утечка видео разрушила карьеру Памелы Андерсон

«Худший человек на свете» состоит из двенадцати глав, пролога и эпилога. Молодая девушка Юлия (Реинсве) на протяжении всей картины пытается разобраться, что ей делать с собственной жизнью. Каково ее призвание и есть ли оно вообще? Каким образом она наиболее ярко может творчески себя выразить? Кого она по-настоящему любит? Юлия постоянно меняет занятия: учится на врача, потом на психолога, потом увлекается фотографией, писательством… В итоге застревает на работе в книжном магазине, хотя определенно стремится к большему. Меняет мужчин: живет с известным и в меру скандальным художником-комиксистом Акселем (Андерс Даниелсен Лье, постоянный актер Йоакима Триера), который хочет завести с ней детей, потом с чутким барменом Элвиндом (Херберт Нордрам), которому предыдущая девушка привила привычку думать о проблемах окружающей среды. В общем, Юлия в свои 30 совершенно не представляет, «кем хочет стать, когда вырастет» и какого человека готова увидеть рядом с собой.

«Худший человек на свете» – пятый и лучший фильм Йоакима Триера, по легенде, норвежского дальнего родственника знаменитого датчанина Ларса фон Триера. Последнее, в общем, совсем неважно: Йоаким Триер – сам по себе большая величина в мире фестивального кино. Например, в Канне показывали его «Осло, 31 августа» и англоязычный дебют «Громче, чем бомбы» с Изабель Юппер, Джесси Айзенбергом и Гэбриелом Бирном.

Триер в своих ранних работах исследовал, помимо всего прочего, ментальные расстройства. У героя дебютной «Репризы» был так называемый синдром Стендаля, у персонажей «Осло, 31 августа» и «Громче, чем бомбы» – депрессия, они пытались покончить с собой. Припадки главной героини романтического мистического триллера «Тельма» врачи тоже объясняли психологическими проблемами. На самом деле ее паранормальные способности были ничем иным, как метафорой инаковости и подавления желаний, запрещенных в ее религиозной семье.

"Герой": психологический триллер о лжи и чести

«Худший человек на свете» – самая светлая работа Йоакима Триера. Хотя Юлия не страдает от ментальных проблем, это не означает, что ей живется легко. С героиней может себя идентифицировать почти любой представитель поколения миллениалов, людей, рожденных с начала 1980-х по середину 1990-х (в некоторых классификациях, по начало 2000-х). Так или иначе, речь о тех, чье взросление совпало с интенсивным развитием цифровых технологий. Мир в это время вдруг оказался переполнен возможностями, вариантами жизненных сценариев и стратегий поведения. Казалось бы, очень просто быть счастливым, но путь к счастью, напротив, стал более тернистым, особенно для рефлексирующих людей, а Юлия именно такова.

Можно бесконечно пробовать себя в разных профессиях, но Юлия слишком часто меняет вектор своего развития, и это не способствует достижению конвенционального успеха в чем-либо, а успеха ей явно хочется. Конечно, можно остаться со своей первой большой любовью, но не ждет ли за поворотом кто-то лучше? Кто-то, с кем можно меньше анализировать реальность и больше непосредственно жить. Кажется, что с одним своим бойфрендом Юлия не слишком свободна, в том числе из-за разницы в возрасте, но зато рядом с ним она может творить. С другим словно вся ее повседневность превращается в творчество, но писательство и фотография уходят из ее жизни, она перестает развиваться.

В 30 лет стало совершенно нормальным (но все равно мучительным) еще толком ничего про себя не понимать, как бы этому ни противились некоторые представители старших поколений, упрекающие молодых в инфантильности. В конце концов, и продолжительность жизни сильно увеличилась. В фильме есть эпизод с фотографиями женщин из семьи Юлии. Одна из ее пра-пра-пра до 30 просто не дожила. У представительниц поколений чуть моложе к этому возрасту было по трое – шестеро детей. Возможно, они не светятся от счастья на семейных фотографиях, но зато и мук выбора у них не было. Юлия вообще пока не хочет детей. Во-первых, она полагает, что для начала нужно разобраться с собственной идентичностью. Во-вторых, орущие отпрыски унылых, усталых, погрязших в рутине друзей Акселя ее отчего-то не вдохновляют.

"Камон Камон": плюсы и минусы неожиданного отцовства

Несмотря на название картины, назвать Юлию «худшим человеком на свете» совершенно точно нельзя. Несовершенная, как любой нормальный человек, иногда жестокая, легкомысленная, запутавшаяся – да, но точно не «худшая». Кроме того, обаянию актрисы Ренате Реинсве, немного похожей на Дакоту Джонсон, сопротивляться решительно невозможно. В какой-то момент Юлия сравнивает себя с Бэмби и сама над этим смеется. Но именно о Бэмби ее огромные карие глаза и напоминают.

Картина Триера обладает легкостью и витальностью, нехарактерными для большинства фестивальных лент. Многие даже называют «Худшего человека на свете» романтической комедией. Но Триер не режиссер-ремесленник, и оттого в его фильме, помимо, конечно, тонкости и проникновенности, много изобретательных формальных находок. Например, когда Юлия поддается порыву и с улыбкой бежит на свидание, весь мир, все люди вокруг нее застывают на часы. Ведь всем иногда хочется безболезненно разведать обстановку в альтернативной версии своей действительности, чтобы было легче принять решение. Или мы слышим, как события описывает некий закадровый голос: может быть, героиня потом напишет автобиографический роман?

В конечном итоге фильм все же оказывается печальным. Как бы мы ни старались сделать все правильно, некоторые решения оказываются трагически неверными. А некоторые принимает за нас сама жизнь, не давая никакого выбора.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".